ШИЛТЯН (ШИЛЬТЯН) Григорий Иванович
ШИЛТЯН (ШИЛЬТЯН) Григорий Иванович
20.08.1900 (Нахичевань, близ Ростова-на-Дону) - 1985 (Милан). Живописец. Из семьи армянских интеллигентов, сын преподавателя русского языка и литературы. Начальное образование получил в Ростове-на-Дону и в московской классической гимназии Адольфи. С 1915 участвовал в выставках Ростовско-Нахичеванского общества изящных искусств и Союза художников-армян в Ростове-на-Дону. В 1918 сотрудничал в местном журнале «Искусство». После революции уехал в Тифлис, оттуда - в Константинополь; зарабатывал изготовлением вывесок. В 1919 перебрался в Европу. Посещал занятия в Академии изящных искусств в Вене. В 1922 вместе с Л. Заком и братом Владимиром преподавал рисование в Берлине. В 1923 жил в Париже, для заработка расписывал абажуры и шарфы, рисовал портреты. В 1925 впервые приехал в Италию. Познакомился с М. Горьким, П. Муратовым, Вяч. Ивановым, Валентиной Ходасевич. В Риме с помощью братьев Брагалья (создателей футуристического театра) снял студию на Кампо де Фиори. В 1926 провел персональную выставку в галерее Bragaglia, участвовал в международных биеннале в Риме и Венеции. В 1927-32 жил в Париже. Выставлял портреты в Осеннем салоне. Провел выставки в галереях La Renaissance (1927; 1929; совм. с С. В. Чехониным и А. Улиным), Charpentier (1929), Benezit (1930) и Van Leer (1931; совм. с Ю. П. Анненковым, Дж. де Кирико и М. Тоцци; 1933). Участвовал в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930) и Париже (d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), групповых выставках в Льеже, Берлине, Лондоне, Брюсселе и Нью-Йорке. Картина «Цветочница» (1929) была приобретена Люксембургским музеем Парижа, «Маринетг» (1930) - Королевским музеем в Брюсселе. В июле 1933 вошел в правление художественной секции при Союзе деятелей русского искусства во Франции. Был дружен с Диего Риверой, Ф. Леже, П. Пикассо. В 1933 вернулся в Италию и поселился в Милане. Писал портреты, жанровые и аллегорические картины, используя приемы мастеров итальянского Возрождения: «Вакх в таверне» (1935), «Эмигрант» (1936), «Бродяги» (1943), «Школа воров» (1955), «Школа модернистов» (1956), «Мадонна Армении» (1959; Эчмиадзинский собор, Армения), «Крещение Иисуса» (1969), «Вечная иллюзия» (1969), «Страницы истории» (1977), «Атомная смерть» (1978), «Сапожник» (1980). Создал иллюстрации к итальянскому изданию романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и серию акварелей на библейские сюжеты. Оформил оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева для фестиваля «Музыкальный май» во Флорентийском оперном театре (1955), «Кампанелла» Г. Доницетти и оперу-буфф «Мавра» И. Ф. Стравинского (1957) для театра Ла Скала в Милане. Дружил с семьей Николая Бенуа. В 1950—60-е регулярно проводил выставки в Италии, Париже (d’EIise, 1949; Магforren, 1956; Vendome, 1966) и Нью-Йорке (1966). Ретроспективные выставки состоялись в Венеции (1970, 1973), Риме (1970) и Милане (1973). В 1983 выставка прошла в ГМИИ в Москве. Автор книг «Живопись реальности» (1956), «Трактат о живописи» (1977) и мемуаров «Мои приключения» (1963). Представлен в музеях современного искусства Парижа, Брюсселя, Рима, Милана, в Галерее современного искусства Ватикана, галерее Уффици во Флоренции, Академии Каррара в Бергамо, в музеях Армении. На севере Италии, у озера Гарда, основан Музей Шилтяна, в котором хранятся его работы и его коллекция старинных картин.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999