ШПАЛЕРА

Найдено 1 определение
ШПАЛЕРА
нем. spalier, от итал. spalliera – ряд деревьев), стенной безворсовый ковер с орнаментальным или сюжетным изображением, вытканный ручным способом в технике репсового утОчного переплетения. Толстые нити неокрашенной основы (льняные или хлопчатобумажные) полностью закрываются цветными нитями утка (шерстяными, шелковыми, золотыми или серебряными). Каждая утОчная нить ведется только в границах своего красочного пятна. Моделью для шпалеры служит картон – эскиз в размер ковра, выполненный художником-картоньером. Узор создается цветными нитями утка на тканой основе иглой или крючком.
В Средние века образцом для шпалер служили в основном книжные миниатюры, в более позднее время – станковая и монументальная живопись. Ткач подбирает оттенки шерсти. Плавное соединение цветовых пятен достигается в старых образцах способом «штриховки», когда нити контрастного цвета чередуются, подобно штрихам, и создают иллюзию промежуточного тона. Шерстяная и шелковая пряжа вплоть до 19 в. окрашивалась натуральными красителями, позднее стали использовать и химические.
Шпалеры называют также гобеленами, по наименованию ковроткаческой мануфактуры «Гобелен» в Париже.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Становление шпалерного ткачества в Брюсселе (XIV-XVI вв. )

Бородин Игорь Викторович
Цель статьи изучение начального процесса формирования шпалерного ткачества, одной из блестящих отраслей европейского прикладного искусства, в Южных Нидерландах.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции шпалерного ткачества и творчество Жана Люрса основоположника и классика современной шпалеры

Бойко Оксана Валентиновна
В статье изложены основные этапы формирования художественной концепции Жана Люрса в области ковроткачества, а также разработанные им принципы и приемы, позволившие объединить станковое, декоративное и монументальное искусства в од
Читать PDF
0.00 байт

Современные направления развития текстильного искусства (выставка датских шпалер в Санкт-Петербурге)

Асалханова Марина Викторовна
В статье обозначены основные направления в современном текстильном искусстве. Приводится информация по истории тканых ковров и терминология для их обозначения.
Читать PDF
0.00 байт

Из истории производства и бытования шпалер. Шпалеры производства провинциальных мастерских в большом

Марина Торшина
Статья является опытом анализа и атрибуции нескольких шпалер из Большого собрания изящных искусств ASG, объединенных небольшим размером полотна и неопределенностью сюжета.
Читать PDF
0.00 байт

Пейзаж в шпалерном ткачестве

Марина Торшина
Данная статья представляет обзор основных тенденций в отображении природного мира в классической шпалере с привлечением материалов из Большого собрания изящных искусств ASG.
Читать PDF
0.00 байт

Сюжетная атрибуция шпалер Обюссона и тенирсов XVII-XVIII веков из БСИИ

Булгакова Алина
Статья посвящена фрагментам шпалер из Большого собрания изящных искусств ASG и их сюжетной атрибуции на основе обнаруженных аналогов, которые не подверглись обрезке и их композиционное единство не было нарушено.
Читать PDF
0.00 байт

«Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» – популярный сюжет в шпалерном искусстве XVII века

Бернацкая Кристина
Статья посвящена шпалерам, созданным на сюжет «Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» из музея «Замковый комплекс «Мир» и Большого собрания изящных искусств ASG.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции европейской и русской художественных культур в Санкт-Петербургской шпалере XX - начала XXI

Габриэль Галина Николаевна

Похожие термины: