, Карл (Spitzweg, Carl) 1808, Мюнхен — 1885, Мюнхен. Немецкий живописец, рисовальщик. Самоучка. Мальчиком учился в латинской школе при придворной аптеке Мюнхена. В 1828—1832 занимался в Мюнхенском университете на фармацевтическом факультете. В 1832 посетил Италию (Болонья, Флоренция, Рим, Неаполь, Падуя, Венеция). В 1833 под влиянием К. Х. Хансона обратился к занятиям живописью. В Академию художеств не был принят из-за возраста. Сблизился в нач. 1830-х с мюнхенскими художниками; изучал и копировал произведения голландских мастеров в пинакотеке Мюнхена. В 1830—1840-е много путешествовал по Германии. Был в Нюрнберге (1838), в 1841 посетил Аугсбург, Ландсберг, Равенсбрюк, Ульм, в 1849 Дрезден, Лейпциг, Бамберг. В 1840, 1841, 1850 совершал поездки в Венецию, в 1841 в Швейцарию, в 1851 посетил Париж, затем Лондон, Антверпен, Вену (1862). Начиная с сер. 1850-х жил и работал в Мюнхене и Берлине. В 1868 избран почетным членом мюнхенской Академии художеств. Испытал влияние Делакруа, Констебла, мастеров барбизонской школы. Известен также как акварелист, автор рисунков с натуры. В 1830—1850-е Шпицвег писал сценки в пейзаже и интерьере, повествующие о быте жителей немецких городов и воплотившие характерные черты бидермайера — раннего немецкого реализма. С юмором и теплотой передан колорит повседневных незамысловатых занятий немецких обывателей в картинах Любовное письмо (1839, Берлин, Гос. музеи), Любитель кактусов (1845, Мюнхен, Новая пинакотека), Книжный червь (ок. 1860, Нью-Йорк, частное собрание). Как и другие мастера бидермайера, он любил изображать фигуры людей в саду (Вдовец, Мюнхен, Новая пинакотека), на террасе (Утреннее чтение, Берлин, Гос. музеи) или узких улочках старонемецких городов (Почтальон в Розентале, 1858, Марбург, Музей университета; Вечный жених, 1858, Эссен, частное собрание), пятнами яркого, наблюдаемого на натуре цвета передавая пластику распределения света и тени в пейзажном пространстве. В подобной манере живописи, характеризующей предимпрессионистическую стадию развития европейского пленэра, исполнены и полотна Прогулка в поле (1840—1846, Германия, частное собрание), Пикник (ок. 1860), Художник в саду (1882, оба — Винтертур, собрание О. Рейнхардта), Девушка в горах (1873, Канада, частное собрание). Шпицвег избирает характерные для пленэристов 1860—1870-х темы, изображая прогулки под яркими зонтиками, "пикники", рисующих в саду художников, фигуры на берегу моря. Красные пятна зонтиков дам в зелени листвы, на фоне желтого поля или синеющей морской дали вносят яркую цветовую доминанту в красочную гамму небольших полотен художника. Как и многие пленэристы 1860—1870-х, он придает утрированно горизонтальные или вертикальные форматы своим полотнам (Ласточки, 1870-е, Германия, частное собрание; Сидящие на холме девушки, 1873, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), что позволяет передать связь фигур с воздушной перспективой пейзажа. В искусстве XIX в. Шпицвег занял место как талантливый мастер бидермайера и подлинный пленэрист.
Лит.: Федотова Е. Д. Шпицвег. М., 2003; Albrecht M. Spitzweg Malerparaclies. Stuttgart, 1968; Wichmann S. Das Grosse Spitzweg. Wien, 1984; Geismeier W. Biedermeier. Leipzig, 1986.
Е. Федотова