ШИШКИН Иван Иванович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ШИШКИН Иван Иванович
(1832—1898) — российский деятель культуры, живописец и график, мастер литографии и офорта, академик (с 1865), профессор (1873) АХ. В ранних работах: «Вид на острове Валаам» (1858), «Рубка леса» (1867), «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869) — проявилось влияние традиций романтизма. В 1870-х гг. стал мастером реалистического пейзажа, воспевавшим красоту родной природы и не имевшим себе равных в русском искусстве. В его картинах: «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя...» (1883), «Лесные дали» (1884), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубовая роща», 1887; «Утро в сосновом лесу» (медведи написаны К. А. Савицким) (1889), «Корабельная роща» (1898) — присутствовал монументально-эпический образ Природы, к каждому элементу которой было приковано самое пристальное внимание художника. Плодотворно работал также в области офорта. Издавая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в виде альбомов, художник активизировал интерес к этому виду искусства. Активный участник Товарищества передвижных художественных выставок. Руководил в АХ пейзажной мастерской (1894—1895).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ШИШКИН Иван Иванович
13.01.1832 - 8.03.1898), русский художник-пейзажист. Происходил из елабужской купеческой семьи. В 1849 окончил Казанскую гимназию, в 1852-56 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1856-65 - в Петербургской Академии художеств. В течение 1862-65 как пансионер (стипендиат) Академии находился в заграничной командировке (в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе); один из учредителей Товарищества передвижных выставок. С 1873 профессор Петербургской Академии художеств, в 1894-95 - руководитель ее пейзажной мастерской.
Первые работы Шишкина - "Жатва" (н. 1850-х), автопортрет (1854), "Вид в окрестностях Петербурга"(1856), "Дубки под Сестрорецком" (1857). В 1858-59 были написаны этюды "Сосна на Валааме" и "Вид на острове Валаам. Местность Кукко", удостоенные соответственно серебряной и Большой золотой медали Академии.
Шишкин много путешествовал по России, изучая ее природу. Его "художественной стихией" был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, березами и дубами. Шишкиным написаны получившие широкую известность и прославившие его как крупнейшего пейзажиста картины: "Рубка леса" (1867), "Рожь" (1878), "Лесные дали" (1884), "Среди долины ровныя..." (1883), "Сосны, освещенные солнцем" (1886), "Дубовая роща" (1887), "Утро в сосновом лесу" (1889), "Корабельная роща" (1898), в которых созданы целостные образы русской природы, ее лесов и полей.
В.А. Федоров

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Шишкин Иван Иванович

Шишкин (Иван Иванович) - один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г., двенадцати лети от роду был определен в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, он в 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником профессора С.М. Воробьева . Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. - малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 г. - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей живописи, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях этого города" - картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером, и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкой водкой, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину "Лесная глушь". После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Шишкин был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, как и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны или ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Должно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортках, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставке работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими Московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: "Рубка леса", "Полдень в окрестностях Москвы", "Сосновый лес", "Горелый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу", и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Музей императора Александра III владеет картинами: "Корабельная роща", "Полянка с соснами", "Лесная глушь" и "Поляна", пятью этюдами и двумя рисунками. В московский публичный музей недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова , картина "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни; он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров , в 1884 - 1885 гг., издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 г. сам художник выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Впоследствии, оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома господином Марксом . - Ср. Ф. Булгаков "Альбом русской живописи. Картины и рисунки И.И. Шишкина" (СПб., 1892); А. Пальчиков "Перечень печатных листов И.И. Шишкина" (СПб., 1885) и Д. Ровинский "Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков" (том II, СПб., 1885).

Источник: Биографический словарь. 2008

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН
1832–1898) Шишкин – ярчайший представитель передвижничества, один из основоположников русского национального реалистического пейзажа. Н.И. Крамской писал о достоинствах художника: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями… И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и ловок, не задумывается, как, что и почему… тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом… Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек?школа». Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге в семье небогатого купца. Дед Шишкина выделывал тонкие изделия из серебра, за что был прозван Серебряковым. Отец, Иван Васильевич – «елабужский Кулибин», в числе прочих своих бесчисленных умений хорошо резал по дереву и камню. Вспоминает А.Т. Комарова, дочь сестры художника: «Его отец считался в своем городе ученым человеком и хотел, чтоб его сын получил по возможности хорошее образование, почему сначала, кроме уездного училища, посылал его к разным учителям, а в 1844 году отвез в Казанскую гимназию. Сверх любви к чтению Иван Иванович с ранних лет обнаружил страсть к рисованию, и всю бумагу, которая ему попадалась под руку, покрывал рисунками и изображениями того, что видел дома и в училище. Поступив в гимназию, он встретил там нескольких товарищей, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, как, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве. Однако тогдашняя гимназия, с ее узкой формалистикой, до такой степени не соответствовала стремлениям и наклонностям молодого Шишкина, казалась ему так нестерпима, что, возвратясь на лето 1848 года в Елабугу, он объявил родным, что в гимназию больше не вернется, чтобы не сделаться чиновником, чего он боялся всю жизнь. Отец не стал настаивать, и "Ваничка" был водворен в верхнем этаже родительского дома». В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище живописи и ваяния. Здесь он получил солидную профессиональную подготовку под руководством художника А.Н. Мокрицкого. В училище Шишкин сближается с В.Г. Перовым, И.М. Прянишниковым, В.Е. Маковским, занявшими позднее видное место в русском реалистическом искусстве. Отправляя Шишкина в 1856 году в академию, Мокрицкий сказал: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии». До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеств у С.М. Воробьева. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856). В 1858–1859 годах молодой художник упорно занимается рисунком с натуры, много работая в летние месяцы под Сестрорецком и на острове Валааме на Ладожском озере. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается Первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, «от которой только может быть существенная польза для пейзажиста». Тогда уже складывается творческое кредо художника. «Одно только безусловное подражание природе может вполне удовлетворить требованиям ландшафтного живописца, и главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры… Природу должно искать во всей ее простоте, – рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы». Весной 1862 года вместе с В.И. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Шишкин примерно полгода занимается в мастерской Р. Коллера в Цюрихе, а в остальное время работает самостоятельно. В июне 1865 года он возвращается в Россию и лето проводит на родине – в Елабуге. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Шаг вперед делает Шишкин в картине «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869). Используя естественный мотив дороги, Шишкин мастерски строит композицию картины. Встречным движением идущих на зрителя групп крестьян заставляет он еще раз ощутить глубокое пространство озаренной солнцем равнины. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф.А. Васильева. Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и годы ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе. Средства уже позволяли иметь скромный комфорт, хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего. Знакомых у них было много, у них часто собирались товарищи и между делом устраивались игры, и Иван Иванович был самым радушным хозяином и душой общества. В апреле 1874 года умирает жена, оставив двоих детей, дочь и сына, который тоже вскоре умирает. Как вспоминает А.Т. Комарова: «С ее смертью начинается темная полоса в жизни Ивана Ивановича; он начинает пить не в компании, как раньше, а дома, постоянно, и его некому было удержать; в своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Он начал опускаться нравственно, его характер портился, так как ничто не влияло на него так ужасно, как водка. Мало?помалу он отдалялся от общества Крамского, который один имел на него влияние, и опять сошелся ближе с друзьями своей юности, которые все страдали той же болезнью и в это время совсем уже опустились как художники. Шишкина спас разве только его успех, который он уже себе обеспечил, восприимчивость и сила, которыми отличался его организм». В 1870 году Шишкин становится одним из членов?учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и остается верным ему в течение всей своей жизни. На Первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор», оцененный Крамским как «одно из замечательнейших произведений русской школы». За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Искусствовед А.В. Прахов писал: «Настоящая краса всероссийского пейзажа, исполинские, почти девственные леса, позднее завоевывают себе почетное место в русском искусстве, благодаря классической деятельности И.И. Шишкина. Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством, по крайней мере со стороны рисунка. "Лесная глушь" и в особенности "Сосновый бор" с парою медведей под сосной останутся навсегда славным памятником этой деятельности, глубоко народной, здоровой, серьезной и суровой, как сама северная природа. Шишкин не увлекается миловидными, так сказать, жанровыми мотивами природы, где суровость пейзажа смягчается присутствием домашних животных или человека, он не увлекается также случайностью световых эффектов, на что пошел бы человек, знающий лес лишь с налету, нет, он, как истый сын дебрей русского севера, влюблен в эту непроходную суровую глушь, в эти сосны и ели, тянущиеся до небес, в глухие дикие залежи исполинских дерев, поверженных страшными стихийными бурями; он влюблен во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травки, и как любящий сын, дорожащий каждою морщиною на лице матери, он с сыновнею преданностью, со всею суровостью глубокой искренней любви передает в этой дорогой ему стихии лесов все, все до последней мелочи, с уменьем истинно классическим». В семидесятых годах художник очень много работает над изучением природы. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Оно была представлена в 1878 году на Шестой передвижной выставке. В.В. Стасов писал: «Наши пейзажисты представили на передвижную выставку несколько прекрасных вещей… Первое место занимает "Рожь" г. Шишкина – мотив им, кажется, еще никогда не пробованный и мастерски нынче выполненный. Эта рожь кажется сам?восемьдесят, такая она тучная, роскошная; она наполняет золотистыми отливами всю картину и только в середине разгибается в обе стороны, чтобы пропустить вьющуюся тропинку с бредущими по ней крестьянками. В двух местах из?за ржи поднимаются, великолепными лиственными столбами, громадные сосны, словно колонны портала». Зимой 1877 года Иван Иванович познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. После свадьбы дом Шишкиных скоро приобрел репутацию самого симпатичного. На их воскресеньях разыгрывались шарады, дурачились, танцевали в разных смешных костюмах, веселились от души, без стеснения. И работа спорилась. Восьмидесятые годы ознаменовались подлинным расцветом таланта Шишкина, о чем говорят такие картины, как «Среди долины ровныя», «Лесные дали» и «Дубовая роща». Для полотна «Среди долины ровныя» (1883) в самой природе посчастливилось художнику найти широкие просторы и могучий дуб, о котором поется в этой песне. Розовыми кудрями лепятся вечерние облака. У горизонта скопились тучи. Издалека слышатся раскаты приближающейся грозы, а могучий дуб чуть шевелит дремучею силой ветвей навстречу грядущим бурям. Любовью к родине подсказано это романтическое решение, обыкновенный пейзаж перерастает в героический образ. «В 1884 году появляется удивительная по охвату изображенного пространства картина "Лесные дали". Перед зрителем, который как бы видит пейзаж с горы, расстилается широкая панорама лесов. Вдали один за другим виднеются невысокие, сглаженные временем веков горные хребты Урала, густо поросшие хвойными лесами. Их ритм придает всему пейзажу величавый покой, широту. Чуть поблескивает вдали горное озеро. Все одето утренним туманом. Седой Урал раскрывается перед нами во всей своей мощи и величии» (О.В. Круглова). Великолепно написана могучая «Дубовая роща» (1887)! Кора на дубах написана с натюрмортной выразительностью, уверенным, зрелым мазком. Шишкин достигает замечательной силы в передаче объемности, рельефности деревьев, их стволов и листвы. Сила и убедительность шишкинских образов природы, простота и доходчивость сюжета и блестящая техника исполнения явились результатом тщательной продуманности и необычайной требовательности художника к работе над этюдом, художник писал: «Великое значение имеет практика. Она одна только дает возможность художнику разобраться в той массе сырого материала, которую доставляет природа. Поэтому изучение природы необходимо для всякого художника, а для пейзажиста в особенности». Одним из самых популярных произведений русской живописи является картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889). Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, художником?передвижником К.А. Савицким, который написал в картине медведей. В этой картине Шишкин словно вводит зрителя в лесную чащу, где под присмотром медведицы резвятся медвежата, карабкаясь на вырванную бурей с корнем могучую сосну. Перед нами жизнь природы в местах, где еще не ступала нога человека. Ощущение красоты девственной лесной чащи усиливается поэтическим мотивом раннего утра. Голубоватый туман еще окутывает стволы сосен, и только вершины их освещены лучами восходящего солнца. В последнее десятилетие своего творчества Шишкин добился успехов в области колорита, в передаче световоздушной среды. «90?е годы Шишкин встретил полный сил. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Для него, казалось, не было трудностей, – отмечает А.Н. Савинов. – Он мог создать подряд несколько выдающихся произведений – картины "В лесу графини Мордвиновой. Петергоф", "Дождь в дубовом лесу", "На севере диком…", столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. В первой из них ритм стройных стволов, уравновешенность композиции в целом, красота живописного тона делают картину одним из высоких достижений художника. Шишкин удачно преодолел в ней трудность изображения глубины леса в сумеречном вечернем освещении. Иным произведением является вторая картина. Пелена дождя скрывает в ней детали; на легком серебристом фоне яснее выступают деревья первого плана и несколько человеческих фигур (их вписал в картину тоже К.А. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. "На севере диком…" – эксперимент художника, в осуществлении которого он оказался победителем. Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над далью северных лесов, исчезающих в темноте зимней ночи; только снег на сосне сияет в лунном свете. Неожиданные контрасты, концентрированность внимания на одном дереве, резкая синева – не только новы для Шишкина, они говорят о смелости исканий художника на пороге последнего десятилетия его жизни». В конце того же 1891 года Шишкин совместно с Репиным организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. Большей частью экспонатов выставки являлись его недавние этюды. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты. Наследие Шишкина не ограничивается живописными произведениями. Он был прекрасным мастером рисунка и офорта. За свою жизнь выдающийся пейзажист создал сотни блестящих рисунков и несколько серий офортов. Яркую оценку Шишкину как рисовальщику дал в своей книге «Далекое?близкое» И.Е. Репин: «Громче всех раздавался голос богатыря И.И. Шишкина, как зеленый могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем… и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней». В начале 1898 года художник написал картину «Корабельная роща». «Как бы возвращаясь к дням своей юности, к первичным сильным впечатлениям от лесов родного края, Шишкин создает монументальное полотно с гигантами?соснами, точно подпирающими ветвистыми кронами само небо, – пишет В.А. Прытков. – Перед нами своеобразный итог многолетней творческой жизни великого художника, его лебединая песня». Умер Шишкин 20 марта 1898 года, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

Источник: 100 великих художников. 2004

Шишкин, Иван Иванович

— один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист; сын купца, род. в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г.; двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником профессора С. М. Воробьева. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Ш. в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях СПб. и на острове Валааме, через что приобретал все большее и большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях СПб. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб. и, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе Ш. попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" — картину, которая, будучи прислана в СПб., доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Затосковав по отечеству, Ш., в 1866 г., возвратился в СПб. до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером, и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкой водкой, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину "Лесная глушь". После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Ш. был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно 8 марта 1898 г.


Среди русских пейзажистов Ш. бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и проч. — получали в картинах и рисунках Ш. вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Ш. повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: "Рубка леса", "Полдень в окрестности Москвы", "Сосновый лес", "Горелый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу" и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Музей императора Александра III владеет картинами: "Корабельная роща", "Полянка с соснами", "Лесная глушь" и "Поляна", пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок. Всех исполненных Ш. офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни; он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884—85 гг., издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Ш. В 1886 г. сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома г-ном Марксом.


Ср. Ф. Булгаков, "Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш." (СПб., 1892); А. Пальчиков, "Перечень печатных листов И. И. Ш." (СПб., 1885) и Д. Ровинский, "Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв." (т. II, СПб., 1885).


{Брокгауз}





Шишкин, Иван Иванович


(Chichkine) — профессор пейзажной живописи, рисовальщик и офортист. Род. 13 янв. 1831 г. в Елабуге; сын купца; с 1852 по 1856 проходил классы Московского училища живописи и ваяния; в 1856 поступил в Академию художеств. В 1857 получил две малые серебряные медали; в 1858 большую серебряную за рисунок; в 1859 малую золотую и в 1860 большую золотую за пейзажи. В 1861 г. он отправлен пенсионером академии за границу, где посещал в Мюнхене мастерские Бено и Адама; a в 1863 в Цюрихе мастерскую Коллера и здесь начал заниматься офортом. Из Цюриха он уехал в Дюссельдорф, где написал в 1865 г. картину, за которую был избран в академики, и, не выдержав шестилетнего пенсионерского срока за границей, возвратился в Петербург, где и живет постоянно до настоящего времени. В 1873 году академия возвела его в звание профессора. Шишкин состоит членом Общества передвижников и выставляет y них свои картины. Кроме того, он несколько раз делал выставки одних своих собственных картин и эскизов и всегда с громадным успехом; все произведения его раскупались нарасхват. Но особенную прелесть составляют для любителей его офорты; и здесь нельзя не согласиться с А.И. Сомовым, что Шишкин "привлекательный во всех своих произведениях, в особенности хорош тогда, когда работает карандашом или пером или же играет гравировальною иглою". Первая мысль заняться офортом пришла ему в Цюрихе в 1864 году. Две гравюры, исполненные им там в виде шалости, вышли, однако, настолько удачны, что не могли не внушить ему охоты более серьезно предаться офорту, и в 1870 г., когда в Петербурге образовался кружок под названием Общества русских аквафортистов, он усердно принялся за гравирование, причем, как более опытный между членами этого кружка, помогал многим из них своими советами и примером. С того времени г. Шишкин не переставал заниматься офортом и выпускал свои эстампы то отдельными листами, то целыми сериями. Список его офортам по 1883 г., по собранию Е.Е. Рейтерна, напечатан в Вестнике Изящных Искусств" за 1883 г. Затем перечень как этих листов, так и последующих по 1885 год, — изданный отдельно как приложение к Альбому офортов 1886 г., составлен А.Е. Пальчиковым; в настоящем Словаре представлен один перечень этих офортов, a также литографий и цинкографий, в хронологическом порядке, с указанием числа известных видов отпечатков.


I. Офорты


1. Горная дорога; 1853 г.; доска утрачена;


2. Буковый лес в горах, 1864 г.; доски нет;


3. Хижина в горах; 1864 г.; то же; 4. Дождь; 1870 г.; доска утрачена; 5. Ручей в лесу; 1870; есть 3 вида отпечатков; 6. Буковая роща; 1870; в 4 вид. отпеч.; 7. Скалы; 1870; 8. На краю березовой рощи; 1871; в 7 отпеч.; доски нет; 9. Собаки y плетня; 1871; в двух отпеч.; доска испорчена; 10. Сад в зимнюю ночь; 1873; доски нет; 11. Зимняя ночь; 1873; доски нет; 12. Часовенка; 1873; в 3 отпеч.; то же; 13. Проект обложки Альбома 1873; 14. Обложка Альбома 1873; доска переделана на заголовок к Альбому 1878 г.; в 3 отп.; 15. У костра; 1873; в 6 отпечатках; 16. Лесные цветы; 1873; в 4 отпеч.; 17. На порубке; 1873; 4 отпечатка; 18. Задворки; 1873; 5 отпечатков; 19. За ручьем; 1873; 4 отпечатка; 20. В Дубравке; 1873; 6 отпечатков; 21. Мостик; 1873; 6 отпечатков; 22. Лесная околица; 1873; 4 отпечатка; 23. Крестьянка с коровами; 1873; 3 отпечатка; 24. Охотник на болоте; 1873; 5 отпеч.; доски нет; 25. Перед грозой; 1873; 4 отпечатка; 26. Лесная глушь; 1873; доски нет; 27. Полдень; 1873; 28. Весна; 1873; На одной доске с 27. Доски нет; 29. Срубленные ели; 1873; 5 отпечатков; 30. Рыболовы; 1874; 31. Вечер; 1874; 32. Волга; 1874; на одной доске с № 31; доски нет; 33. Крестьянка, сходящая с лестницы; 1875 года; два отпечатка; 34. Закат; 1876; доски нет; 35. Тихий вечер; 1876; два отпечатка; 36. Зимняя ночь; 1876; четыре отпечатка; 37. Зорька; 1876; три отпечатка; 38. Окраина сосновой рощи; 1876; три отпеч. 39. Березки; 1877; доска утрачена; 40. Сосновый бор; 1877; доски нет; 41. Белые цветы; 1877; два отпечатка; 42. Лес на крутом берегу; 1877; два отпечатка; 43. Скала над морем; 1877; два отпечатка; 44. Обложка Альбома; с 1873 по 1878; два отпечатка; доска утрачена; 45. Заглавный лист к Альбому 1878; 3 отпеч.; 46. На лесной меже; 1878; два отпечатка; 47. Сосна на лугу; 1878; 3 отпечатка; 48. Облака над рощей; 1878; шесть отпечат.; 49. Обрыв; 1878; два отпечатка; 50. Тайга; 1880; пять отпечатков; 51. Крымский вид; 1882; семь отпечатков; 52. Ай-Петри; 1882; шесть отпечатков; 53. Затишье; 1885; шесть отпечатков; 54. Зима; 1885; два отпечатка; 55. Сосны; 1885; пять отпечатков; 56. Гурзуф; 1885; девятнадцать отпечатков; 57. Темный лес; 1885; шесть отпечатков; 58. Кама близ Елабуги; 1885; пять отпечат.; 59. Полянка; 1885; четыре отпечатка; 60. Муравейник; 1885; четыре отпечатка; 61. Апрель; 1885; восемь отпечатков; 62. Первый снег; 1885; пять отпечатков; 63. Травы; 1885; три отпечатка; 64. Берег; 1885; пять отпечатков; 65. Чатырдаг; 1885; пять отпечатков; 66. Можжевельник; 1885; 4 отпеч. Доски нет; 67. Папоротник; 1885; четыре вида доски; 68. Ветлы; 1885; восемь отпечатков; 69. Этюд; 1885; шесть отпечатков; 70. Бережок; 1885; десять отпечатков; 71. Берега Камы; 1885; восемь отпечатков; 72. Опушка; 1885; семь отпечатков; 73. Березняк; 1885; пять отпечатков; 74. Чернолесье; 1885; семь отпечатков; 75. Царев курган; 1885—1886; девять отпечатков; 76. Обложка Альбома; 1886; 13 отпечатков; 77. Задворье; 1886; шесть отпечатков; 78. Мысаво на Клязьме; 1886; 8 отпечатков; 79. В Крыму; 1886; двадцать шесть отпечат.; 80. Ели в Шуваловском парке; 1886; два отпеч. 81. Папоротник; 1886; три отпечатка; 82. В Сестрорецке; 1886; пять отпечатков; 83. На Малой Неве; 1886; семь отпечатков; 84. Портрет самого художника; 1886; двенадцать отпечатков; 85. Ивы; 1886; два отпечатка; 86. Дуб; 1886; восемь отпечатков; 87. Болото на Варшавской железной дороге; 1886; шесть отпечатков; 88. Ночь; 1886; семнадцать отпечатков; 89. Пески; 1886; семь отпечатков; 90. Поле; 1886; семнадцать отпечатков; 91. Скала; 1887; семь отпечатков; 92. Три дуба (первая доска); 1887; доска не кончена; 93. Три дуба (вторая доска); 1887; пять отпечатков; 94. На реке после дождя; 1887; девять отпечатков; 95. Сухие березки; 1888; тринадцать отпечатков; 96. Секи; 1892; 97. Людаг; 1892; 98. Рожь; 1892; 99. Пчельник; 1892; 100. Лесок; 1892.


II. Литографии


а) Изданные отдельно рисунки пером на камне:


1. Лес; 1861; 2. Непролазная глушь; 1862; 3. Стадо в дубовой роще; 1865; 4. Под березами; 1869; 5. В камышах; 6 Избушка за плетнем; 7. Перелесок (№№ 5 и 7 отпечатаны на одном листе).


б) В Альбоме: "Этюды пером на камне": 8. Обложка; 6 мая 1868 года; 9. Осины; 10. Березовый лесок; 11. Дуб. 12. Речка; 13. В полдень; 14. Молодые дубы; 1867.


в) В Художественном Автографе за 1869 г. 15. Полдень; 16. Речка Лиговка в Константиновке; 17. Лесной ручей; 18. Сумерки; 19. Болото на Петровском острове; 20. Аллея Летнего сада (все шесть на одном листе).


г) В Художественном Автографе за 1870 г. 21. Лесная речка; 22. Добыча.


Рисунки карандашом на камне


23—38. "Souvenirs du Japon (par) M. Paul Муханов. Litogr. par Chichkine. S.-Psbourg. 1862"; в ширину 16 листов.


39—52. B книге Вышеславцева: Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания 1857—1860. 14 рисунков, рисованных Шишкиным на камне, с набросков Вышеславцева. Обе эти серии рисованы Шишкиным в бытность его учеником И. А. х.


53. Валаам. Большой лист, представляющий лес с видом на озера; 54. Валаам. То же, представляющий скалу в сосновом лесу. 55. Ущелье; 56. Трущоба; 1860; 57. Лунная ночь; 1861; 58. На Валааме; 59. Вечер в деревне; 60. У озера; 61. На берегу Ладожского озера; 62. Могилка; 1867; 63. Сосны на болоте; 64. Ель y дороги; 1887; 65. Дуб на каменистом берегу; 66. Два дуба (№№ 65 и 66 рисованы на одном камне и отпечатаны на одном листе); 67. Морской вид; и 68. Ива y озера; с подписью: "И. Ш." (наоборот).


III. Цинкографии


1. Мостик на порубке; 1875; помещена в № 35 "Пчелы" за 1875 год; 2. Глушь; 1875; в № 43 "Пчелы" за 1875; 3. Под зеленым сводом; 1875; в № 1 "Пчелы" за 1876 год; 4. Пчельник; 1875; в № 7 "Пчелы" за 1876; 5. Мать-Мачеха; 1876; в № 24 "Пчелы" за 1876; 6. Сосновый лес; 1876; премия "Пчелы" за 1877; 7. Охотник в еловом лесу; 1876; в № 14 "Пчелы" за 1877 г.; 8. Родник; 1876; в № 14 "Пчелы" за 1877 г.; 9. Постоялый двор; 1877; в № 1 "Пчелы" за 1878 г.; 10. Горы; 1877; при 1-м вып. журнала "Свет" за 1879 г.; 11. Лес в полдень; 1877; 12. Деревенское утро; с кар. Лемоха; во 2-м вып. "Света" за 1878 г.; 13. На порубке (первая доска); в 9-м вып. "Света" за 1878 г.; 14. На порубке (вторая доска); 1888; существует до четырнадцать отпеч. 15. Цветы и травы; 1879; есть оттиски белой краской по темному фону; 16. Лесная чаща; 17. Кривая дорога; 1884; 18. Молодые березки; 19. У пруда; работана совместно с художником Хохряковым в окт. 1884 г.; 20. Ветлы; 1888; 21. Три дуба; 1888; 22. Сухие березки; 1888; 23. В красном лесу; 1888; "Нива", 1889, № 42; 24. В дубках; 1889.


IV. Цинкографические опыты


1. Большой куст, на светлом фоне; 2. Две цапли; 3. Избушки; 4. Женская головка; 1875; 5. Крестьянин в телеге; 6. Два лица; 7. Дама, подающая милостыню; есть оттиски одного только платья дамы и одной головы старика; 8. Елки на болоте; 9. Лесная дорога; с картины Ф. Васильева; 10. Овраг в еловой роще; 1875; 11. Тихий вечер; 12. Зорька; есть отпечатки без неба и с небом; 13. На косогоре; 14. Домик под дубом; 15. На реке.


Опись листов Шишкина составлена А.Е. Пальчиковым и проверена Е.Е. Рейтерном.


{Ровинский}





Шишкин, Иван Иванович


(1831—1898) — живописец-пейзажист, рисовальщик и гравер. Ш. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856) и в Академии художеств (1856—1860). Совершенствовался в Швейцарии у Коллера и в Дюссельдорфе. Проф. Академии художеств. Ранние произведения Ш. не выходят из рамок академической традиции, но в дальнейшем он переходит к натуралистической, предельно точной фиксации природы ("Рожь", 1878, "Заповедный бор", 1881, и особенно рисунки и офорты). Впоследствии Шишкин уделяет больше внимания проблеме света и воздуха в картине средствами чисто живописной обобщенности и отходит от тусклой, рыжей гаммы раннего периода. Особенно ярко и свежо это выразилось в этюдах Шишкина. В это время (в 70-х гг.) Ш. участвует в учреждении Товарищества передвижников. Однако живописность Ш. пошла по линии изображения внешней декоративности "красивых уголков природы", сдобренных изрядной дозой мещанской сентиментальности ("На севере диком", "Утро в сосновом лесу", 1889, и др.). — Театрализованная красивость особенно сильна в последних произведениях Ш. (например "Корабельная роща", 1898). Большое количество картин плодовитого мастера находится в Гос. Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Ленинграде и в ряде провинциальных музеев.



Лит.: Булгаков Ф. И., Картины и рисунки И. И. Шишкина, СПб, 1892; Сомов А., И. И. Шишкин, как гравер, "Вестник изящных искусств", СПб, 1883, стр. 189—191.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008