ШИШКИН
ШИШКИН
Василий Афанасьевич (29.XII.1893 (10.I.1894) - 18.Х.1966) - советский археолог и востоковед; д-р исторических наук (1961), чл.-корр. АН Узб. ССР (1966), зав. сектором археологии Ин-та истории и археологии АН Узб. ССР (с 1943). Археол. раскопки вел в Ташкенте, р-не Термеза, Бухарском оазисе, особенно большое значение имеют его исследования , Варахши и Афрасиаба. Соч.: Обсерватория Улугбека и ее исследование, в кн.: Тр. Ин-та истории и археологии АН Узб. ССР, в. 5, Таш., 1953; Варахша, М., 1963; Афрасиаб - сокровищница древней культуры, Таш., 1966. Лит.: В. А. Шишкин как ученый археолог и общественный деятель, в кн.: История материальной культуры Узбекистана, в. 6, Таш., 1965 (Список трудов Ш.).
ШИШКИН
Иван Иванович (1832–1898) — русский живописец-пейзажист, крупнейший мастер реалистического пейзажа. Первые работы мастера были выполнены в духе романтизма («Вид на острове Валаам», 1858), но уже в 60-е гг. он обратился к русскому пейзажу, который стал изображать как можно более реалистично и детально («Рубка леса», 1867). Пристальное изучение природы отточило талант художника, выдвинуло его в ряды лучших пейзажистов своего времени. Уже в 70-е гг. он смог воссоздать целостные образы русской природы, раскрыть ее красоту и своеобразие. При этом он все больше совершенствует светотеневое решение картин, с помощью которого умел передать изменчивое состояние природы («Рожь», 1878; «Лесные дали», 1884; «Сосны, освещенные солнцем», 1886). Создавая типические кар-тины русской природы, нередко вводит в пейзаж жанрово-повествовательные элементы («Утро в сосновом лесу», 1889; «Дубовая роща», 1887). Сила шишкинских полотен заключается не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы, а в том, что порождают мысли о русском приволье, о бескрайних просторах, создают обоб-щенный, эпический образ русской природы. Реалистические пейзажи Шишкина были идейно близки картинам передвижников. Одним из учредителей этого движения был Шишкин.
ШИШКИН
Иван Иванович (1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург), русский живописец, пейзажист. Родился в небогатой купеческой семье. В 1852 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у А. Н. Мокрицкого. В 1856–60 гг. продолжил свое образование в Петербургской академии художеств. В 1860 г. за две картины с одинаковым названием «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» получил Большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку за границу. В 1862–65 гг. стажировался в Германии (в Дюссельдорфе) и Швейцарии, побывал в Чехии, Франции, Бельгии, Голландии. По возвращении в Россию получил звание академика (1865), в 1873 г. – профессора АХ. В 1894–95 гг. руководил пейзажной мастерской Академии. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870).
Пейзажи Шишкина исполнены эпической, былинной мощи. Художник ведет обстоятельный рассказ о жизни природы. Забираясь в самую сердцевину леса, который он любил с детства, Шишкин мастерски воссоздает в своих полотнах атмосферу глухой чащобы, где в тиши и полумраке, скрытая от людских глаз, зарождается и протекает жизнь леса и его обитателей («Лесная глушь», 1872; «Утро в сосновом лесу», 1889). Медведицу с тремя медвежатами в знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» написал друг Шишкина, художник К. А. Савицкий.
Природа в пейзажах Шишкина представлена в расцвете летней, полдневной красоты. В картинах «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869), «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя» (1883), «Лесные дали» (1884) художник создает монументальный и одновременно поэтический образ Родины: просторов родных полей, умытых теплым летним дождем, необъятных далей, согретых живительным солнечным светом. Художник записал в своем дневнике: «Живопись есть немая, но вместе с тем теплая, живая беседа души с природой и Богом».
Стилистика живописного языка Шишкина, испытавшего влияние недавно изобретенной фотографии, на протяжении всего творчества почти не претерпевала ощутимых изменений, но в кон. 1880-х гг. художник начинает уделять больше внимания передаче световоздушной среды («Сосны, освещенные солнцем», 1886). Колорит его полотен становится более мягким и гармоничным, однако интерес к пленэрной живописи (живописи на открытом воздухе) не отразился на академически четком, строго выверенном рисунке («Дубы», «Дубовая роща»; обе – 1887; «Мордвиновские дубы», 1891; «Корабельная роща», 1898). Наряду с произведениями, воссоздающими величественный образ природы, бескрайние просторы, Шишкин с пристальным вниманием и искренним восхищением пишет «Папоротники» (1876), «Цветы на опушке леса» (1890-е гг.), «Травки» (1892), максимально приближая их к зрителю. Картина «Уголок заросшего сада. Сныть-трава» (1884; см. илл. на с. 389) заставляет нас ощутить тепло прогретой летним солнцем земли, шелест трав и цветов, терпкий аромат сныти. С сер. 1870-х гг. в творчестве Шишкина появляются зимние пейзажи, в которых виртуозно переданы мягкость пушистого снега и звенящая морозная тишина («Зимой в лесу», 1877).
Значительную часть наследия художника составляют рисунки и гравюры. Вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, К. А. Савицким, В. М. Максимовым Шишкин участвовал в создании (1871) Общества русских аквафортистов (мастеров акватинты и офорта), участники которого сыграли большую роль в развитии авторской гравюры и эстампа. В 1891 г. в залах АХ была развернута большая персональная выставка Шишкина, на которой экспонировалось свыше 600 рисунков, этюдов и гравюр.
Учеником Шишкина был замечательный пейзажист Ф. А. Васильев. В родном городе художника Елабуге ныне открыт дом-музей И. И. Шишкина.
Пейзажи Шишкина исполнены эпической, былинной мощи. Художник ведет обстоятельный рассказ о жизни природы. Забираясь в самую сердцевину леса, который он любил с детства, Шишкин мастерски воссоздает в своих полотнах атмосферу глухой чащобы, где в тиши и полумраке, скрытая от людских глаз, зарождается и протекает жизнь леса и его обитателей («Лесная глушь», 1872; «Утро в сосновом лесу», 1889). Медведицу с тремя медвежатами в знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» написал друг Шишкина, художник К. А. Савицкий.
Природа в пейзажах Шишкина представлена в расцвете летней, полдневной красоты. В картинах «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869), «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя» (1883), «Лесные дали» (1884) художник создает монументальный и одновременно поэтический образ Родины: просторов родных полей, умытых теплым летним дождем, необъятных далей, согретых живительным солнечным светом. Художник записал в своем дневнике: «Живопись есть немая, но вместе с тем теплая, живая беседа души с природой и Богом».
Стилистика живописного языка Шишкина, испытавшего влияние недавно изобретенной фотографии, на протяжении всего творчества почти не претерпевала ощутимых изменений, но в кон. 1880-х гг. художник начинает уделять больше внимания передаче световоздушной среды («Сосны, освещенные солнцем», 1886). Колорит его полотен становится более мягким и гармоничным, однако интерес к пленэрной живописи (живописи на открытом воздухе) не отразился на академически четком, строго выверенном рисунке («Дубы», «Дубовая роща»; обе – 1887; «Мордвиновские дубы», 1891; «Корабельная роща», 1898). Наряду с произведениями, воссоздающими величественный образ природы, бескрайние просторы, Шишкин с пристальным вниманием и искренним восхищением пишет «Папоротники» (1876), «Цветы на опушке леса» (1890-е гг.), «Травки» (1892), максимально приближая их к зрителю. Картина «Уголок заросшего сада. Сныть-трава» (1884; см. илл. на с. 389) заставляет нас ощутить тепло прогретой летним солнцем земли, шелест трав и цветов, терпкий аромат сныти. С сер. 1870-х гг. в творчестве Шишкина появляются зимние пейзажи, в которых виртуозно переданы мягкость пушистого снега и звенящая морозная тишина («Зимой в лесу», 1877).
Значительную часть наследия художника составляют рисунки и гравюры. Вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, К. А. Савицким, В. М. Максимовым Шишкин участвовал в создании (1871) Общества русских аквафортистов (мастеров акватинты и офорта), участники которого сыграли большую роль в развитии авторской гравюры и эстампа. В 1891 г. в залах АХ была развернута большая персональная выставка Шишкина, на которой экспонировалось свыше 600 рисунков, этюдов и гравюр.
Учеником Шишкина был замечательный пейзажист Ф. А. Васильев. В родном городе художника Елабуге ныне открыт дом-музей И. И. Шишкина.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007