ученые мужи, носящие широкий пояс – сословие в феодальном Китае, главным образом лица, выдержавшие экзамен на ученую степень и получившие таким образом право занимать государственные и общинные должности.
ШЭНЬШИ
ШЭНЬШИ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ШЭНЬШИ
часть господств. класса в феод. Китае. К Ш. принадлежали лица, выдержавшие экзамены на ученую степень, к-рая давала им право занимать гос. должности; бывшие чиновники с семьями; состоят. семьи, традиционно составлявшие верхушку местного общества и опору власти на местах (распростр. понятия «Ш.» на сотни тыс. обладателей низших ученых степеней, составлявших значит. часть сел. ителлигенции — учителей, общинных служащих, встречает в лит-ре серьезное возражение). Ш. поставляли кадры для всех звеньев гос. аппарата, держали в руках местное самоуправ., выступали в кач-ве хранителей офиц. конфуцианской идеологии и традиций. Пользовались рядом привилегий: не платили подушного налога, освобождались от рекрутского набора, не подлежали телесным наказаниям, носили особое платье. Сословие Ш. сложилось между 2 в. до н.э. и 10 в. н.э., когда выработался порядок замещения посредством экзаменов б.ч. гос. долж-ностей. Щ
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ШЭНЬШИ
кит., букв. - ученые мужи, носящие широкий пояс (в древности служивший символом власти); неточное англ. - gentry, джентри) - часть господствующего класса в феод. Китае. К Ш. принадлежали лица, выдержавшие экзамены на ученую степень, к-рая давала им право занимать гос. должности; бывшие чиновники с семьями; состоятельные семьи, традиционно составлявшие верхушку местного общества и опору власти на местах (распространение понятия "Ш." на сотни тыс. обладателей низших ученых степеней, составлявших значит. часть сел. интеллигенции - учителей, общинных служащих, встречает в лит-ре серьезное возражение). Ш. поставляли кадры для всех звеньев гос. аппарата, держали в руках местное самоуправление, выступали в качестве хранителей офиц. конфуцианской идеологии и традиций. Пользовались рядом привилегий: не платили подушного налога, освобождались от рекрутского набора, не подлежали телесным наказаниям, носили особое платье. Сословие Ш. сложилось между 2 в. до н. э. и 10 в. н. э., когда выработался порядок замещения посредством экзаменов большей части гос. должностей. В 10-15 вв. (за исключением периода монг. господства, 13-14 вв.) экзаменационная система пережила расцвет. С 15 в. стала возможной также покупка ученых степеней. После отмены в 1905 экзаменационной системы сословие Ш. оформлялось традицией. С победой революции в 1949 оно было ликвидировано. Лит.: Но Ring-ti, The Ladder of Success in Imperial China. Aspects of social mobility. 1368-1911, N. Y.-L., 1962; Chang Chung-li, The income of the Chinese Gentry, Seattle, 1962. B. H. Никифоров. Москва.