Шнор фон Каросфельд

Найдено 1 определение
Шнор фон Каросфельд
, Юлиус (Schnorr von Carolsfield, Julius) 1794, Лейпциг — 1872, Дрезден. Немецкий художник. Принадлежал к молодому поколению мастеров раннего немецкого романтизма — назарейцам, работавшим в Италии. Разделял их эстетические взгляды. Работал в Италии с 1818. Принимал участие в росписях виллы принца Карло Массимо в Риме (1817—1829), исполнив в зале Ариосто фрески Битва при Липадузе (1824), Сражение Ринальдо (1823), Морская битва (1824—1825), Въезд Карла Великого в Париж (1826). Темы, связанные с идеалами христианства, всегда были важны для назарейцев. Идеалами Шнорра фон Каросфельда были старонемецкое искусство и живопись итальянских "примитивов", которую он изучал в Италии, увлекаясь трудом И. Д. Пассавана о средневековом искусстве, изданном в 1820 в Гейдельберге. Это проявилось и в росписях на религиозные сюжеты церквей Сан Луиджи дельи Оньисанти в Риме, полотнах Благовещение (1818, Берлин, Гос. музеи), Бегство в Египет (1828, Дюссельдорф, Художественный музей). Создавал он и пейзажи, передавая широкие перспективы ландшафтов Кампаньи, струящиеся потоки водопадов, стремясь правдиво запечатлеть эффекты освещения, изображая фигурки крестьян на фоне пейзажа (Пейзаж около Рокка Кантерано в Сабинских горах, частное собрание), образы святых. Художник писал о поэзии природы Италии, о колоритном быте ее народа: "Мне хотелось бы как можно больше запечатлеть этих сцен". В Италии Шнорр фон Каросфельд много рисовал, как и все назарейцы. На рисунке Вилла Боргезе. Фраскати (1826, частное собрание) на первом плане изображены собирающие виноград крестьяне, от фигурок которых открывается живописный вид на виллу. Подобный прием "скачка" в пространство часто использовали романтики, стремясь передать световоздушную перспективу, слить планы. Шнорр фон Каросфельд работал и в жанре портрета. Образ известной римской натурщицы Виттории Кальдони сохранился в его портретных зарисовках (Портрет В. Кальдони, 1821, Берлин, Гос. музеи; 1822, частное собрание). Для художника-назарейца идеал и натура существовали в их неразрывном единстве в портретной живописи, поэтому образ Кальдони то конкретен, то она представлена в образе мадонн Рафаэля. Значительной работой художника явились и росписи пяти залов резиденции в Мюнхене (1830—1840-е), исполненные по заказу Людвига I Баварского, на сюжеты из Саги о Нибелунгах. Эта тема была развита и в станковых произведениях (Смерть Кремхильды, 1849, Берлин, Нац. галерея).
Лит.: J. Schnorr von Carolsfield. Briefe aus Italien. Gotha, 1886; Katalog. Ausstellung. Glyptothek Munchen. 1830—1930. Munchen, 1980; Julius Schnorr von Carolsfield. Briefe aus Italien geschrieben in den Jahren 1817—1827. Gotha, 1886.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006