ШЛЮТЕР
ШЛЮТЕР
Schl?ter), Герман (1854-1919) - немецкий историк. С юных лет принимал активное участие в социалистич. движении, примыкая к левому крылу герм. с.-д-тии. После переезда в США участвовал в деятельности социалистич. организаций. Ист. труды Ш., посвященные в основном различным аспектам рабочего и демократич. движения в США,- "Начало немецкого рабочего движения в Америке" ("Die Anf?nge der deutschen Arbeiterbewegung in Amerika", Stuttg., 1907), "Линкольн, труд и рабство" ("Lincoln, labor and slavery", N. Y., 1913), "Интернационал в Америке" ("Die Internationale in America. Ein Beitrag zur Geschichte der Arbeiterbewegung in den Vereinigten Staaten", Chi., 1918) и др.- были направлены против попыток бурж. и социал-реформистской историографии свести историю рабочего движения в США исключительно к тред-юнионистской борьбе. Ш. впервые с марксистских позиций проанализировал деятельность различных социалистич. организаций в США, роль рабочего класса в движении за демократич. реформы и борьбе против рабства. Одним из недостатков работ Ш. является акцент на истории нем. рабочих-эмигрантов в ущерб др. группам амер. рабочего класса. Ш. принадлежит также соч. "Чартистское движение" (N. Y., 1916, рус. пер., М., 1925), содержащее объективный анализ чартизма, к-рый характеризуется как один из важнейших этапов пролетарского движения в Англии. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36- 39 (см. Указат. имен).
Шлютер
, Андреас (Schluter, Andreas) Ок. 1660, Гданьск (Данциг) — 1714, Санкт-Петербург. Немецкий скульптор. Мастер барокко. Обучался у архитектора К. Сановиуса. В 1689—1693 участвовал в выполнении многих работ в Польше (украшение дворца в Вилланове, дворца кронпринца Яна Красинского и др.). В 1694 приехал в Берлин в качестве официального скульптора бранденбургского двора. В 1695—1696 посетил Францию. Главные работы Шлютера находятся в Берлине: бронзовый конный памятник королю Пруссии ("солдатскому королю") Фридриху Вильгельму I (1689—1703), созданный в традиции барочных монументов. Он четко фиксирует перспективу, открывающуюся от Королевского дворца на мост и городской пейзаж. Для балюстрады Королевского дворца создал ряд аллегорических фигур. Для здания Старой почты исполнил тондо с изображением аллегорий Времени, Осмотрительности, Мудрости (1702—1704). Для парка виллы Камек (1711—1712) в духе барокко Бернини — статуи Аполлона и Дафны. Значительным памятником немецкой барочной пластики явилось надгробие королевы Софии Шарлотты (1705) в соборе Берлина. С большой экспрессией исполнены украшающие его фигуры плачущей женщины и плачущей Смерти. Последний год своей жизни Шлютер провел в России, куда был приглашен Петром I. Здесь он принял участие в проектировании Большого дворца в Петергофе (составил рабочий проект, исполнил эскизы); проявил себя мастером архитектурного ансамбля в планировке Летнего сада (Летний дворец и Грот); возможно, оказал влияние на создание архитектурного образа ряда высотных построек XVIII в. в Санкт-Петербурге.
Лит.: Andreas Schluter und die Plastik seiner Zeit. Berlin, 1964.
Е. Федотова
Лит.: Andreas Schluter und die Plastik seiner Zeit. Berlin, 1964.
Е. Федотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006