ШКОЛА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШКОЛА
учебно-воспитательное учреждение. Система образования, выучка, приобретенный опыт. Кроме того, направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ШКОЛА
В изобразительном искусстве: 1. группа произведений, принадлежащих близким по духу и стилю художникам: школа Андрея Рублева, школа Дионисия; 2. произведения, связанные общностью стилистических признаков и технологических приемов: новгородская школа, московская школа, палехская школа и др.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ШКОЛА
первые школы возникли в странах Др. Востока (Китае, Вавилоне, Ассирии, Египте и др.). В этих странах при храмах существовали жреч. Ш. и Ш. писцов. В Др. Греции Ш. возникли ок. 6 в. до н.э. — для мальчиков и юношей свободнорожд. граждан. В Афинах мальчики 7 — 12 лет посещали Ш. грамматиста (чтение, письмо, счет), после нее или одноврем. с ней Ш. кифариста (пение, музыка, поэзия). Ш. были частными, платными. Для подростков и юношей госуд. содержало палестру — Ш. физич. воспитания. Здесь давалась подготовка воинам. Знатные и богатые юноши обучались затем в гимнасиях, где продолжали занятия физич. культурой, изучали философию, риторику и политику, готовясь занять руководящие гос. должности. В Др. Риме Ш. начали появл. ок. 4 в. до н.э.: сначала — элементарные Ш. (чтение, письмо, счет, законы 12 таблиц), затем — грамматич. Ш.; с сер. 2 в. до н.э. для наиболее знатной молодежи создаются Ш. риторов (риторика, философия, юриспруденция). Все эти Ш. были частными, платными. В императ. Риме (сер. 1 в. до н.э. — кон. 5 в. н.э.) устанавливается гос. контроль над элементарными Ш., а грамматич. и риторские Ш. делаются гос. учреждениями, подготовляющ. чиновников Рим. империи.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Школа
евр. бейт-сефер. Школа. Школ для обучения детей в древние времена у евреев не было. Слово «училище» в Деян. 19:9 имеет ввиду помещение, предоставленное ап. Павлу для проповеди Слова Божия. Закон обязывал родителей внушать своим детям Закон Божий дома в повседневной жизни (Втор. 6:7 и дал,; 11:18 и дал.); в Прит. Соломона мудрый дает наставление своим ученикам хранить заповедь отца своего и не отвергать наставления матери своей (Прит. 6:20). Без сомнения, матерям поручалось учить детей в первые годы их жизни. Царь Лемуил принял от матери своей наставление, написанное в книге Прит. 31:2 и дал.; Тимофей был с детства наставлен в Священных писаниях (2 Тим. 3:15). Царь Иосафат послал доверенных людей по иудейским городам учить народ закону Божию (2 Пар. 17:7 и дал.). Школы в буквальном смысле слова были учреждены, согласно Иосифу Флавию, только в позднейшее время. Однако умение читать и писать в Израиле было распространено уже с давних времен; об этом мы можем заключить из некоторых постановлений закона, предполагавших умение писать и читать (Чис. 5:23; 17:2, 9; Втор. 17:18) и т.д.; юноша — чернорабочий (евр. текст) из жителей Сокхофа написал Гедеону имена 77 человек своего города (Суд. 8:14). Иерусалимский Талмуд говорит, что Иосиф-бен-Шетах (первое столетие до Р.Хр.) организовал детские школы в Палестине. Из разных выражений Иосифа и Филона можно заключить, что такие школы были обыкновенным явлением среди евреев во времена Иисуса. О программе обучения говорится в Мишне, что Писание изучалось в возрасте от 5 до 10 лет, и с 10 до 13 лет изучалась Мишна (постановления старейшин). Изучение Св. Писания начинали с кн. Левит и эта книга изучалась наизусть. Затем следовало таким же образом изучение кн. Чис. и кн. Втор., после этого кн. Исх., и последней кн. Быт. В возрасте 10 лет ребенок знал, таким образом, все 5 книг Моисея наизусть. Кроме них изучались наизусть важные отрывки из книг пророков и Псалтыри. Мы имеем, таким образом, право предполагать, что Иисус и Его ученики получили такое образование. Из поучительных речей Иисуса ясно, что Он предполагал, что слушатели знали Писания Ветхого Завета.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ШКОЛА
   • Schola.
    I. У греков.
         Подробности об этом вопросе представляют некоторые затруднения, во-первых, потому, что, удаляясь по большей части от общественной жизни, школьное дело принадлежало отдельному дому и семейству, а во-вторых, оттого, что оно было теснейшим образом связано с воспитанием (см. Educatio, Воспитание) y этого народа свободы и гуманизма. Между тем чем больше мы углубляемся в древность, тем больше кажется общественным как вопрос о школьном деле, так и весь быт. Различие существовало в Греции также между дорическими и ионическими государствами, между периодом до и после Сократа. Умственное и душевное развитие, напр., спартанцев ограничивалось музыкой в тесном смысле слова и развитием ума и способности суждения; лишь немногие умели читать и писать. В Афинах, напротив, обучение относилось к разнообразным предметам и требовало большей частью большего числа учителей, преподававших каждый свою специальность. По известию Дионисия Галикарнасского, дети по слоговому методу (???????????) учились в одно и то же время чтению и письму. При чтении повышение или понижение слогов выражалось степенью повышения голоса. Это делалось, без сомнения, несколькими учениками сообща и наверно было хорошей музыкальной подготовкой. Затем особенно высоко ставили заучивание на память; при этом, как и у спартанцев, стихи Гомера занимали первое место. Он считался во всей Греции образцом мудрости, так что знание его ставилось выше точного знания законов. При этом преобладающая воспитательная сила поэзии прилагалась верно и к принципам философии. Кроме того, кажется, пользовались, для мальчиков более зрелого возраста, баснями Эзопа и поэтом Симонидом, особенно для того, чтобы исполнить юношу воинственного духа. Во время великого переворота в эллинском быте, связанного с Пелопоннесской войной, всеобщим любимцем стал несколько нравоучительный и либеральный Еврипид. От писания, принадлежавшего к элементарным наукам или ????????, должно отличать так называемую графику или искусство рисования, ставшую частью школьного образования лишь во времена Аристотеля. За музыкой в более обширном смысле (см. Musica, Музыка) следовала в программе воспитания гимнастика (см. Gymnasium, Гимнасий). За обучение обоим предметам вносилась плата или вcем родом, молодое поколение которого училось вместе, или отдельными лицами, которые обыкновенно платили во второй день Анфестерий, в месяце Анфестерионе, когда было самое большое число праздников, а поэтому и наибольшие каникулы. Лишь впоследствии учителя мудрости и красноречия получали жалованье из средств государства; поэтому до того времени им довольно дорого платили за обучение. Во время Пелопоннесской войны были открыты школы софистов и риторов, имевшие столь решающее влияние не только на развитие эллинской образованности, но также и на развитие нравственной жизни. Все образование приняло почти исключительно формальное направление; стремления находились в связи в то время со страстью к наживе, ибо учителя, после того как Протагор первый взял возмездие, заставляли платить себе довольно значительный гонорар; так, напр., Протагор брал за сообщение полного образования 100 мин (2500 рублей). Однако некоторые, как, напр., Исократ (10 мин), составляли похвальное исключение из этого правила.
    I. У римлян.
         Тут можно больше сказать о собственно школьном деле, особенно потому, что оно тут, сообразно направленному к пользе и практичности римскому образованию, сильнее отделялось от воспитания. Уже рано существовали школы, и они упоминаются еще раньше Рима в Тускуле, Габиях и других латинских городах; их называли scholae, ??????, т. е. местом отдохновения в некотором смысле от утомительной общественной жизни, или ludi, упражнениями, а именно умственными, насколько все действия ума заключают прежде всего в себе самих свою конечную цель; учителя назывались ludi magistri. Первый пример существования общественной школы мы находим в 449 г. до Р. X. в рассказе о преследуемой децемвиром Аннием Клавдием Виргинии, которая, следовательно, посещала эту школу, будучи взрослой девушкой. Занятия происходили на площади в бараках; дети же слушали лекции и на улице in triviis, вследствие чего элементарные познания обозначаются уже Квинтилианом словами trivialis scientra (это слово встречается вообще нередко в смысле «обыкновенный», как, напр., Quint. 1, 4, 27). Должно быть, уже в то время грамматика, диалектика и риторика принадлежали к trivium, кaк было в средние века, когда арифметика, геометрия, астрономия и музыка составляли quadrivium. Вознаграждалось же обучение добровольными подарками и только со времен 2-й Пунической войны деньгами; гораздо же позже государство стало выдавать учителям жалованье. В противоположность грекам, предметами обучения стали именно практические науки, так что даже в самой математике арифметика предпочиталась геометрии. Cic. tusс. 1, 2. Hor. sаt. 1, 6, 75. а. р. 325. Рано и в то же самое время, когда детей обучали чтению и письму, с ними начинали заниматься арифметикой; метод же счисления был, как и у греков, способ считать по пальцам. Телесные же упражнения состояли лишь в подготовке к войне, где веселые игры должны были уступать место более серьезной действительной жизни. Уже в раннем возрасте учились танцам и пению и, кроме того, с особой любовью учились плаванью. Что касается до остальных предметов обучения, то, наверно, не пренебрегали предварительным ознакомлением с историей древности и пониманием мифов; напротив, можно предполагать, что римляне занимались географией гораздо меньше греков, но с большим старанием занимались чтением и изучением поэтов. Весьма замечательно, однако, то, что римляне первый народ, занимавшийся иностранными языками в виде отдельной части образования. Греческий язык вместе с латинским стал главным образовательным средством в позднейшие времена. Поэты Ливий Андроник и Енний объясняли также греческих писателей, потому что тогда римская литература представляла еще мало собственных произведений. Кратет Маллийский из Киликии, однако (см. Grammatici, Грамматики, 2), первый в 165 г. до Р. X. ввел в Риме изучение грамматики, т. е. в такое время, когда литература стояла еще на первой, чрезвычайно низкой ступени развития, тогда как греки занялись грамматикой только после погибели действительной жизни в науках и искусствах (см. Educatio, Воспитание, 20). Literatоres были грамматики, учившие чтению и письму; напротив, literati принадлежали к высшему классу преподавателей, упражнявших своих учеников в объяснении поэтов и устраивавших при этом еще практические упражнения в письменном изложении описания и в развитии способности логического мышления. И у римлян употреблялся слоговой метод в начинавшемся до достижения семилетнего возраста обучении чтению, причем ежедневно на это шло два урока; особенно обращалось внимание на ясное, отчетливое и верное произношение. От чтения отдельных слов переходили к чтению целых предложений и стихов, причем, младшие повторяли слова за старшими. Много учили наизусть, к чему принуждал еще недостаток в экземплярах какого-нибудь сочинения; более длинные отрывки с этой целью диктовались, причем, брали материалы из древнейшей римской литературы. Так, Орбилий брал материалы из драм Ливия, другие — из Енния; но ни одним писателем не пользовались так часто при школьном обучении (что продолжалось и во все средние века), как Вергилием. С чтением соединялось заучивание грамматических форм и письмо, причем больше обращали внимания на правильность и красивый почерк, чем на быстроту. Писали посредством грифеля, stilus (см. Стилл) или graphium, graphiolum на навощенных досках (tabulae ceratae); ср. Pugillares tabulae; при этом вносили потом все то, что должно было остаться, на бумагу (charta) или пергамент (membrana), который исписывался только с внутренней стороны (см. Scribere, Писчие материалы). Ученики распределялись по своим успехам на классы, и грамматики имели, кроме того, еще помощников, hypodidascali, subdoctores, proscholi. Дисциплина отличалась чрезвычайной строгостью; за проступки наказывали детей ударами по рукам посредством ferula (flagellum называлось средство наказания за значительные провинности — обыкновенно рабов). Некоторые, как Орбилий (см. Орбилий Пупилл), пользовались известностью чрезвычайно драчливых (plagosi) учителей. Содержание школы было очень выгодно для некоторых; так, училище Л. Апулея, как говорят, приносило своему владельцу 400.000 сестерциев (около 20.000 рублей золотом) ежегодного дохода. Каникулы были в праздники сатурналий (сперва 1, затем 4 и даже 7 дней), в Квинкватрии и во время сбора плодов и винограда. Высший курс преподавания литератов (literati) заключал в себе объяснения поэтов (сперва Гомера и Вергилия) и в изучении древности. Особенное внимание и старание прилагалось при этом на изучение греческого языка. Упражнения риторические были двоякого рода: для детей (pueri) и для более зрелого возраста (adulescentuli), причем первые имели характер совещательный, suasoriae, a вторые спорящий, controversiae. Последние во времена императоров получили главное значение и имели даже весьма вредное влияние на развитие почти всей образованности, за исключением образования юридического, процветание которого, напротив, совпадает с этим временем (см. Iuris consulti).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
203.96 кб

Сталинские идеологические кампании и высшая медицинская школа (1946-1953 гг.)

Ерегина Н. Т.
Статья посвящена истории высшей медицинской школы в послевоенные годы. На основе широкого круга архивных документов рассказывается о сталинских идеологических кампаниях 1946-1953 гг.
Читать PDF
292.75 кб

Российская высшая школа в условиях рыночных реформ 1990-х гг

А.П. Горбунов
Читать PDF
201.42 кб

Советская школа: переход от безрелигиозного воспитания к антирелигиозному (1927 1929 гг.)

В.А. Шевченко
Читать PDF
234.05 кб

Рецензия на учебник А. И. Мартынова «Археология». Издание пятое, переработанное. М. : Высшая школа,

Плетнева Людмила Михайловна
Анализируется пять изданий (1973, 1982, 1996, 2000 и 2005 гг.) учебника А.И. Мартынова «Археология». Каждое издание автором дорабатывалось и улучшалось. Издание 2005 г.
Читать PDF
395.56 кб

Омская милицейская школа в системе профессионального образования МВД России: этапы развития

Кожевина Марина Анатольевна
Выделяются основные этапы развития милицейского образования в России, определяются ключевые моменты в развитии, повлиявшие на качественные изменения в организации подготовки квалифицированных кадров для органов внутренних дел.
Читать PDF
124.49 кб

Летняя школа историков в Вильнюсе

Гальцов В. И.
Читать PDF
243.21 кб

ЭМИГРАНТСКАЯ И СОВЕТСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА 20-х гг. (Опыт сравнительной характеристики)

Евсеева Елена Николаевна
Читать PDF
205.74 кб

Школа научной этики

Мамсик Тамара Семеновна
Читать PDF
701.17 кб

Алтай для меня большая школа жизни

Каштанов Александр Николаевич
Читать PDF
279.67 кб

Высшая школа Сибири в конце 1950 начале 1990 годов (историография проблемы)

Петрик Валерий Владимирович
В статье отражено современное состояние научной разработки темы «Высшая школа Сибири в конце 1950-х начале 1990-х гг.
Читать PDF
178.52 кб

Средняя школа Бурятии в годы Великой Отечественной войны: материально-техническая база

Зармакова Елена Сергеевна
В статье на основе малоизвестных документов национального архива республики бурятия рассматривается деятельность средней школы бурятии в 1941-1945 гг.
Читать PDF
295.85 кб

Историческая этнология Л. Н. Гумилева как парадигмальная научная школа в человековедении XXI века

Субетто Александр Иванович
Показывается, что существует парадигмальная научная школа Л.Н. Гумилева в форме развивающейся исторической этнологии. Историческая этнология предстает как важнейшая часть человековедения XXI века ноосферного человековедения.
Читать PDF
0.00 байт

Иркутская школа палеоэтнологии в 1920-1930-е годы

Пержакова Ася Сергеевна
В статье рассматривается история появления сибирского палеоэтнологического направления, формирование иркутской школы палеоэтнологии в 20-30 гг. XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Русская национальная школа в условиях эмиграции «Первой волны»

Щупленков О. В.
Читать PDF
120.78 кб

Школа Хонгандзи в период сэнгоку дзидай (1467-1582 гг. )

Дукачева А. В.
Hongandzi reached some successes, establishing total power in some regions of Japan, for example, in Kara province, and certainly influenced on the course of gathering Japan.

Похожие термины:

  • МОСКОВСКАЯ ШКОЛА АЙСЕДОРЫ ДУНКАН

    В ней воплощалась мечта А. Дункан о создании/воспитании гармоничного, как древние греки, человека, открытого для всего прекрасного. В молодом советском государстве она, по собственным словам, увид
  • Александрийская богословская школа

    древнейшая богосл. школа, находившаяся в Александрии; в более широком смысле — направление в богословии ранней Церкви, возникшее в рамках этой школы. К началу христ. эры Александрия была одним из в
  • Александрийская филологическая школа

    Создание Александрийской библиотеки привело к развитию целого направления в классич. филологии. Гл. его заслуга заключалась в систематизации фондов этой обширнейшей библиотеки др. мира и в соста
  • Школа Анналов

    условное назв. направления историографии (преим. франц. историки), получившего наименование по основанному в 1929 М. Блоком и Л. Февром журн. "Annales d´histoire ?conomique et sociale" (ныне "Annales. Economies. Soci?t?s. Civilisations").
  • Школа античная

    система начального и среднего образования в древ, мире, имевшая свои специф. особенности в Греции и в Риме. В Греции в VII - VI вв. возникли т. н. «мусические» Ш. - снач. в Афинах, затем в др. городах. Осн. пр
  • Школа пророков

    См. «Пророки».
  • СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА

    см. Гильом де Шампо.
  • ВАМПУ ШКОЛА

    см. Хуанпу школа.
  • БАДЕНСКАЯ ШКОЛА

    фрейбургская школа, - одно из направлений неокантианской философии кон. 19 - нач. 20 вв.; ее представители (проф. Фрейбургского ун-та в Бадене В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.) занимались обоснованием иде
  • БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА

    (барбизонцы) — группа французских художников-пейзажистов 1-й половины XIX в., заложивших традиции французского реалистического пейзажа. Название произошло от названия деревни Барбизон близ леса Фо
  • Школа для киргизских детей при Оренбургской пограничной комиссии

    правит. образовательное учреждение. Предусмотрена по высочайше утвержденному «Положению об управлении оренб. киргизами (казахами. – Авт.)» от 14.07.1844 г. Реально открыта с 22.08.1850 г. в зданиях Оренб. по
  • ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА

    создана в процессе реорганизации российской системы народного образования на основе Положения ВЦИК РСФСР «О единой трудовой школе» и Декларации ВЦИК об «Основных принципах единой трудовой школ
  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

    одно из направлений бурж. политэкономии, сложившееся в Германии в сер. 19 в. Отдельные идеи ист. школы были высказаны Ф. Листом ("Нац. система политич. экономии", 1841, рус. пер. 1891), но оформилась она в раб
  • ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    в историографии - см. Государственная школа.
  • Альгологическая школа

    Наука о водорослях (альгология) активно развивалась в Х-ве. Первые исследования в этой обл. были выполнены А.С. Питросом (1830–1889). Позднее большой вклад в нее был сделан микробиологами Л.С. Ценковским
  • ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

    элеаты – древнегреческой философии VI–V вв. до н. э. Главные представители: Пармемид и Зенон из Эпеи (отсюда название), Мелисс Самосский. Отводя главную роль в познании мышлению, Э. Ш. противопоставил
  • ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА

    философская школа, основанная в Элиде одним из любимых учеников Сократа Федоном, позже была переведена в Эретрию. В Э.-э. ш., по-видимому, уделялось большое внимание эристике и диалектике понятий; не
  • ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА

    др.-греч. философская материалистич. школа, созданная Эпикуром в Афинах ок. 307 (или 306) до н.э. Школа была основана в спец. для этой цели приобрет. саду, к-рый получил назв. «сад Эпи-кура». Эпикурейская ф
  • ЭРУДИТСКАЯ ШКОЛА

    направление в историографии и источниковедении, преим. в области медиевистики, в Зап. Европе 17-18 вв. Ее основателями были т. н. церк. эрудиты, деятельность к-рых протекала в рамках монашеских ученых
  • ЭТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    в этнографии - направление в "антропологической" (т. е. этнографической) науке США, господствовавшее в 30-50-х гг. 20 в. Сложилось как реакция против агностицизма и индетерминизма, преобладавших в "истор