Шоберлехнер, Софья Филипповна

Найдено 1 определение
Шоберлехнер, Софья Филипповна

(урожденная Даль-Окка) — по матери русская, знаменитая певица. Родилась в Петербурге в 1807 г. Под руководством отца, профессора музыки, Ш. получила свое первоначальное музыкальное образование. Ее очень рано стали обучать пению, и четырех лет она выступила в публичном концерте в Петербурге, во время которого, стоя на табуретке, исполнила арию Паэзлэлло и со своим отцом дуэт (сочин. Чимарозе). На этом концерте она получила первый подарок императора Александра I — бриллиантовые серьги. В последующие годы Ш. неоднократно выступала в публичных концертах и несколько раз пела во дворце в присутствии Императорской фамилии. В 1824 г. семнадцатилетняя Ш. вышла замуж за известного пианиста и композитора Шоберлехнера и уехала с ним в Германию, где прожила три года, продолжая все время работать над своим голосом. Затем она дала ряд концертов в Вене, Дрездене, Флоренции и других городах, создавших ей сразу репутацию первоклассной артистки. В 1827 г. она вернулась в Петербург; здесь тоже дала несколько концертов, имевших значительный успех, и была ангажирована в труппу итальянской оперы, как примадонна. В течение трех лет она неизменно пользовалась широкими симпатиями публики. Лучшими ее операми были: "Семирамида", "Отелло", "Зельмира" и "Сорока Воровка". Когда в 1830 г. истек срок контракта, Ш. высказала желание поступить в русскую оперу, но дирекция Императорских театров предложила ей очень невыгодные условия, и Ш. уехала из Петербурга в Италию. В Италии она пела в Болонье, Риме, Милане, Флоренции и других городах. Особенным триумфом отличались ее пребывание в Болоньи, где она пела вместе с другой знаменитейшей в то время певицей Малибран; в Милане, где она выступала в театре La Scala, и в Модене, где публика, проводив ее из театра до дома, заставляла ее, стоя у окна, повторять пропетые перед тем в театре арии. Из Италии Ш. отправилась в Вену, где во время второго концерта была увенчана на самой сцене лавровым венком. Потом Ш. пела в Дрездене, Берлине; наконец снова вернулась в Россию и концертировала с большим успехом в Петербурге и Москве. В начале 1840-х годов голос Ш. стал слабеть; убедившись в этом, она около 1845 года оставила сцену и поселилась во Флоренции, где и прожила до самой смерти. Скончалась она в 1863 г.



M. К. "История оперы в лучших ее представителях. Композиторы, певцы и певицы". М. 1874 г., стр. 245, биография. — "Москвитянин" 1844 г., ч. I, № 2, ст. Ал. Б-ъ "Софья Шоберлехнер в Москве", в отд. "Московская Летопись", стр. 644—651, и отдельно. "Бабочка" 1829 г., № 16, ст. 63—64; № 17, стр. 67—68. — "Дамский Журнал" 1833 г., ч. XLIII, № 29, ст. А. Б. "Софья Шоберлехнер", стр. 40—42. — "Московские Ведомости" 1833 г., № 52, ст. А. Б. "Софья Шоберлехнер", ст. 23—41.


Е. Я.


{Половцов}





Шоберлехнер, Софья Филипповна


(по мужу; урожд. Даль´ Окка) [1807, Петербург— 12(24). 8. 1863, там же] — арт. оперы (драм. сопрано), камерная певица и педагог. Жена австр. пианиста и композитора Ф. Шоберлехнера. Род. в семье итал. учителя пения Ф. Даль´ Окка, у к-рого начала обучаться пению. С 17 лет выступала в петерб. концертах, покоряя слушателей своим талантом. С 1824 концертировала (со своим мужем) в Москве, Ревеле (ныне Таллинн) и Риге. В 1826 приезжает в Вену, затем гастролирует с концертами в Германии и Италии (здесь брала уроки пения у Л. Лаблаша) до 1827. В 1928 возвратилась в Петербург, где выступала с большим успехом в концертах. 24 апр. 1828 дебютировала в партии Нанетты ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности") на сцене петерб. Итал. оперы, где она выступала на протяжении трех сезонов. 13 мая 1828 встретилась с А. Пушкиным на муз. вечере у В. П. Голицына. С 1831 жила в Италии (гл. обр. в Тоскане) до 1851. Гастролировала в Болонье (здесь в 1832 выступила в партии Джульетты — "Капулети и Монтекки" В. Беллини), Милане (т-р "Ла Скала", с 1834 а течение неск. сезонов), Флоренции (1842), Риме, Турине, Падуе, Мантуе, Модене. Обладала гибким, красивым голосом обширного диапазона и нежного тембра, превосходной манерой пения и драм. дарованием. Исп. отличалось вдохновенной игрой и страстностью. Талант певицы высоко ценил Г. Доницетти, к-рый написал для нее партию Антонины ("Велизарий"). Специально для певицы Ф. Шоберлехнер написал оперу "Барон из Дольцхейма" (1827). На оперной сцене выступала до 1842 в различных городах Европы.


Лучшие партии: Аменаида ("Танкред"), Дездемона ("Отелло" Дж. Россини). Нанетта ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности").


С 1851 жила в Петербурге, где эпизодически выступала в концертах и давала уроки пения, преподавала в Мариинском ин-те. Среди учениц — А. Лешетицкая. 25 февр. 1860 состоялся юбилейный концерт певицы, в к-ром ей аккомпанировал А. Даргомыжский.


Лит.: Зрелища. О певице г-же Шоберлехнер // Бабочка. 1829. 23 февраля. № 16; Концерт г-жи Шоберлехнер, в среду, 13-го июля // Сев. пчела. 1838. 16 июля; София Шоберлехнер в Москве // Москвитянин. 1844. № 2. С. 644— 651; Ал. Б. Софья Шоберлехнер в Москве. — М., 1844; Концерт г-жи Шоберлехнер, С.-Петерб. ведомости. 1853. 22 янв.; В. П. София Шоберлехнер // Там же. 1855. 12 июня: [Некролог] // Голос. 1863. 15 авг; Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. — М., 1956. С. 717; Пекелис М. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. — М, 1966. Т. 1. С 120—122; Т. 2. С. 332, 370.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008