(род. 1881) — современный советский живописец и график. В 1906 эмигрировал из России как активный работник Бунда. С 1907 по 1917 жил в Париже. Работал в фототипии и учился живописи. С 1912 участвует на выставках Салона. В дальнейшем переходит в Салон Независимых, примыкая к кругу художников: Липшица, Кисслинга, Диего Ривера, Шагала и др. После Октябрьской революции становится во главе коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. С 1920 — профессор Вхутемаса и член Гос. ученого совета. В 1925 организует и руководит "Обществом станковистов" (ОСТ). В 1930 получает звание заслуженного деятеля искусства. В настоящее время зам. пред, правления Союза советских художников. Начав с импрессионистических пейзажей, в которых уже видны фактурные искания, художник перешел к картинам в футуристическом плане. Однако и здесь перед Ш. стоит вопрос, решение которого уводит его от футуризма к кубизму, — вопрос фактуры и объема. Основная задача Ш. — передать различной фактурной обработкой двухмерной плоскости реальную трехмерность в картине ("Простокваша" и др.). Однако в работах Ш. намечается преодоление того абстрактного формализма, который приводит кубизм к деформации действительности. В дальнейшем Ш. дает ряд сюжетных вещей: "Агитатор в деревне", "Колхозник" и др., не оставляя однако натюрмортного и пейзажного жанра, в области которых он остается одним из крупнейших мастеров.
Ш. сыграл видную роль в советском искусстве, особенно в первые годы революции, когда отдел ИЗО Наркомпроса объединял революционно настроенных художников. Ставя вопрос о необходимости для советского искусства повышать свою чисто живописную культуру, уделяя много внимания организации выставочного дела и художественного образования, Ш. и отдел в целом однако недооценивали значение сюжетного, социально-активного искусства
Работы Штеренберга находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Ленинграде и в ряде провинциальных музеев.
Г. Бандалин.
Штеренберг,
Давид ПетровичРод. 1881, ум. 1948. Живописец и график, представитель российского постфутуристического изобразительного искусства. Учился в частной студии в Одессе (1905), в академии Витти в Париже. По возвращении на родину занимал должность заведующего отделом изобразительного искусства Наркомпроса (1917), председателя Коллегии по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1917—21). Много лет вел педагогическую деятельность (Вхутемас — Вхутеин) (1920—1930). Один из создателей и председатель ОСТа — Общества художников-станковистов (1925—1930). Работы: "Печка" (1914), "Селедки" (1917—19), "Натюрморт с лампой" (1920), "Женщина на диване" (1920), "Фактура и цвет" (цикл, 1924), "Старик (Старое)" (1925—1926), "Аниська" (1926), "Травы" (живописный цикл, 1929), "Библейские сюжеты" (серия, 1947—1948) и др.