ШЕЛЛИНГ

Найдено 1 определение
ШЕЛЛИНГ
Schelling), Фридрих Вильгельм Йозеф (27.I.1775 - 20.VIII.1854) - немецкий философ, представитель нем. классич. идеализма. В 1798-1803 - проф. ун-та в Иене, где завязал знакомства с И. Г. Фихте, Ф. Шиллером, И. В. Гете, вступил в близкие отношения с иенским кружком романтиков (Ф. Шлегель и др.). В 1806-41 в основном жил в Мюнхене (в 1820-26 читал лекции в Эрлангенском ун-те), был проф. (с 1827) Мюнхенского ун-та, чл. Баварской АН. В 1841-46 - проф. Берлинского ун-та. В 90-е гг. 18 в. Ш., опираясь на новейшие достижения естествознания, разрабатывал проблемы "философии природы" (натурфилософии), трансформировав фихтевскую субъективную диалектику сознания в объективную диалектику природы. В "Системе трансцендентального идеализма" (T?bingen, 1800, рус. пер., Л.-М., 1936) рассматривал как центр, проблему восхождения от субъективного к объективному. В "философии тождества" (первое десятилетие 19 в.) исходным становится у Ш. понятие абсолютного разума, Абсолюта, в к-ром субъективное и объективное неразличимы.

В философско-ист. воззрениях Ш. центр, место занимает проблема свободы, к-рую он связал с представлением о человеке как существе, совмещающем способность и к добру, и к злу. Человек, согласно Ш.,- не изолированное существо, а участник ист. процесса, в к-ром зло побеждается добром. В этом процессе история проходит фазы, названные Ш. "мировыми эпохами". Предваряя Г. Гегеля, Ш. рассматривал историю как прогрессивный процесс - от состояния, в к-ром нет свободы, а сознание помрачено злом, к господству добра, к царству бога на земле. Ш. подчеркивал сверхличный характер ист. процесса: степень свободы, доступной человеку, ставится в зависимость от "мировой эпохи", к к-рой принадлежит каждый индивид, и от достигнутого обществом познания необходимости. В то же время основу доступной человеку свободы Ш. вслед за И. Кантом видит в личном начале - "умопостигаемом характере" индивида, к-рый предшествует опыту, не зависит от времени и от обусловленной временем необходимости.

Во взглядах Ш. приблизительно до 1815 преобладал (несмотря на религ.-мистич. мотивы) идеалистич. рационализм, бытие отождествлялось с разумом, а органом высшего познания провозглашалась интеллектуальная интуиция. В дальнейшем Ш. развил мистич. сторону своей системы, разработав свою "философию мифологии и откровения". Критикуя философию, основывающуюся на разуме, как "отрицательную", Ш. стал искать истину по ту сторону разума, там, где ее указала религия,- в особом "опыте", недоступном к.-л. рациональному познанию, став одним из родоначальников иррационализма нового времени. Философия откровения и мифологии была задумана Ш. как система "теософии", не ограниченная рамками христианства, в к-ром Ш. видел только завершающую, высшую стадию религии (откровение имело место во всех религиях, мифология дохрист. эпохи имела своеобразное ист. содержание, совпадающее с содержанием истинной религии). Ш. утверждал, что задача философии религии не может состоять ни в рационалистич., ни в аллегорич. толковании мифов; последние не нуждаются в толковании. Если в ранних произв. Ш. обосновывал необходимость историко-критич. исследования Библии, то позже он отверг к.-л. критику Библии как ошибочный рационализм. Публичная проповедь "философии откровения", начатая Ш. в 1841 в Берлинском ун-те, куда он был приглашен прусским пр-вом для борьбы с гегельянством, встретила решит. отпор. Молодой Ф. Энгельс, высоко оценив филос. творчество раннего III., в ряде памфлетов показал реакц. сущность поворота III. к мистике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 386-465).

Соч.: Werke, hrsg. von M. Schr?ter, Bd 1 - 12, M?nch., 1927-54; neue Aufl., Bd 1 - 12, M?nch., 1954-59.

Лит.: Асмус В., Маркс и буржуазный историзм, М.-Л., 1933; Mehlis G., Schellings Geschichtsphilosophie in den Jahren 1799-1804, Hdlb., 1906 (Diss.); Schellings Schriften zur Gesellschaftsphilosophie, hrsg. von M. Schr?ter, Jena, 1926; J?ger G., Schellings politische Anschauungen, Hldl., 1939 (Diss.); J?hnig D., Schelling, Bd 1-2, (Pf?llmgen, 1966-69); Schneeberger G., F. W. J. von Schelling. Eine Bibliographie, (Bern), 1954.

В. Ф. Асмус. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Ф. Шеллинг и Вячеслав иванов: «Философия искусства» и символизм

Сычева Светлана Георгиевна
Анализируются тексты Ф. Шеллинга и В.И. Иванова по проблеме символа. Символ, согласно Ф. Шеллингу, есть «символ процесса», и это позволяет понять не только символизируемую идею, но и то, что с ней происходит.
Читать PDF
0.00 байт

Шеллинг в свете новейших исследований

Резвых Петр Владиславович
В статье дается аналитический обзор новейших немецких исследований по философии Шеллинга.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование философских взглядов B. C. соловьева. B. C. соловьев и Ф. Шеллинг

Писарчик Т. П.
В статье рассматривается формирование философских взглядов самого значительного русского философа B.C. Соловьева.
Читать PDF
0.00 байт

Критика спекулятивной теологии: Якоби и Шеллинг

Шевченко Ирина Васильевна
Дискуссия между Якоби и Шеллигом касалась вопроса о возможности философской теологии, т. е. научного, теоретического познания Бога.
Читать PDF
0.00 байт

Теоретическо-текстологический семинар "Шеллинг и феноменология" (24 июня 2015 г. , Санкт-Петербургск

Ананьева Екатерина, Крюков Алексей, Паткуль Андрей
Данная публикация представляет собой расшифровку первого заседания теоретически-текстологического семинара, посвященного возможностям сопоставления философии Шеллинга как одного из представителей послекантовского идеализма и феном
Читать PDF
0.00 байт

Ф. Шеллинг о деятельной сущности природы и теория ноосферы В. Вернадского

Лысый В.П.
Обоснована актуальность теории биосферы и ноосферы В.Вернадского в контексте взаимоотношения человека и природы на современном этапе развития цивилизации, в частности в плане неотложного решения острых экологических проблем.
Читать PDF
0.00 байт

Гегель и Шеллинг о Джордано Бруно: два философских портрета в интерьерах эпохи и «Вечности»

Читать PDF
0.00 байт

Ранний Шеллинг и Кант: поиски безусловного

Резвых Петр Владиславович
Читать PDF
0.00 байт

Шеллинг

Богатырёв Дмитрий Кириллович
Читать PDF
0.00 байт

Шеллинг и Соловьев о проблеме зла

Душин Олег Эрнестович
Рассматривается влияние метафизики Шеллинга на формирование учения Владимира Соловьева об «онтологическом» статусе зла.
Читать PDF
0.00 байт

Философия свободы Шеллинга и ее влияние на Ф. М. Достоевского: жажда самообожения как источник зла в

Бузина Татьяна Вячеславовна
Рассматриваются представления Ф. Шеллинга о свободе как основании личности и о ее неправомерном использовании, ведущем к ложному обожению или самообожению, и аналогичные взгляды Ф.М.
Читать PDF
0.00 байт

«Эпикурейское вероисповедание строптивого Гейнца» Ф. Шеллинга. Опыт поэтического перевода

Золотухин Всеволод Валерьевич
Автор представляет поэтический перевод сатирической поэмы Ф.В.Й. Шеллинга, написанной в 1799 г.
Читать PDF
0.00 байт

Между Э. Т. А. Гофманом и Ф. Шеллингом: медицинский дискурс в творчестве В. Ф. Одоевского

Сакрэ Н.В.
В статье анализируется медицинский дискурс в литературном творчестве В.Ф. Одоевского, писателя, которого по праву можно считать одним из первых, кто ввел в русскую литературу медицинскую тему. Подчёркивая важную роль медицины, В.
Читать PDF
0.00 байт

Русское романтическое шеллингианство первой половины XIX в

Липич Тамара Ивановна
В статье рассматривается взаимосвязь и взаимовлияние философских культур России и Германии.
Читать PDF
0.00 байт

Философия мифа Ф. В. Й. Шеллинга

Заугольникова Арина Владимировна
О философии мифа в философском наследии Шеллинга представителя немецкой классической философии. В статье анализируются и систематизируются аспекты мифа в философии Шеллинга.