(р. 03.07.1939) — спец. в обл. эстетики; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Дербент (Дагестан). Окончил Азерб. гос. консерваторию им. Уз.Гаджибекова (1963), асп. кафедры эстетики филос. ф-та МГУ (1970). В 1977—1986 — проректор, зав. кафедрой филос. Театрального училища им. Б.В.Щукина; в 1986—1991 — зав. кафедрой филос. Моск. гос. консерватории им. П.И.Чайковского. С 1991 по наст. вр. — проф. кафедры филос. Гос. ун-та управления им. С.Орджоникидзе, проф. Академии класс. балета Большого театра. Обл. науч. интересов Ш. — формы и этапы освоения человеком эстетич. реальности, возможности и границы трансформации дух. мира средствами искусства, проблемы освоения отеч. филос.-эстетич. наследия. Одна из центр. идей, разрабатываемых III.,— идея построения некласс. эстетики. Согласно Ш., сложная, многоуровневая структура эстетич. опыта не м.б. освоена лишь в традиц. категориях класс. эстетики, редуцирующей индивидуальный эстетич. опыт к деятельности абстрактного эстетич. субъекта. Некласс. эстетика осмысливает опыт индивидуального жизнестроения в "формах витальности". Принцип дискретности эстетич. опыта класс. эстетики уступает место принципу континуальности. Ш. выделяет в качестве особого эстетич. объекта сферу обыденной жизни, признание разноуровневости сферы обыденного рассматривается в качестве необходимой предпосылки конструирования "новой" эстетики. В отеч. филос.-эсте-тич. мысли — от К.Леонтьева до А.Лосева — Ш. видит прообраз некласс. эстетики. Др. обл. применения принципов некласс. эстетики — музыкальное сознание. Музыка не есть иллюстрация филос.; в образно-символической форме музыка корректирует и часто опережает филос. рефлексию культуры. Деконструкция типов музыкального сознания позволяет выявить скрытые тенденции эволюции филос. сознания. Ш. рассматривает три парадигмы музыкального сознания, сосуществующие в наше время, но исторически возникающие одна за др. Первая — идея "чистой" музыки в творч. композиторов Нового врвемени как выражение филос. трансцендентализма. "Чистая" музыка пренебрегает идеей времени, с ее помощью культура избавляется от переживания и осмысления времени. Вторая парадигма музыкального сознания — символическое выражение процесса перманентных трансформаций, континуальности жизненного потока, в к-ром сливаются переживание мира и объективная длительность. Музыка пытается погрузить человека в стихию вечного становления, подчинить культуру идее времени. Музыкальное сознание данного типа характерно для конца XIX— начала XX в. Наконец, третья парадигма музыкального сознания, по мнению Ш., это так называемая универсальная или "абсолютная" музыка (Я.Ксенакис, Дж. Кейдж, К.Штокхаузен, А.Шнитке и др.) как прорыв к бытийным структурам. Музыка рассматривается в качестве "следа" вечности. Музыка в данном случае выражает произвольное обладание временем как формой данности вечности человеч. восприятию (замедление и остановка времени, конструирование "кругового" времени, движение времени вспять). "Незвучащая" музыка, молчание в рамках данной парадигмы рассматривается как предельно концентрированный символ бытия.
Соч.
: Современная западная эстетика. [В соавт.]. Вильнюс, 1976 (на литовском яз.); Эстетическое воспитание и формирование личности. М., 1982; Искусство и духовный мир человека. М., 1984; Основные средства и формы эстетического воспитания. М., 1985; Мировоззрение и личность. [В соавт.]. М., 1986; Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М., 1988; Классический балет как эстетическая проблема // Музыка, творчество, исполнение, восприятие. М., 1992; Символ и духовный опыт православия. [В соавт.]. М., 1996; Образ неклассической эстетики в трудах А.Ф.Лосева // Философия. Филология. Культура. М., 1996; Феномен святости в русской культуре // Проблемы культуры в условиях новой экономической реальности. М., 1996; Теория новой музыки (на сербск. яз.) Нови Сад—Београд, 1997; Философия. Справочник студента. [В соавт.]. М., 1999; Философия музыки // Философия. Сб. программ. М., 2000.