ШМАРОВ Павел Дмитриевич

Найдено 1 определение
ШМАРОВ Павел Дмитриевич
22( 10).09.1874 (Воронеж) - 2.07.1950 (Булонь-Бийанкур, близ Парижа). Живописец, график. Сын мастерового экипажного цеха. В 1886-90 учился в Воронежском уездном училище и занимался рисованием под руководством Л. Г. Соловьева. В 1894 поступил вольнослушателем в АХ, учился в мастерской И. Е. Репина. В 1899 получил звание художника, золотую медаль и заграничное пенсионерство за картину «Горе побежденным». В 1900-02 побывал в Вене, Риме, Флоренции и Мюнхене; учился в Париже у Ж.-П. Лоранса. В 1904 путешествовал с Б. М. Кустодиевым по Испании. Жил в Петербурге. Писал портреты столичной знати: император Николай II, вел. кн. Мария Павловна, гр. Мусина-Пушкина, кн. Юсупов, генерал А. Н. Куропаткин, издатель А. С. Суворин и др. Создавал крупноформатные жанровые и батальные картины, символистские декоративные панно с обнаженными фигурами («Купальщицы», «Август» 1914, «Сны белой ночи» - 1916). Оформлял спектакли для театра Луна-парка, занимался книжной графикой (иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова), рисовал для «Журнала театра Литературно-художественного общества», газет «Вечернее время», «Новое время». Участвовал в Весенних выставках в залах АХ (ежегодно в 1898-1916; в 1916 председатель выставочного комитета), выставках МОЛХ (1898, 1899), ТПХВ (М., 1914, 1915; Пг., 1915, 1916, 1917), Товарищества художников (Пг., 1915), выставлялся за рубежом. Получил 1-ю премию ОПХ за картину «Асфальтовщики» (1898), большую золотую медаль на Международной выставке в Сент-Луисе (США) за картину «Парижанка» (1904), 1-ю премию им. императора Александра III из фонда А. И. Куинджи за картину «Ждут проезда» (1905), 2-ю премию на Всемирной выставке в Льеже за картину «1812-й год» (1912). Пейзаж «Деревня зимой» был приобретен Музеем АХ, картина «Монмартр» - вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Написал монументальное полотно «Бородинский бой», для работы над которым АХ выделила специальное помещение. Работы воспроизводились в столичных журналах «Огонек», «Нива», «Аргус», «Летопись войны». В 1912 по предложению Репина, В. А. Беклемишева и В. Е. Маковского был выдвинут в академики, но забаллотирован; стал академиком в 1916. С 1913 был членом Общества им. А. И. Куинджи, по поручению которого работал в комиссии по приобретению картин для провинциальных музеев. В 1916 выезжал на фронт; по заказу М. А. Суворина исполнил 30 рисунков на тему войны. После революции участвовал в 1-й выставке картин, этюдов и эскизов Общества им. А. И. Куинджи (Пг., 1917), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), 16-й выставке картин СРХ (М., 1922). В 1923 эмигрировал. Около двух лет провел в Риме, исполнил портреты членов итальянской королевской семьи. В конце 1924 поселился в Париже. Исполнял пейзажи и заказные портреты, написал портреты Ф. И. Шаляпина и С. М. Лифаря. В октябре 1928 провел персональную выставку в галерее J. Charpentier; картину «Купание » приобрел Люксембургский музей Парижа. Участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Берлине (1930) и Париже (d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), в групповых выставках в Англии, Бельгии, Голландии и Аргентине. До 1939 постоянно выставлялся в салоне Общества французских художников. После войны поселился в Булонь-Бийанкуре, близ Парижа. В 1946 работы были показаны на выставке «В честь Победы», организованной Союзом советских патриотов. Представлен в Королевском музее в Брюсселе, галерее Тейт в Лондоне, музеях Франции, Голландии и России.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999