Шкловский, Виктор Борисович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович
(1893–1984) – русский советский киновед и киносценарист.
Виктор Шкловский родился в Санкт-Петербурге. В художественно-мемуарной книге «Жили-были», вышедшей в 1962 году, Шкловский подробно пишет о своем еврейском происхождении, а также упоминает своих еврейских родственников – «дядю Исаака-путешественника» (Дионео) и «единокровного брата Евгения» – талантливого врача, убитого белыми.
Ещё гимназистом стал печататься в журнале «Весна». Учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. В 1916 году Шкловский стал одним из зачинателей «Общества изучения теории поэтического языка» (ОПОЯЗ), объединившего теоретиков формальной школы в литературоведении.
Принял активное участие в Февральской революции. Получил Георгиевский крест 4-й степени из рук генерала Корнилова. Временным правительством был направлен в Персию, где организовывал эвакуацию российских войск и вернулся с ними в Петроград в начале 1918 года.
Обращения Шкловского к еврейской теме немногочисленны, но в достаточной мере декларативны. В прозе Шкловского «еврейский элемент» выступает скорее элементом стиля.
Наиболее содержательные высказывания Шкловского о еврейском вопросе даны в его рецензии на фильм «Еврейское счастье», поставленном по рассказам Шалом Алейхема. Это еще немой фильм, снятый в СССР в 1925 году. Шкловский писал со скептическим отношением к сионистской идее создания еврейского государства в Палестине: «Сейчас уже видно, что из сионизма, из еврейского государства в Палестине выйдет только южный курорт для богатых евреев». Он с энтузиазмом высказывается об изменении социокультурного статуса евреев Советского Союза.
В 1927 году вышел снятый по заказу ОЗЕТа советский пропагандистский документальный фильм «Еврей на земле». Сценаристами были Маяковский и Шкловский, режиссером Абрам Роом. Фильм был посвящен теме освоения земель Крыма и северного Причерноморья еврейскими колонистами. В картине показано как еврейские колонисты заселяют причерноморские и крымские земли. Для более успешного освоения заброшенных земель создаются коммуны, наподобие кибуцев, живущие только своей внутренней колониальной жизнью. Еврейские колонисты и колонистки представлены как одна большая семья на фоне трудностей антисемитизма, вспыхнувшего в СССР в конце 1920-х годов двадцатого столетия.
Осенью 1932 Шкловский отправился в поездку на строительство Беломоро-Балтийского канала. На вопрос сопровождавшего его чекиста, как он себя здесь чувствует, Шкловский ответил: «Как живая лиса в меховом магазине».
Шкловский – автор киносценариев: 16 для немого кино, в том числе «Капитанская дочка» (1928 год), и 12 для звукового, в том числе «Минин и Пожарский» (1939 год, режиссёр – В.И. Пудовкин), «Овод» (1955 год, в главной роли – Олег Стриженов), «Казаки» (1961 год, «Три толстяка» (1963 год, мультфильм), «Сказка о золотом петушке» (1967 год, мультфильм), «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970 год).
Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Виктор Шкловский скончался 5 декабря 1984 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

Шкловский, Виктор Борисович

(род. 1893) — писатель, литературовед, теоретик и практик советской кинематографии. Был одним из организаторов и теоретиков "Общества по изучению поэтического языка" ОПОЯЗ (1916—19). В 1919—21 Ш. участвовал в Петроградском литературном содружестве "Серапионовы братья", в 1923 состоял в "ЛЕФе". Уже в первой своей брошюре "Воскрешение слова" (1914), посвященной теоретическому обоснованию футуризма, Ш. проявил себя как формалист. Ш. считает, что художественная литература развивается по своим особым законам, независимым от социальной жизни и классовой борьбы в обществе. Форма и содержание художественных произведений, по Ш., не связаны между собой, форма это — сумма формальных приемов, в которых отнюдь не отражается объективная классовая действительность. Отсюда взгляд Ш. на художественное творчество, как на "делание" произведений ("Как сделан Дон-Кихот" и т. п.) при помощи сюжетных и словесно-языковых комбинации, изучение которых и составляет, по Шкловскому, основную задачу научного литературоведения.


В результате упорной борьбы марксистского литературоведения с формализмом Шкловский пытается пересмотреть свои идеалистические позиции. В книге "Материал и стиль в романе Льва Толстого “Война и мир”" (Москва, 1928) он стремится дать социальную характеристику творчества Толстого. Однако замечания о том, что "Война и мир" — продукт русской действительности 60-х гг., ссылка на классовые позиции Толстого и т. п. не мешают Ш. и в этой работе утверждать примат формы над содержанием и рассматривать роман "Война и мир" как деформацию исторического материала в угоду законам художественной формы. В ряде статей о советской литературе, напечатанных в 1932—1933, Шкловский рассматривает литературные явления современности, исходя из ошибочных концепций формализма. Ш. известен так же как автор ряда беллетристических, полубеллетристических и мемуарных произведений и как фельетонист. Произведения Ш. — прозаика — характерны стилистическим своеобразием и богатым использованием парадокса и анекдота. Шкловский работал и в области научно-популярной фильмы.


Основные литературоведческие работы Ш.: Искусство как прием, в кн. Сборники по теории поэтического языка, вып. 2, П., 1917; Развертывание сюжета, [П.], 1921; О теории прозы, М.—Л., 1925; Техника писательского ремесла, М.—Л., 1927, и др.


Беллетристические и полубеллетристические произведения Ш.: Лазарь Зервандов (Эпилог), П., 1922; Сентиментальное путешествие, Л.. 1924; Zoo или письма не о любви, Л., 1924; Иприт, роман (совм. с В. Ивановым), вып. 1—9, М., 1925; Краткая, но достоверная повесть о дворянине Болотове, Л., 1930, и др.


Ш. занимался также проблемами кино, его методологией, вопросами производства и критикой кинопродукции: Их настоящее, М.—Л., 1927; Гамбургский счет. [Л.], 1928; Поденщина, Л., 1930; см. также ст. в сб. "Поэтика кино", изд. Кинопечать, М.—Л., 1927. Выпустил книгу "Как писать сценарии", М.—Л., 1931, и сам написал в качестве соавтора большое количество сценариев, часть которых поставлена ("По закону", "Предатель", "Любовь втроем", "Капитанская дочка", "Записки из мертвого дома" и другие).





Шкловский, Виктор Борисович


(1893-1984).


Русский сов. прозаик, киносценарист и видный ученый-литературовед и киновед, более известный произв. др. жанров (в т.ч. историч. и мемуарной прозы). Род. в СПБ, учился в СПБ ун-те, но не закончил его, всецело отдавшись лит. и науч. деятельности, быстро став одним из ведущих проводников "формального метода" (основанного на лингвистике и структурализме) в отечественном литературоведении, гл. идеологом и активным чл. Об-ва по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), а также ведущим сов. исследователем кино. Лауреат Гос. премии СССР (1979).


Единственное НФ произв. Ш. - написанный в соавт. с В. В. Ивановым (см.) авантюрно-приключенческий роман "Иприт" (1925), выполненный в традициях "красного Пинкертона" и представляющий собой полупародийную лит. забаву; к фантаст. элементам романа относятся хим. война и мировая революция в близком будущем. Из обширного литературоведческого наследия Ш. можно отметить его книги о Ф.Достоевском и В.Маяковском.


В. Р.






Шкловский, Виктор Борисович


Род. 1893, ум. 1984. Писатель, журналист, сценарист, литературовед. Участник группы "Серапионовы братья". Член ОПОЯЗа. Литературный дебют состоялся в 1908 г. Произведения: "Революция и фронт" (воспоминания, 1919—21), "Сентиментальное путешествие" (1923), "Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза" (1923), "Иприт" (авантюрный роман, 1925), "Третья фабрика" (1926), "Капитан Федотов" (1936), "Марко Поло" (1936), "Дневник" (1939), "О Маяковском" (воспоминания, 1940), "Встречи" (1944), "Повесть о художнике Федотове" (1955), "Исторические повести и рассказы" (1958), "Жили-были" (воспоминания, 1962), "Повести о прозе" (1966), "Эйзенштейн" (1973) и др. Литературоведческие и киноведческие работы: "Воскрешение слова" (1914), "О поэзии и заумном языке", "Искусство как прием" (1916—17), "Кинематограф как искусство" (1919), "О кинематографе" (1919), "Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля" (1919), "Развертывание сюжета. Как сделан "Дон-Кихот"" (1921), "Тристрам Шенди" Стерна и теория романа" (1921), "Литература и кинематограф" (1923), "Ход коня" (1923), "О теории прозы" (сборник статей, совм. с Вс. Ивановым (1925), "Удачи и поражения Максима Горького" (1926), "Пять человек знакомых" (1927), "Гамбургский счет" (1928), "Матерьял и стиль в романе Льва Толстого "Война и мир"" (1928), "Матвей Комаров, житель города Москвы" (1929), "Поиски оптимизма" (1931), "Чулков и Левшин" (1933), "Заметки о прозе русских классиков" (1953), "За и против. Заметки о Достоевском" (1957), "Художественная проза. Размышления и разборы" (1959), "Лев Толстой" (1963), "Тетива. О несходстве сходного" (1970), "Энергия заблуждения" (1981), "О теории прозы" (1983) и др. Сценарии: "Крылья холопа" (1926), "По закону" (1926), "Предатель" (1926), "Третья Мещанская" (1927), "Ухабы" (1927), "Два броневика" (1928), "Дом на Трубной" (1928), "Казаки" (1928), "Капитанская дочка" (1928), "Овод" (1928), "Последний аттракцион" (1928), "Алишер Навои" (1947), "Далекая невеста" (1948), "Чук и Гек" (1953) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1979).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008