ШИШКИН Иван Иванович
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Первые работы Шишкина - "Жатва" (н. 1850-х), автопортрет (1854), "Вид в окрестностях Петербурга"(1856), "Дубки под Сестрорецком" (1857). В 1858-59 были написаны этюды "Сосна на Валааме" и "Вид на острове Валаам. Местность Кукко", удостоенные соответственно серебряной и Большой золотой медали Академии.
Шишкин много путешествовал по России, изучая ее природу. Его "художественной стихией" был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, березами и дубами. Шишкиным написаны получившие широкую известность и прославившие его как крупнейшего пейзажиста картины: "Рубка леса" (1867), "Рожь" (1878), "Лесные дали" (1884), "Среди долины ровныя..." (1883), "Сосны, освещенные солнцем" (1886), "Дубовая роща" (1887), "Утро в сосновом лесу" (1889), "Корабельная роща" (1898), в которых созданы целостные образы русской природы, ее лесов и полей.
В.А. Федоров
Шишкин (Иван Иванович) - один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г., двенадцати лети от роду был определен в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, он в 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником профессора С.М. Воробьева . Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. - малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 г. - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей живописи, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях этого города" - картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером, и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкой водкой, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину "Лесная глушь". После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Шишкин был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, как и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны или ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Должно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортках, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставке работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими Московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: "Рубка леса", "Полдень в окрестностях Москвы", "Сосновый лес", "Горелый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу", и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Музей императора Александра III владеет картинами: "Корабельная роща", "Полянка с соснами", "Лесная глушь" и "Поляна", пятью этюдами и двумя рисунками. В московский публичный музей недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова , картина "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни; он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров , в 1884 - 1885 гг., издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 г. сам художник выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Впоследствии, оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома господином Марксом . - Ср. Ф. Булгаков "Альбом русской живописи. Картины и рисунки И.И. Шишкина" (СПб., 1892); А. Пальчиков "Перечень печатных листов И.И. Шишкина" (СПб., 1885) и Д. Ровинский "Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков" (том II, СПб., 1885).
Источник: Биографический словарь. 2008
Источник: 100 великих художников. 2004
— один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист; сын купца, род. в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г.; двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником профессора С. М. Воробьева. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Ш. в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях СПб. и на острове Валааме, через что приобретал все большее и большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях СПб. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб. и, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе Ш. попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" — картину, которая, будучи прислана в СПб., доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Затосковав по отечеству, Ш., в 1866 г., возвратился в СПб. до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером, и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкой водкой, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину "Лесная глушь". После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Ш. был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно 8 марта 1898 г.
Среди русских пейзажистов Ш. бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и проч. — получали в картинах и рисунках Ш. вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Ш. повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: "Рубка леса", "Полдень в окрестности Москвы", "Сосновый лес", "Горелый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу" и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Музей императора Александра III владеет картинами: "Корабельная роща", "Полянка с соснами", "Лесная глушь" и "Поляна", пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок. Всех исполненных Ш. офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни; он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884—85 гг., издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Ш. В 1886 г. сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома г-ном Марксом.
Ср. Ф. Булгаков, "Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш." (СПб., 1892); А. Пальчиков, "Перечень печатных листов И. И. Ш." (СПб., 1885) и Д. Ровинский, "Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв." (т. II, СПб., 1885).
{Брокгауз}
Шишкин, Иван Иванович
(Chichkine) — профессор пейзажной живописи, рисовальщик и офортист. Род. 13 янв. 1831 г. в Елабуге; сын купца; с 1852 по 1856 проходил классы Московского училища живописи и ваяния; в 1856 поступил в Академию художеств. В 1857 получил две малые серебряные медали; в 1858 большую серебряную за рисунок; в 1859 малую золотую и в 1860 большую золотую за пейзажи. В 1861 г. он отправлен пенсионером академии за границу, где посещал в Мюнхене мастерские Бено и Адама; a в 1863 в Цюрихе мастерскую Коллера и здесь начал заниматься офортом. Из Цюриха он уехал в Дюссельдорф, где написал в 1865 г. картину, за которую был избран в академики, и, не выдержав шестилетнего пенсионерского срока за границей, возвратился в Петербург, где и живет постоянно до настоящего времени. В 1873 году академия возвела его в звание профессора. Шишкин состоит членом Общества передвижников и выставляет y них свои картины. Кроме того, он несколько раз делал выставки одних своих собственных картин и эскизов и всегда с громадным успехом; все произведения его раскупались нарасхват. Но особенную прелесть составляют для любителей его офорты; и здесь нельзя не согласиться с А.И. Сомовым, что Шишкин "привлекательный во всех своих произведениях, в особенности хорош тогда, когда работает карандашом или пером или же играет гравировальною иглою". Первая мысль заняться офортом пришла ему в Цюрихе в 1864 году. Две гравюры, исполненные им там в виде шалости, вышли, однако, настолько удачны, что не могли не внушить ему охоты более серьезно предаться офорту, и в 1870 г., когда в Петербурге образовался кружок под названием Общества русских аквафортистов, он усердно принялся за гравирование, причем, как более опытный между членами этого кружка, помогал многим из них своими советами и примером. С того времени г. Шишкин не переставал заниматься офортом и выпускал свои эстампы то отдельными листами, то целыми сериями. Список его офортам по 1883 г., по собранию Е.Е. Рейтерна, напечатан в Вестнике Изящных Искусств" за 1883 г. Затем перечень как этих листов, так и последующих по 1885 год, — изданный отдельно как приложение к Альбому офортов 1886 г., составлен А.Е. Пальчиковым; в настоящем Словаре представлен один перечень этих офортов, a также литографий и цинкографий, в хронологическом порядке, с указанием числа известных видов отпечатков.
I. Офорты
1. Горная дорога; 1853 г.; доска утрачена;
2. Буковый лес в горах, 1864 г.; доски нет;
3. Хижина в горах; 1864 г.; то же; 4. Дождь; 1870 г.; доска утрачена; 5. Ручей в лесу; 1870; есть 3 вида отпечатков; 6. Буковая роща; 1870; в 4 вид. отпеч.; 7. Скалы; 1870; 8. На краю березовой рощи; 1871; в 7 отпеч.; доски нет; 9. Собаки y плетня; 1871; в двух отпеч.; доска испорчена; 10. Сад в зимнюю ночь; 1873; доски нет; 11. Зимняя ночь; 1873; доски нет; 12. Часовенка; 1873; в 3 отпеч.; то же; 13. Проект обложки Альбома 1873; 14. Обложка Альбома 1873; доска переделана на заголовок к Альбому 1878 г.; в 3 отп.; 15. У костра; 1873; в 6 отпечатках; 16. Лесные цветы; 1873; в 4 отпеч.; 17. На порубке; 1873; 4 отпечатка; 18. Задворки; 1873; 5 отпечатков; 19. За ручьем; 1873; 4 отпечатка; 20. В Дубравке; 1873; 6 отпечатков; 21. Мостик; 1873; 6 отпечатков; 22. Лесная околица; 1873; 4 отпечатка; 23. Крестьянка с коровами; 1873; 3 отпечатка; 24. Охотник на болоте; 1873; 5 отпеч.; доски нет; 25. Перед грозой; 1873; 4 отпечатка; 26. Лесная глушь; 1873; доски нет; 27. Полдень; 1873; 28. Весна; 1873; На одной доске с 27. Доски нет; 29. Срубленные ели; 1873; 5 отпечатков; 30. Рыболовы; 1874; 31. Вечер; 1874; 32. Волга; 1874; на одной доске с № 31; доски нет; 33. Крестьянка, сходящая с лестницы; 1875 года; два отпечатка; 34. Закат; 1876; доски нет; 35. Тихий вечер; 1876; два отпечатка; 36. Зимняя ночь; 1876; четыре отпечатка; 37. Зорька; 1876; три отпечатка; 38. Окраина сосновой рощи; 1876; три отпеч. 39. Березки; 1877; доска утрачена; 40. Сосновый бор; 1877; доски нет; 41. Белые цветы; 1877; два отпечатка; 42. Лес на крутом берегу; 1877; два отпечатка; 43. Скала над морем; 1877; два отпечатка; 44. Обложка Альбома; с 1873 по 1878; два отпечатка; доска утрачена; 45. Заглавный лист к Альбому 1878; 3 отпеч.; 46. На лесной меже; 1878; два отпечатка; 47. Сосна на лугу; 1878; 3 отпечатка; 48. Облака над рощей; 1878; шесть отпечат.; 49. Обрыв; 1878; два отпечатка; 50. Тайга; 1880; пять отпечатков; 51. Крымский вид; 1882; семь отпечатков; 52. Ай-Петри; 1882; шесть отпечатков; 53. Затишье; 1885; шесть отпечатков; 54. Зима; 1885; два отпечатка; 55. Сосны; 1885; пять отпечатков; 56. Гурзуф; 1885; девятнадцать отпечатков; 57. Темный лес; 1885; шесть отпечатков; 58. Кама близ Елабуги; 1885; пять отпечат.; 59. Полянка; 1885; четыре отпечатка; 60. Муравейник; 1885; четыре отпечатка; 61. Апрель; 1885; восемь отпечатков; 62. Первый снег; 1885; пять отпечатков; 63. Травы; 1885; три отпечатка; 64. Берег; 1885; пять отпечатков; 65. Чатырдаг; 1885; пять отпечатков; 66. Можжевельник; 1885; 4 отпеч. Доски нет; 67. Папоротник; 1885; четыре вида доски; 68. Ветлы; 1885; восемь отпечатков; 69. Этюд; 1885; шесть отпечатков; 70. Бережок; 1885; десять отпечатков; 71. Берега Камы; 1885; восемь отпечатков; 72. Опушка; 1885; семь отпечатков; 73. Березняк; 1885; пять отпечатков; 74. Чернолесье; 1885; семь отпечатков; 75. Царев курган; 1885—1886; девять отпечатков; 76. Обложка Альбома; 1886; 13 отпечатков; 77. Задворье; 1886; шесть отпечатков; 78. Мысаво на Клязьме; 1886; 8 отпечатков; 79. В Крыму; 1886; двадцать шесть отпечат.; 80. Ели в Шуваловском парке; 1886; два отпеч. 81. Папоротник; 1886; три отпечатка; 82. В Сестрорецке; 1886; пять отпечатков; 83. На Малой Неве; 1886; семь отпечатков; 84. Портрет самого художника; 1886; двенадцать отпечатков; 85. Ивы; 1886; два отпечатка; 86. Дуб; 1886; восемь отпечатков; 87. Болото на Варшавской железной дороге; 1886; шесть отпечатков; 88. Ночь; 1886; семнадцать отпечатков; 89. Пески; 1886; семь отпечатков; 90. Поле; 1886; семнадцать отпечатков; 91. Скала; 1887; семь отпечатков; 92. Три дуба (первая доска); 1887; доска не кончена; 93. Три дуба (вторая доска); 1887; пять отпечатков; 94. На реке после дождя; 1887; девять отпечатков; 95. Сухие березки; 1888; тринадцать отпечатков; 96. Секи; 1892; 97. Людаг; 1892; 98. Рожь; 1892; 99. Пчельник; 1892; 100. Лесок; 1892.
II. Литографии
а) Изданные отдельно рисунки пером на камне:
1. Лес; 1861; 2. Непролазная глушь; 1862; 3. Стадо в дубовой роще; 1865; 4. Под березами; 1869; 5. В камышах; 6 Избушка за плетнем; 7. Перелесок (№№ 5 и 7 отпечатаны на одном листе).
б) В Альбоме: "Этюды пером на камне": 8. Обложка; 6 мая 1868 года; 9. Осины; 10. Березовый лесок; 11. Дуб. 12. Речка; 13. В полдень; 14. Молодые дубы; 1867.
в) В Художественном Автографе за 1869 г. 15. Полдень; 16. Речка Лиговка в Константиновке; 17. Лесной ручей; 18. Сумерки; 19. Болото на Петровском острове; 20. Аллея Летнего сада (все шесть на одном листе).
г) В Художественном Автографе за 1870 г. 21. Лесная речка; 22. Добыча.
Рисунки карандашом на камне
23—38. "Souvenirs du Japon (par) M. Paul Муханов. Litogr. par Chichkine. S.-Psbourg. 1862"; в ширину 16 листов.
39—52. B книге Вышеславцева: Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания 1857—1860. 14 рисунков, рисованных Шишкиным на камне, с набросков Вышеславцева. Обе эти серии рисованы Шишкиным в бытность его учеником И. А. х.
53. Валаам. Большой лист, представляющий лес с видом на озера; 54. Валаам. То же, представляющий скалу в сосновом лесу. 55. Ущелье; 56. Трущоба; 1860; 57. Лунная ночь; 1861; 58. На Валааме; 59. Вечер в деревне; 60. У озера; 61. На берегу Ладожского озера; 62. Могилка; 1867; 63. Сосны на болоте; 64. Ель y дороги; 1887; 65. Дуб на каменистом берегу; 66. Два дуба (№№ 65 и 66 рисованы на одном камне и отпечатаны на одном листе); 67. Морской вид; и 68. Ива y озера; с подписью: "И. Ш." (наоборот).
III. Цинкографии
1. Мостик на порубке; 1875; помещена в № 35 "Пчелы" за 1875 год; 2. Глушь; 1875; в № 43 "Пчелы" за 1875; 3. Под зеленым сводом; 1875; в № 1 "Пчелы" за 1876 год; 4. Пчельник; 1875; в № 7 "Пчелы" за 1876; 5. Мать-Мачеха; 1876; в № 24 "Пчелы" за 1876; 6. Сосновый лес; 1876; премия "Пчелы" за 1877; 7. Охотник в еловом лесу; 1876; в № 14 "Пчелы" за 1877 г.; 8. Родник; 1876; в № 14 "Пчелы" за 1877 г.; 9. Постоялый двор; 1877; в № 1 "Пчелы" за 1878 г.; 10. Горы; 1877; при 1-м вып. журнала "Свет" за 1879 г.; 11. Лес в полдень; 1877; 12. Деревенское утро; с кар. Лемоха; во 2-м вып. "Света" за 1878 г.; 13. На порубке (первая доска); в 9-м вып. "Света" за 1878 г.; 14. На порубке (вторая доска); 1888; существует до четырнадцать отпеч. 15. Цветы и травы; 1879; есть оттиски белой краской по темному фону; 16. Лесная чаща; 17. Кривая дорога; 1884; 18. Молодые березки; 19. У пруда; работана совместно с художником Хохряковым в окт. 1884 г.; 20. Ветлы; 1888; 21. Три дуба; 1888; 22. Сухие березки; 1888; 23. В красном лесу; 1888; "Нива", 1889, № 42; 24. В дубках; 1889.
IV. Цинкографические опыты
1. Большой куст, на светлом фоне; 2. Две цапли; 3. Избушки; 4. Женская головка; 1875; 5. Крестьянин в телеге; 6. Два лица; 7. Дама, подающая милостыню; есть оттиски одного только платья дамы и одной головы старика; 8. Елки на болоте; 9. Лесная дорога; с картины Ф. Васильева; 10. Овраг в еловой роще; 1875; 11. Тихий вечер; 12. Зорька; есть отпечатки без неба и с небом; 13. На косогоре; 14. Домик под дубом; 15. На реке.
Опись листов Шишкина составлена А.Е. Пальчиковым и проверена Е.Е. Рейтерном.
{Ровинский}
Шишкин, Иван Иванович
(1831—1898) — живописец-пейзажист, рисовальщик и гравер. Ш. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856) и в Академии художеств (1856—1860). Совершенствовался в Швейцарии у Коллера и в Дюссельдорфе. Проф. Академии художеств. Ранние произведения Ш. не выходят из рамок академической традиции, но в дальнейшем он переходит к натуралистической, предельно точной фиксации природы ("Рожь", 1878, "Заповедный бор", 1881, и особенно рисунки и офорты). Впоследствии Шишкин уделяет больше внимания проблеме света и воздуха в картине средствами чисто живописной обобщенности и отходит от тусклой, рыжей гаммы раннего периода. Особенно ярко и свежо это выразилось в этюдах Шишкина. В это время (в 70-х гг.) Ш. участвует в учреждении Товарищества передвижников. Однако живописность Ш. пошла по линии изображения внешней декоративности "красивых уголков природы", сдобренных изрядной дозой мещанской сентиментальности ("На севере диком", "Утро в сосновом лесу", 1889, и др.). — Театрализованная красивость особенно сильна в последних произведениях Ш. (например "Корабельная роща", 1898). Большое количество картин плодовитого мастера находится в Гос. Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Ленинграде и в ряде провинциальных музеев.
Лит.
: Булгаков Ф. И., Картины и рисунки И. И. Шишкина, СПб, 1892; Сомов А., И. И. Шишкин, как гравер, "Вестник изящных искусств", СПб, 1883, стр. 189—191.