ШЕЛЛИНГ
ШЕЛЛИНГ
Schelling), Фридрих Вильгельм Йозеф (27.I.1775 - 20.VIII.1854) - немецкий философ, представитель нем. классич. идеализма. В 1798-1803 - проф. ун-та в Иене, где завязал знакомства с И. Г. Фихте, Ф. Шиллером, И. В. Гете, вступил в близкие отношения с иенским кружком романтиков (Ф. Шлегель и др.). В 1806-41 в основном жил в Мюнхене (в 1820-26 читал лекции в Эрлангенском ун-те), был проф. (с 1827) Мюнхенского ун-та, чл. Баварской АН. В 1841-46 - проф. Берлинского ун-та. В 90-е гг. 18 в. Ш., опираясь на новейшие достижения естествознания, разрабатывал проблемы "философии природы" (натурфилософии), трансформировав фихтевскую субъективную диалектику сознания в объективную диалектику природы. В "Системе трансцендентального идеализма" (T?bingen, 1800, рус. пер., Л.-М., 1936) рассматривал как центр, проблему восхождения от субъективного к объективному. В "философии тождества" (первое десятилетие 19 в.) исходным становится у Ш. понятие абсолютного разума, Абсолюта, в к-ром субъективное и объективное неразличимы. В философско-ист. воззрениях Ш. центр, место занимает проблема свободы, к-рую он связал с представлением о человеке как существе, совмещающем способность и к добру, и к злу. Человек, согласно Ш.,- не изолированное существо, а участник ист. процесса, в к-ром зло побеждается добром. В этом процессе история проходит фазы, названные Ш. "мировыми эпохами". Предваряя Г. Гегеля, Ш. рассматривал историю как прогрессивный процесс - от состояния, в к-ром нет свободы, а сознание помрачено злом, к господству добра, к царству бога на земле. Ш. подчеркивал сверхличный характер ист. процесса: степень свободы, доступной человеку, ставится в зависимость от "мировой эпохи", к к-рой принадлежит каждый индивид, и от достигнутого обществом познания необходимости. В то же время основу доступной человеку свободы Ш. вслед за И. Кантом видит в личном начале - "умопостигаемом характере" индивида, к-рый предшествует опыту, не зависит от времени и от обусловленной временем необходимости. Во взглядах Ш. приблизительно до 1815 преобладал (несмотря на религ.-мистич. мотивы) идеалистич. рационализм, бытие отождествлялось с разумом, а органом высшего познания провозглашалась интеллектуальная интуиция. В дальнейшем Ш. развил мистич. сторону своей системы, разработав свою "философию мифологии и откровения". Критикуя философию, основывающуюся на разуме, как "отрицательную", Ш. стал искать истину по ту сторону разума, там, где ее указала религия,- в особом "опыте", недоступном к.-л. рациональному познанию, став одним из родоначальников иррационализма нового времени. Философия откровения и мифологии была задумана Ш. как система "теософии", не ограниченная рамками христианства, в к-ром Ш. видел только завершающую, высшую стадию религии (откровение имело место во всех религиях, мифология дохрист. эпохи имела своеобразное ист. содержание, совпадающее с содержанием истинной религии). Ш. утверждал, что задача философии религии не может состоять ни в рационалистич., ни в аллегорич. толковании мифов; последние не нуждаются в толковании. Если в ранних произв. Ш. обосновывал необходимость историко-критич. исследования Библии, то позже он отверг к.-л. критику Библии как ошибочный рационализм. Публичная проповедь "философии откровения", начатая Ш. в 1841 в Берлинском ун-те, куда он был приглашен прусским пр-вом для борьбы с гегельянством, встретила решит. отпор. Молодой Ф. Энгельс, высоко оценив филос. творчество раннего III., в ряде памфлетов показал реакц. сущность поворота III. к мистике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 386-465). Соч.: Werke, hrsg. von M. Schr?ter, Bd 1 - 12, M?nch., 1927-54; neue Aufl., Bd 1 - 12, M?nch., 1954-59. Лит.: Асмус В., Маркс и буржуазный историзм, М.-Л., 1933; Mehlis G., Schellings Geschichtsphilosophie in den Jahren 1799-1804, Hdlb., 1906 (Diss.); Schellings Schriften zur Gesellschaftsphilosophie, hrsg. von M. Schr?ter, Jena, 1926; J?ger G., Schellings politische Anschauungen, Hldl., 1939 (Diss.); J?hnig D., Schelling, Bd 1-2, (Pf?llmgen, 1966-69); Schneeberger G., F. W. J. von Schelling. Eine Bibliographie, (Bern), 1954. В. Ф. Асмус. Москва.