ШКОЛА НАУЧНАЯ

Найдено 1 определение
ШКОЛА НАУЧНАЯ
способ самоорганизации исторического сообщества и форма научной коммуникации в исторической науке, признаваемая научным сообществом. С точки зрения его иерархической структуры определяется как узкая группа историков, составляющих ответвление широкого «течения» или даже «направления» [Е. В. Гутнова]. С точки зрения внутренней структуры определяется как коллектив ученых (принадлежность к одному научному учреждению необязательна), в рамках которого под руководством лидера научной школы осуществляется деятельность в четырех основных аспектах: 1) разработка конкретных проблем по общей исследовательской программе, в основе которой лежат идеи главы научной школы; 2) подготовка молодого поколения исследователей; 3) организация и координация общих усилий; 4) утверждение особых норм взаимоотношений между членами научной школы как исследовательского коллектива [А. А. Никишенков]. Научная школа - коллектив ученых разного уровня квалификации и опыта, занятых решением научной проблемы в рамках общей исследовательской программы, генерируемой лидером или интеллектуальным ядром, где в процессе научного исследования происходит не только получение нового знания разного уровня (выдвижение проблемы, создание концепции, формирование понятия, развитие теории, открытие новых явлений, создание методов исследования или усовершенствование существующих, накопление фактического материала), но и приобщение неофитов к исследовательской традиции и ее развитие, а уровень научных результатов получает признание коллег. Структура научной школы включает в себя сотрудников разного уровня подготовки, обязательно лидера и молодое поколение исследователей. Есть мнение о том, что школы могут существовать и без ярко выраженного формального лидера. Последователи научной школы могут образовывать незримый колледж, связанный неформальными рамками сотрудничества в решении научной проблемы. Это дает повод рассматривать научные школы как социальные сети.
Признаки выделения научной школы четко не определены. Это может быть локализация школы (город, регион, страна, университет); предметная область; своеобразие исследовательской программы; философско-методологические и политические установки; личность лидера; типы связей внутри коллектива. По назначению получаемых знаний выделяют образовательные, исследовательские, смешанные школы. По типу связей между поколениями выделяют одноуровневые и многоуровневые; по степени институциализации - неформальные, кружки, институциональные. Это предопределило многообразие типологий научных школ. Социальной предпосылкой возникновения школ является дифференциация исторических знаний и специализация ученых, когда индивидуальные формы работы неэффективны для решения задач. Фактором возникновения научных школ выступает необходимость координации творческих усилий по реализации общей исследовательской программы, а также задача приобщения молодежи к научной традиции путем формального и неформального общения с авторитетными в научном сообществе учеными. Специфика научных школ в исторической науке происходит из их подверженности влиянию со стороны социально-политических структур общества. Изучение школы в исторической науке требует анализа коммуникативной природы школы, особенностей ее философско-методологических и политических установок, характерных черт конкретноисторических исследований. Функции научных школ состоят в производстве научных знаний; профессиональной социализации; сохранении и развитии опыта научной деятельности; передаче образцов научной деятельности.
Лит.: Гутнова Е. В. Историография истории средних веков. М., 1985. С. 9; Мягков Г. 77. Научное сообщество в исторической науке. Казань, 2000; Мельникова О. М. Пермская научная археологическая школа О. Н. Бадера. Ижевск, 2003; Никишенков А. А. Научные школы в период становления современной британской социальной антропологии (20-^40-е гг. XX в.) // Советская этнография. 1982. № 4. С. 56; Чирков С. В. Археография и школы в русской исторической науке конца XIX - начала XX вв. // Археографический ежегодник за 1989 г. М., 1990. С. 23-37. О. М. МЕЛЬНИКОВА

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
205.74 кб

Школа научной этики

Мамсик Тамара Семеновна
Читать PDF
428.80 кб

Научная школа К. Н. Санукова

Москвина Л.П., Свечников С.К.
В статье рассматриваются особенности исторической научной школы профессора Марийского государственного университета Ксенофонта Никаноровича Санукова, сформировавшейся в начале 1990-х годов.
Читать PDF
671.80 кб

Научная школа Р. Г. Назирова

В. В. Борисова
Читать PDF
402.80 кб

НАУЧНАЯ ШКОЛА: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ

Шапошник Владимир Алексеевич
Читать PDF
173.28 кб

Научная школа «Правовая философия»

Невважай Игорь Дмитриевич
В статье кратко изложена история возникновения научной школы «Правовая философия», раскрыты мотивы и теоретические основания формирования концепции научной школы.
Читать PDF
387.70 кб

Омская этнографическая научная школа

Жигунова М. А.
Читать PDF
203.91 кб

Курганская научная историческая школа

Пундани Валерий Владимирович
Читать PDF
474.43 кб

Мгимовская историческая научная школа

Уколова В. И.
Международные процессы и события, мировая политика начала XXI в.
Читать PDF
201.00 кб

Научная школа профессора В. Ф. Семенова

Дворецкая И.А., Симонова Н.В.
Статья посвящена истории становления и развития научной школы профессора В. Ф. Семенова (заведующего кафедрой Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина) и формированию ее основных направлений.
Читать PDF
217.10 кб

Научная школа «Аналитика культурологии»

Ромах Ольга Викторовна
в статье анализируются основные направления научной школы «Аналитика культурологи», ранжируемые по аксиологическим, средовым, смысловым и деятельностным аспектах культуры.
Читать PDF
346.46 кб

Научная школа профессора А. С. Скрипкина

Дьяченко Александр Николаевич
Статья посвящена становлению научной археологической школы А.С. Скрипкина, которое проходило в процессе строительства Волгоградского государственного университета и формирования его научно-образовательных структур.
Читать PDF
395.47 кб

К вопросу о научных школах в библиотековедении

Ванеев Анатолий Николаевич, Крейденко Владимир Семенович, Бородина Валентина Александровна, Колесникова Марина Николаевна, Орлов Виктор Владимирович
Ученые кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ) высказывают точки зрения на проблему изучения и определения библиотековедческих научных школ (НШ).
Читать PDF
929.17 кб

Первая книга в новой серии «Научная школа МГИМО»

Серегин Александр Василье
С.М. Хенкин, Е.С. Самсонкина Баскский конфликт: истоки, характер, метаморфозы: монография М.: МГИМО (У) МИД России, 2011. 380 с.
Читать PDF
785.89 кб

Технология формирования ресурсов по научным школам

Павлова Лия Павловна, Курбангалеева Ирина Валентиновна
Представлена технология создания электронного ресурса на лидеров научных школ Новосибирского научного центра (ННЦ). Создан ресурс на 34 персоны. Обозначены пути дальнейшей работы.
Читать PDF
831.59 кб

Петербургская научная школа. Новые книги по истории

Похожие термины:

  • Анатомическая научная школа

    Основана В.П. Воробьевым (1876–1837), который с 1910 руководил кафедрой анатомии в женском медицинском институте. Он один из первых начал разрабатывать функциональную анатомию, открыл новые законы стру
  • Гигиеническая научная школа

    Самостоятельна кафедра гигиены была основана в университете в 1873 А.И. Якобием (1827–1907) и стала третьей в России, после образованных в 1871 в Киеве и Петербурге. «Курс общественной гигиены», который чи
  • Гистологическая научная школа

    Начала формироваться в Харьк. университете после организации в 1867 самостоятельной кафедры гистологии, которая была первой в России. Ее основателем и первым руководителем стал Н.А. Хржонщевский, к
  • Гидробиологическая научная школа

    Сформировалась после организации в 1933 комиссии по санитарно-биологическому изучению р. Сев. Донец и ее притоков с целью выбора места для забора питьевой воды, пригодной для водообеспечения Х-ва. Б
  • Педиатрическая научная школа в Харькове

    Развитие этого направления в Х-ве начинается с конца ХІХ ст. В 1892 в университете была организована кафедра педиатрии. И.В. Троицкий (1856–1923) создал в университете клинику детских болезней, организов
  • Акушерско-гинекологическая научная школа

    Начало ее развития связано с И.П. Лазаревичем (1829–1902), который в 1863 при своей клинике открыл Повивальный институт, готовивший акушерские кадры, не только для Х-ва, но и для всей Украины, Юга России. О
  • Терапевтическая научная школа в Харькове

    Начала формироваться в университете во второй половине ХІХ ст. Первым ее представителем был В.Г. Лашкевич, который 19 лет работал на кафедре факультетской терапии, издал первый выпуск «Клинических
  • Микробиологическая научная школа в Харькове

    Начала формироваться в университете на естественном отделении физико-математического факультета, где кафедрой ботаники в 1872–1887 руководил Л.С. Ценковский (1822–1887). Ученым было описано ок. 40 новых в
  • Офтальмологическая научная школа в Харькове

    Первым руководителем офтальмологической клиники, которая отделилась от хирургической, был Л.Л. Гиршман. Его научные работы касались физиологии цветового ощущения, лечения трахомы и др. глазных бо
  • Рентгенологическая научная школа в Харькове

    Предпосылки для ее развития были заложены в начале ХХ ст. Пионером этого направления стал врач С. П. Григорьев, который в 1922 организовал рентгенологический кабинет в Николаевской (ныне 2-я клиничес
  • Патофизиологическая научная школа в Харькове

    Основы ее были заложены А.В. Репревым (1853–1930), который руководил кафедрой общей и экспериментальной патологии в университете, а затем реорганизованной кафедрой патологической физиологии в медици
  • Психоневрологическая научная школа в Харькове

    Начала формироваться с конца ХІХ ст. Ее представителем был П.И. Ковалевский, который возглавил первую в университете кафедру систематического и клинического учения о нервных и душевных болезнях.
  • Патологоанатомическая научная школа в Харькове

    Начала формироваться на медицинском факультете университета со второй половины ХІХ ст. Ее основателями были Д.Ф. Лямбль и В.П. Крылов. Кафедру патологической анатомии здесь основал Д.Ф. Лямбль, кот
  • Ортопедотравматологическая научная школа в Харькове

    Предпосылки для развития ее в Х-ве были заложены в 1907, когда здесь создан Медико-механический институт, возглавлявшийся К.Ф. Вегнером. С 1921 в институте появился новый главврач М.И. Ситенко, который о