ШЕРВАШИДЗЕ (ЧАЧБА) Александр Константинович

Найдено 1 определение
ШЕРВАШИДЗЕ (ЧАЧБА) Александр Константинович
24(12). 12.1867 (Феодосия) - 17.08.1968 (Монте-Карло). Художник театра, график, живописец и критик. Сын абхазского князя Константина Георгиевича Шервашидзе, высланного с Кавказа за участие в национальном восстании, и пианистки Наталии Матвеевны Данлуа. Готовился, по семейной традиции, к военной карьере, поступил в Нижегородский кадетский корпус. После смерти отца в 1883 оставил учебу из-за недостатка средств и переехал к матери в Киев. Окончил реальное училище. Брал уроки рисования у И. Ф. Селезнева и изучал историю искусств под руководством А. В. Прахова. В 1891 стал вольнослушателем МУЖВЗ. В 1893 по совету В. Д. Поленова уехал в Париж, учился в академиях Ф. Кормона и Р. Жюльена. Познакомился с А. Н. Бенуа, В. Э. Борисовым-Мусатовым, И. Э. Грабарем, М. А. Волошиным и В. А. Серовым. Был близок к кругу «Мира искусства». В 1899 вернулся в Москву, участвовал в 6-й выставке МТХ, затем вновь надолго обосновался в Париже. В 1906 участвовал в Выставке русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в парижском Осеннем салоне. В конце 1906 вернулся в Россию и поселился в Петербурге. В 1907 по рекомендации А. Я. Головина возглавил одну из шести специальных художественно-декоративных мастерских Императорских театров. Оформил около 40 спектаклей для Мариинского и Александринского театров: оперы «Фауст» Ш. Гуно (1909), «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1909), «Талисман» Р. Дриго (1909), «Миранда» Н. М. Казанли (1910), «Чудо роз» П. Шенка (1914), «Синяя Борода» Ж. Оффенбаха (1914), пьесы «Шут Тантрис» Э. Хардта (1910), «Раздел» А. Ф. Писемского (1912), «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и «Макбет» Шекспира (1913) и др. Сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, Н. Н. Евреиновым. В 1911-12 работал в Старинном театре, познакомился с будущей женой - актрисой и режиссером Н. И. Бутковской. В 1912 получил бронзовую медаль за эскизы к юбилейному спектаклю в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года. Театральные эскизы, портреты артистов, художников и литераторов (А. Н. Бенуа, Н. Н. Евреинов, М. А. Волошин и др.) были показаны на выставках СРХ (1909), «Мир искусства» (1911-15), в «Салоне» В. А. Издебского (1909/10), выставках русского искусства за границей. Публиковал критические статьи и обзоры художественной жизни России и Франции в журналах «Мир искусства», «Аполлон», «Искусство», «Золотое руно». В мае 1917 был назначен главным художником Петроградских государственных театров. В начале 1918 уехал в Абхазию. Вместе с Н. И. Бутковской входил в Сухумское артистическое общество. Открыл детскую художественную школу, преподавал рисование. Читал лекции по искусству в городах Закавказья. Вместе с Н. Евреиновым, В. Каменским и А. Санадзе осуществил в Абхазии несколько театральных постановок. В 1919 выехал с женой в Крым, к Волошину. В 1920 по приглашению Дягилева приехал в Париж. Работал художникомисполнителем Русского балета, писал декорации по эскизам многих известных сценографов. Оформил балет «Триумф Нептуна» J1. Бернерса (балетм. Дж. Баланчин, Русский балет С. П. Дягилева, Лондон, 1926), спектакли «Веселая смерть» Н. Н. Евреинова (Париж, театр «Vieux-Colombier», 1922), «Женитьба» Н. В. Гоголя (Брюссель, Театр Марэ, 1922), «Провинциалка» и «Вечер в Сорренто» И. С. Тургенева (театр «Колизей», реж. Н. И. Бутковская, 1923), детские спектакли «Приключения игрушек» и «Русский праздник» (реж. Бутковская, 1922). После 1929 сотрудничал с Ballet Russe de Monte-Carlo и европейскими театрами. Совершил театральное турне по Америке. Писал портреты, жанровые картины, пейзажи и натюрморты с театральными масками. Оформил несколько французских изданий, в том числе книги «Четыре русские сказки» (Париж, 1923) и «Народные русские сказки, песни и шутки» (Париж, 1921, 1927). Участвовал в выставках общества «Мир искусства» в галерее La ВоеПе и в рамках Осеннего салона (1921; председатель оргкомитета выставок), выставках русского искусства в Амстердаме (1924), Париже (La Renaissance, 1932) и Лондоне (Whitechapel, 1921; Belgrave Square, 1935), выставке «Танец в живописи» (Париж, Международный архив танца, 1934). Вместе с кн. А. Трубецким возглавлял отделение живописи в Русском институте истории искусств в Париже (1921). В 1940 поселился в Монте-Карло. В 1946 исполнил декорации и костюмы к балету «Шота Руставели» на музыку Н. Н. Черепнина, А. Онеггера и X. Харшани (реж. Евреинов, балетм. С. Лифарь; Ballet Russe de Monte-Carlo; Париж, Лондон). После смерти жены (1948) жил одиноко, последние годы жизни провел в старческом доме. В 1958 подарил около 500 работ и личный архив Сухумской картинной галерее и Государственному музею искусств Грузии в Тбилиси. В 1969 мемориальные выставки состоялись в Пицунде и в ряде городов Грузии, в 1986 - в Центральном доме художника в Москве. В 1985 прах художника был перевезен в Сухуми.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999