способ самоорганизации исторического сообщества и форма научной коммуникации в исторической науке, признаваемая научным сообществом. С точки зрения его иерархической структуры определяется как узкая группа историков, составляющих ответвление широкого «течения» или даже «направления» [Е. В. Гутнова]. С точки зрения внутренней структуры определяется как коллектив ученых (принадлежность к одному научному учреждению необязательна), в рамках которого под руководством лидера научной школы осуществляется деятельность в четырех основных аспектах: 1) разработка конкретных проблем по общей исследовательской программе, в основе которой лежат идеи главы научной школы; 2) подготовка молодого поколения исследователей; 3) организация и координация общих усилий; 4) утверждение особых норм взаимоотношений между членами научной школы как исследовательского коллектива [А. А. Никишенков]. Научная школа - коллектив ученых разного уровня квалификации и опыта, занятых решением научной проблемы в рамках общей исследовательской программы, генерируемой лидером или интеллектуальным ядром, где в процессе научного исследования происходит не только получение нового знания разного уровня (выдвижение проблемы, создание концепции, формирование понятия, развитие теории, открытие новых явлений, создание методов исследования или усовершенствование существующих, накопление фактического материала), но и приобщение неофитов к исследовательской традиции и ее развитие, а уровень научных результатов получает признание коллег. Структура научной школы включает в себя сотрудников разного уровня подготовки, обязательно лидера и молодое поколение исследователей. Есть мнение о том, что школы могут существовать и без ярко выраженного формального лидера. Последователи научной школы могут образовывать незримый колледж, связанный неформальными рамками сотрудничества в решении научной проблемы. Это дает повод рассматривать научные школы как социальные сети.
Признаки выделения научной школы четко не определены. Это может быть локализация школы (город, регион, страна, университет); предметная область; своеобразие исследовательской программы; философско-методологические и политические установки; личность лидера; типы связей внутри коллектива. По назначению получаемых знаний выделяют образовательные, исследовательские, смешанные школы. По типу связей между поколениями выделяют одноуровневые и многоуровневые; по степени институциализации - неформальные, кружки, институциональные. Это предопределило многообразие типологий научных школ. Социальной предпосылкой возникновения школ является дифференциация исторических знаний и специализация ученых, когда индивидуальные формы работы неэффективны для решения задач. Фактором возникновения научных школ выступает необходимость координации творческих усилий по реализации общей исследовательской программы, а также задача приобщения молодежи к научной традиции путем формального и неформального общения с авторитетными в научном сообществе учеными. Специфика научных школ в исторической науке происходит из их подверженности влиянию со стороны социально-политических структур общества. Изучение школы в исторической науке требует анализа коммуникативной природы школы, особенностей ее философско-методологических и политических установок, характерных черт конкретноисторических исследований. Функции научных школ состоят в производстве научных знаний; профессиональной социализации; сохранении и развитии опыта научной деятельности; передаче образцов научной деятельности.
Лит.: Гутнова Е. В. Историография истории средних веков. М., 1985. С. 9; Мягков Г. 77. Научное сообщество в исторической науке. Казань, 2000; Мельникова О. М. Пермская научная археологическая школа О. Н. Бадера. Ижевск, 2003; Никишенков А. А. Научные школы в период становления современной британской социальной антропологии (20-^40-е гг. XX в.) // Советская этнография. 1982. № 4. С. 56; Чирков С. В. Археография и школы в русской исторической науке конца XIX - начала XX вв. // Археографический ежегодник за 1989 г. М., 1990. С. 23-37. О. М. МЕЛЬНИКОВА
205.74 кб