СХОЛИЯ
СХОЛИЯ
составл. в античности или в ср. века пояснение к малопонят. месту древ. текста С., состоящие из указания комментир. места (леммы) и объясн., давались или над строкой (интерлинеарная С.), или на полях текста, а также в кач-ве самостоят. комментариев. С., возникшие из поясн. к Гомеру, сделанных для учеников афинских школ еще в 5 в. до н.э., появ. в большом кол-ве во времена расцвета александрийской филологии. Нередко С. были результатом интенсив. изуч. комментаторами спец. науч. лит-ры, напр., метрики и миф. Для ученых, занимающ. древностью, они явл. источ. уникал. данных, не утративших ценности и поныне. До нас дошли С. к Гомеру, Пиндару, Эсхилу, Софоклу, Еврипиду, Аристофану, Фукидиду, Платону, Аристотелю, Каллимаху, Феокриту и пр. В Риме в результате разрозн. толкований долит-рных текстов возникла обширнейшая вспомогат. лит-ра к «Энеиде» Вергилия (Сервий). Кроме того, известны С. к Теренцию, Цицерону, Горацию, Лукану, Персию, Ювеналу и пр. Традиция пояснять труднопоним. слова (глоссы) обусловила появл. в 5 в. до н.э. собраний такого рода толкований в форме глоссариев и лексиконов, своего рода предшеств. совр. справочников.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Схолия
(греч. scholion — объяснение, толкование), составл. в античности или в средние века пояснение к малопонятному месту др. текста. С, состоящие из указания комментируемого места (леммы) и объяснения, давались или над строкой (интерлинеарная С), или на полях текста, а также в качестве самостоятельных комментариев. С, возникшие из пояснений к Гомеру, сделанных для учеников афинских школ еще в 5 в. до н. э., появились в большом количестве во времена расцвета александрийской филологии. Нередко С. были результатом интенсивного изучения комментаторами спец. научной литературы, например метрики и мифологии. Для ученых, занимающихся древностью, они являются источником уникальных данных, не утративших ценности и поныне. До нас дошли С. к Гомеру, Пиндару, Эсхилу, Софоклу, Еврипиду, Аристофану, Фукидиду, Платону, Аристотелю, Каллимаху, Феокриту и пр. В Риме в результате разрозн. толкований долитературных текстов возникла обширнейшая вспомогательная литература к «Энеиде» Вергилия (Сервий). Кроме того, известны С. к Теренцию, Цицерону, Горацию, Лукану, Персию, Ювеналу и пр. Традиция пояснять труднопонимаемые слова (глоссы) обусловила появление в 5 в. до н. э. собраний такого рода толкований в форме глоссариев и лексиконов, своего рода предшественников совр. справочников.
Источник: Словарь античности. 1989
СХОЛИЯ
• Scholium,
???????, называется в латинских и греческих рукописях критическое или объяснительное замечание на полях, которое было взято из более объемистых сочинений и вызвано необходимостью справки в нем пишущего, почему и могло подвергаться другими владельцами рукописи расширению и изменению. Впервые это слово упоминается у Цицерона (Cic. ad Att. 16, 7); само же употребление этих примечаний началось с Дидима вo времена Августа и тем более распространялось в последующих столетиях, чем менее занимались объемистыми критическими и объяснительными сочинениями александрийских ученых, руководясь лишь избранными из них С. Составление С. существовало уже в 15 в. Составители существующих еще С., особенно греческих, почти неизвестны и их составление принадлежит позднейшим векам христианства и византийскому периоду. Самые важные и значительные схолии это схолии к Гомеру, Гесиоду, Пиндару, Софоклу, Аристофану, Аполлонию Родосскому, Арату, Никандру и Феокриту; из римских замечательны С. к Плавту, Теренцию, Горацию, Персию и Ювеналу. Самые важные латинские С.: Донат (к Теренцию), Порфирион (к Горацию), Проб и Сервий (к Вергилию). Менее важны С. к Эсхилу, Еврипиду, к греческой антологии, к Каллимаху, Платону, Фукидиду, Демосфену и Эсхину. Распределение составных частей С. по их сравнительному достоинству и времени происхождения составляет важную задачу критики.
???????, называется в латинских и греческих рукописях критическое или объяснительное замечание на полях, которое было взято из более объемистых сочинений и вызвано необходимостью справки в нем пишущего, почему и могло подвергаться другими владельцами рукописи расширению и изменению. Впервые это слово упоминается у Цицерона (Cic. ad Att. 16, 7); само же употребление этих примечаний началось с Дидима вo времена Августа и тем более распространялось в последующих столетиях, чем менее занимались объемистыми критическими и объяснительными сочинениями александрийских ученых, руководясь лишь избранными из них С. Составление С. существовало уже в 15 в. Составители существующих еще С., особенно греческих, почти неизвестны и их составление принадлежит позднейшим векам христианства и византийскому периоду. Самые важные и значительные схолии это схолии к Гомеру, Гесиоду, Пиндару, Софоклу, Аристофану, Аполлонию Родосскому, Арату, Никандру и Феокриту; из римских замечательны С. к Плавту, Теренцию, Горацию, Персию и Ювеналу. Самые важные латинские С.: Донат (к Теренцию), Порфирион (к Горацию), Проб и Сервий (к Вергилию). Менее важны С. к Эсхилу, Еврипиду, к греческой антологии, к Каллимаху, Платону, Фукидиду, Демосфену и Эсхину. Распределение составных частей С. по их сравнительному достоинству и времени происхождения составляет важную задачу критики.