Шестаков (Петр Дмитриевич, 1826 - 1889) - педагог и писатель. Окончил курс на историко-филологическом факультете Московского университета. Был инспектором, потом директором смоленской гимназии. В 1860 - 1863 гг. был инспектором Московского университета; в 1863 г. назначен помощником попечителя Казанского учебного округа, а с 1865 г. занял пост попечителя того же округа, который оставил незадолго до смерти. За время его попечительства Казанский университет значительно расширил свои учебно-вспомогательные учреждения; в округе увеличилось число гимназий и училищ. Напечатал: "Святой Стефан, просветитель Пермский" ("Известия и Ученые записки Казанского университета", 1868); "Просветители лопарей архимандрит Феодорит и святой Трифон Печенегский" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1868, часть 139); "Некоторые сведения по распространению христианства у калмыков" (ib., 1869, часть 145); "О школах Буинского уезда Симбирской губернии" (ib., 1867, часть 134); "Общественное воспитание" ("Воспитание", 1861, и отдельно); "Песталоцци. Его жизнь и практическая деятельность" (ib., 1864, и отдельно); "Очерки общественного воспитания" (ib., 1863); "Мысли Николая Михайловича Карамзина о воспитании" (Казань, 1866); "Московский университет в 1840 г." ("Русская Старина", 1886) и др. Ср. Н. Фирсов "Памяти П.Д. Шестакова. Мысли его об общественном воспитании в России" (Казань, 1891).
Шестаков Петр Дмитриевич
— тайный советник, бывший попечитель Казанского учебного округа, писатель. Родился 27-го июня 1826 года в с. Алферьеве, Масальского уезда, Калужской губернии, где отец его был священником. Рано лишившись отца, Шестаков, благодаря поддержке своего дяди А. Я. Смирнова, служившего в Тверской казенной палате, получил хорошее образование. Отданный сначала в уездное училище, он затем перешел в Тверскую гимназию, курс которой и окончил с серебряной медалью. Высшее образование получил в Московском Университете на историко-филологическом факультете и, выпущенный оттуда кандидатом историко-филологических наук, в том же году был назначен старшим учителем греческого языка Смоленской гимназии и в этой должности пробыл год, причем исполнял и обязанности секретаря педагогического совета гимназии. Его педагогическая деятельность в Смоленской гимназии в этот период времени прекрасно описана им же самим в его воспоминаниях "Первый год моей учительской службы", напечатанных им в "Волжском Вестнике" за 1889 г. (№№ 272, 277, 281 и 283). В том же году, он перевел еще на русский язык трагедии Эврипида: "Медея" (напечатана в "Ученых Записках Императорского Казанского Университета" за 1865 г.), "Ипполита, несущего венок" (там же за 1871 г.) и "Троянки" (там же за 1875 год). Чтобы легче оказывать поддержку матери и дяде, давшему ему образование, Шестаков в 1847 году просил о переводе своем в Тверь и 20-го июня того же года был переведен на должность учителя греческого языка в Тверскую гимназию, где вместе с тем занял и должность комнатного надзирателя в гимназическом пансионе. В Твери Ш. прослужил всего два года и в это время, вместе с директором гимназии H. M. Коншиным, немало потрудился над изданием Сильвестровского "Домостроя" и над описанием рукописи "Послание митрополита Фотия к войску в Свияжск". Назначенный 1-го сентября 1849 года старшим учителем русской словесности в 4-ую Московскую гимназию, Шестаков в течете трех лет преподавал то греческий, то русский язык, не оставляя, в то же время, и своих литературных работ. Служба в Москве дала ему возможность обратить на себя внимание попечителя учебного округа графа Строганова, и последний уже в конце 1852 года, несмотря на его молодые годы, назначил Ш. инспектором Смоленской гимназии. Прослужив во второй раз в той гимназии три года, Шестаков около двух лет исполнял в ней должность директора и продолжал по-прежнему заниматься наукой и литературой. К этому времени относится напечатанный им целый ряд статей по истории и географии Смоленской губернии, серия "Педагогических писем" помещенных в "Московских Ведомостях" и "Историческая записка о Смоленской гимназии за 50 лет ее существования". Избранный в 1855 г. членом-корреспондентом Смоленского губернского статистического комитета, Шестаков в том же году (6-го декабря) был назначен директором училищ Смоленской губернии и в этих должностях прослужил до 21-го июля 1860 года, когда был переведен в Москву исправляющим должность инспектора студентов Московского университета; однако в этой должности он оставался всего лишь год, и 29-го июля следующего был назначен инспектором училищ Московского учебного округа. Командированный затем на казенный счет на четыре месяца за границу для ознакомления с иностранными учебными заведениями, он побывал в Швейцарии, Германии и Франции и тщательно изучил постановку учебного и воспитательного дела во многих тамошних учебных заведениях. По возвращении из командировки, Шестаков был назначен 17-го апреля 1863 г. помощником попечителя Казанского учебного округа, а затем, произведенный 27-го февраля 1864 года в действительные статские советники, он в следующем году (5-го февраля) занял пост попечителя Казанского учебного округа. Это время было как раз временем многочисленных реформ, начавшихся введением в 1863 году нового университетского устава и закончившихся опубликованием в 1872 году устава реальных училищ. Шестакову, как помощнику попечителя, а затем и попечителю округа, пришлось принять самое деятельное участие сначала в обсуждении и выработке всех этих реформ, а потом и в проведении их в жизнь. Будучи сам превосходных знатоком древних языков, П. Д. был горячим сторонником классической системы и немало потрудился при преобразовании в 1866 году гимназии, когда они были разделены на классические и реальные и при выработке устава гимназии 1871 года, вводившего строгую классическую систему. В то же время, Шестаков поднял вопрос об учреждении нескольких образовательных заведений для инородцев и по его представлению в Казани были основаны учительская крещено-татарская школа, инородческая учительская семинария и много инородческих школ, причем для наблюдения над этими последними были учреждены особые должности инспекторов инородческих школ. Помимо административно-педагогической деятельности, Шестаков в Казани по-прежнему про должал вести свои научные и литературные работы. К этому периоду времени относятся его печатные исследования о св. Стефане Великопермском и об изобретенной им пермской азбуке, а также ряд статей по вопросам об инородческом образовании, помещенных в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (где были напечатаны следующие его статьи: 1) "О школах Буинского уезда Симбирской губернии", (за 1867 г. ч. 134, апрель) 2) "Еще несколько слов об образовании инородцев" (за 1867 год ч. 135, сентябрь), 3) "Просветители Лопарей архимандрит Феодорит и св. Трифон Печенегский" (за 1868 г. ч. 139, июль), 4) "Некоторые сведения по распространению христианства у калмыков" (за 1869 г. ч. 145, октябрь), 5) "Чтение древнейшей Зырянской надписи, единственного сохранившегося до сего времени памятника времени св. Стефана Великопермского" (за 1871 г. ч. 153, январь) и несколько мелких статей в журнале "Православный Собеседник" и в "Ученых записках Императорского Казанского Университета". Затем дальнейшая научно литературная деятельность Шестакова сосредоточилась главным образом в "Казанском Обществе Археологии, Истории и Этнографии", возникшем в 1878 году после IV археологического съезда, происходившего в Казани в 1877 году. Избранный с возникновением вышеупомянутого Общества его председателем, он в течении шестилетнего своего председательства был одним из наиболее деятельных его работников и представил целый ряд рефератов, и сообщений, касавшихся различных вопросов местной археологии, истории и этнографии. Прослужив в должности попечителя Казанского учебного округа ровно 18 лет, Шестаков в 1883 году (18-го июня) вышел в отставку. Произведенный 20-го апреля 1869 года в тайные советники, Ш. получил ряд наград до ордена св. Александра Невского, (15-го мая 1883 года). Выйдя в отставку, Шестаков по-прежнему продолжал жить в Казани, начав деятельно сотрудничать в "Волжском Вестнике", где напечатал ряд своих статей, касавшихся преимущественно разных педагогических вопросов; из них особенный интерес представляет статья "Первый год моей учительской службы" ("Волжский Вестник" за 1889 год №№ 272, 277, 281 и 283), напечатанная за несколько дней до его смерти и ярко характеризующая постановку учебного дела в гимназиях в конце 1840-х годов. Наградой за научно-литературную деятельность для Шестакова было избрание его в почетные члены Императорского Казанского Университета (1-го февраля 1875 года), в почетные члены Казанской Духовной Академии (14-го марта 1875 года) и в члены нескольких других ученых обществ и учреждений. Не ограничиваясь административно-педагогической и учено литературной деятельностью, Шестаков посвящал немало времени на служение обществу и в других сферах. Так он дважды состоял гласным Казанской городской думы, с 1867 по 1870 год стоял во главе вновь возникшего тогда в Казани Братства св. Гурия, имевшего своего задачей просвещение инородцев, был в течение двух лет во главе Казанского отдела Красного Креста, принимал весьма деятельное участие в учреждении Общества вспомоществования недостаточным студентам Казанского Университета и был с самого учреждения этого общества в 1871 году председателем его до выхода своего в отставку, и наконец с 1880 года и до смерти был почетным мировым судьей г. Казани. П. Д. Шестаков скончался в Казани 24-го ноября 1889 года. Тело его погребено там же на Куртинском кладбище. После его смерти остался большой дневник, который он вел более 40 лет.
"Волжский Вестник" 1883 г. 1-го июля, и 1889 г. №№ 292, 293 и 294; "Знакомые". Альбом М. И. Семевского. СПб. 1888 г.; "Исторический Вестник" 1890 г. т. XXXIX, февраль, стр. 495, некролог; "Новое Время" 1889 г. 1-го декабря № 4943, некролог; "Сын Отечества" 1889 г. № 323, некролог; "Русский" на 1891 г. некролог, стр. 288; "Всеобщий Календарь" на 1891 г., некролог, стр. ; "Дневник А. В. Никитенко" т. III, стр. 230; П. Д. Шестаков: "Тяжелые дни Казанского университета (из посмертных записок)" в Русск. Стар. 1896, т. LXXXVIII стр. 518—539; Его же: "Посмертные записки. Студенческие волнения в Казани в 1887 г. Русск. Стар. 1892, т. LXXIV, стр. 489—539. Его же: "Из воспоминаний педагога" ("Воспитание") 1862, № 9).
Е. Ястребцев.
{Половцов}
Шестаков,
Петр Дмитриевич(1826—1889) — педагог и писатель. Окончил курс на историко-филологическом факультете московского университета. Был инспектором, потом директором смоленской гимназии. В 1860—63 гг. был инспектором московского университета; в 1863 г. назначен помощником попечителя казанского учебного округа, а с 1865 г. занял пост попечителя того же округа, который оставил незадолго до смерти. За время его попечительства казанский университет значительно расширил свои учебно-вспомогательные учреждения; в округе увеличилось число гимназий и училищ. Напечатал: "Св. Стефан, просветитель Пермский" ("Известия и Ученые Записки Казанского Университета", 1868); "Просветители лопарей архимандрит Феодорит и св. Трифон Печенегский" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1868, ч. 139); "Некоторые сведения по распространению христианства у калмыков" (ib., 1869, ч. 145); "О школах Буинского уезда Симбирской губернии" (ib., 1867, ч. 134); "Общественное воспитание" ("Воспитание", 1861, и отдельно); "Песталоцци. Его жизнь и практическая деятельность" (ib., 1864, и отдельно); "Очерки общественного воспитания" (ib., 1863); "Мысли Ник. Мих. Карамзина о воспитании" (Казань, 1866); "Московский университет в 1840 г." ("Русская Старина", 1886) и др.
Ср. Н. Фирсов, "Памяти П. Д. Шестакова. Мысли его об общественном воспитании в России" (Казань, 1891).
{Брокгауз}
Шестаков, Петр Дмитриевич
с 1865 г. попечитель Казанского учебного округа, тайн. сов. с 1869 г., писатель; р. 182? г., † 187? г.
{Половцов}