ШТРАУС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Штраус
Рихард (1864–1949), нем. композитор. В своих ранних операх «Саломея» (1905) и «Электра» (1909), построенных на классич. материале, Ш. показывает варварскую жестокость и картины душевного одичания человека, достигающего в конце концов очищающего катарсиса. Напротив, «Ариадна на Наксосе» (написанная, как и «Электра», на слова Гофмансталя) объединяет черты героико-мифологич. драмы в стиле барокко с импровизацией, что дает комедийный эффект. В «Ариадне» (а также в «Дафне» и других произведениях) миф становится символом вечной тайны превращения всего живого.

Источник: Словарь античности. 1989

ШТРАУС
Рихард (1864–1949) — немецкий композитор и дирижер, последователь традиции немецкого романтизма, творчество которого отличалось ярко выраженным индивидуальным стилем в виде яркой и сме-лой оркестровки. Продолжая развивать творческие новации Берлиоза, Листа и Вагнера Штраус внес существенный вклад в развитие как симфонической, так и оперной музыки. Для лучших его произведений характерны яркий образный музыкальный язык, неукротимый темперамент, тяготение к монументальности, виртуозная инструментовка. В операх Штрауса («Саломея», «Электра») проявились элементы зарождавшегося тогда экс-прессионизма. Творческое наследие Штрауса разнооб-разно, оно включает 15 опер, 2 симфонии, около 150 песен и др.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ШТРАУС
Strau?), Давид Фридрих (27.I.1808 - 8.II.1874) - нем. теолог и философ- младогегельянец. В 1830 окончил Тюбингенский ун-т, с 1832 преподавал в нем. Был уволен после опубликования соч. "Жизнь Иисуса" (Bd 1-2, T?bingen, 1835-36; рус. пер., кн. 1-2, Лейпциг - СПБ, 1907), подрывавшего устои религии и воспринятого современниками как антирелиг. произведение. В 1839 получил приглашение в Цюрихский ун-т, но по требованию реакционных кругов не был допущен к преподаванию.

Работу Ш. "Жизнь Иисуса" Ф. Энгельс характеризовал как "...первое произведение, которое представляло собой и некоторый шаг вперед за пределы ортодоксального гегельянства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 538). III., не отрицая историч. реальности Иисуса, вместе с тем выявил недостоверность евангельских свидетельств о его жизни и деятельности, раскрыл неправдоподобие якобы совершенных Иисусом чудес. Доказывая мифологичность Священного писания, Ш. рассматривал заключавшиеся в нем мифы не как сознательный вымысел отдельных личностей, а как стихийное порождение обществ, сознания той историч. эпохи. В последующих работах "Христианское вероучение в его историч. развитии и его противоречии совр. науке" ("Christliche Glaubenslehre in ihrer geschichtlichen Entwicklung und im Kampf mit der modernen Wissenschaft dargestellt", Bd 1-2, T?bingen, 1840-41) и "Старая и новая вера" (Bonn, 1904; рус. пер., Лейпциг - СПБ, 1906) Ш. высказывал убеждение в превосходстве знания над верой, требовал рациональной критики церк. догм (именно в этом видя предназначение теологии). Отказываясь от веры в существование божественной личности и потустороннего мира, Ш. придерживался пантеистич. мировоззрения (по своим взглядам был близок к Б. Спинозе). Произведения Ш. оказали плодотворное влияние на прогрессивные круги его современников и вызвали яростные нападки на него клерикалов.

Положительная роль творчества Ш. ограничивалась критикой религ. заблуждений. В политич. жизни Ш., в период Революции 1848-49 отстаивавший принципы конституционной монархии, после поражения революции поддерживал политику О. Бисмарка, злобно выступал против социалистич. рабочего движения.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-12, Bonn, 1876-78; в рус. пер.- Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896; Вольтер, его жизнь и сочинения, СПБ, 1909.

Лит.: История философии, т. 3, М., 1943, с. 306-10; Haasrath A., D. F. Strauss und die Theologie seiner Zeit, Tl 1-2, Hdlb., 1876-78; Harraeus К., D. F. Strauss, Lpz., 1901; Zeigler Th., D. F. Strauss, Tl 1-2, Stras., 1908; L?vy A., D. F. Strauss, sa vie et l´oeuvre, P., 1910; Harris H., D. F. Strauss and his theology, Camb., 1973.

Б. Э. Быховский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
74.10 кб

Разные лики Заратустры: рихард Штраус versus Фридрих Ницше

Щербакова Е.В.
«Так говорил Заратустра» Р. Штрауса первая в истории музыки интерпретация философского произведения, изменившая соотношение музыки и слова и превратившая музыку в форму критики культуры.
Читать PDF
178.97 кб

«Мифический элемент» в драматургии объединенной Германии (Бото Штраус. «Итака»)

Шарыпина Т. А.
На примере ряда сценических интерпретаций античных сюжетов («драматического отрывка» в стихах Ф. Брауна «Ифигения на свободе», постановки драмы Б. Штрауса «Итака» в Мюнхене и др.
Читать PDF
233.06 кб

Эрвин Штраус: феноменология сенсорного опыта

Власова О. А.
Статья посвящена проблеме опыта в эстезиологии Эрвина Штрауса.
Читать PDF
138.35 кб

Лео Штраус: искусство писать и искусство читать

Павлов Александр
Статья представляет собой предисловие к публикации одного из самых важных текстов политического философа ХХ века Лео Штрауса «Преследование и искусство письма».
Читать PDF
1.10 мб

ЖАК ЛАКАН И ЛЕО ШТРАУС: ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ И КЛИНИКА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Шёневоль Маурисио
Читать PDF
185.20 кб

Спор об основах политического: Лео Штраус versus Карл Шмитт

Дмитриев Тимофей
В статье рассмотрен спор двух выдающихся политических мыслителей XX в. Карла Шмитта и Лео Штрауса об основах политического.
Читать PDF
440.35 кб

Благочестие и благонадежность как добродетели философа: Лео Штраус и его анализ «Евтифрона»

Мишурин Александр Николаевич
Предметом статьи является исследование вопроса о благочестии философа, изложенного в работе американского политического мыслителя Лео Штрауса «О “Евтифроне”».
Читать PDF
1.74 мб

(ЗЛО)УПОТРЕБЛЕНИЕ. ЛЕО ШТРАУС И ЕГО РОЛЬ В РЕАНИМАЦИИ ШМИТТА НЕМЕЦКИМИ ПРАВЫМИ. СЛУЧАЙ ХАЙНРИХА МАЙЕ

Хоуз Роберт
В статье рецензируется книга Хайнриха Майера «Карл Шмитт, Лео Штраус и „Понятие политического“.
Читать PDF
77.79 кб

Прагматичные наследники политической философии Лео Штрауса

Павлов Александр Владимирович
Читать PDF
106.09 кб

«о тирании» лео Штрауса

Фёгелин Эрик , Колкунова Ксения , Павлов Александр
В данном разделе своей книги «Теория коммуникативного действия» Юрген Хабермас рассматривает правовые воззрения Макса Вебера.
Читать PDF
228.07 кб

КАТАРСИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА СМЕРТИ В СИМФОНИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ Р. ШТРАУСА "СМЕРТЬ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ"

Москвина Ольга Олеговна
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного музыковедения — проблема трактовки смерти как катарсиса в симфонической поэме Р. Штрауса «Смерть и просветление».
Читать PDF
3.99 мб

«АЛЬПИЙСКАЯ СИМФОНИЯ» РИХАРДА ШТРАУСА: К 100-летию СОЗДАНИЯ

Павлючик Сергей Константинович
Статья посвящена характеристике последнего крупного симфонического произведения Р. Штрауса, которое, в отличие от симфонических поэм, не получило в отечественном музыкознании должной оценки и анализа.
Читать PDF
0.00 байт

«Театр в театре» и анализ социо-культурной ситуации ФРГ 80-х годов в комедии-гротеске Бото Штрауса «

Киселёва Ирина Станиславовна
Рассматривается один из наиболее показательных образцов пьесы немецкого постмодерна коме-дия-гротеск Бото Штрауса «Зрители» (Besucher).
Читать PDF
111.91 кб

Шекспировский код в пьесе Бото Штрауса «Парк»

Киселёва И. С.
В статье дается расшифровка постмодернистского кода пьесы Бото Штрауса «Парк», интеллектуальная стратегия которой связана с комедией Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Читать PDF
130.07 кб

Политико-стратегическое влияние Штрауса и Уолстеттера на политику неоконсерваторов США и национальну

Родионовский М. А.
В статье рассмотрены вопросы политики неоконсерваторов США и степень влияния на них Л. Штрауса и А. Уолстеттера. Показаны основные направления влияния на принятие политических решений неоконсерваторами США.

Похожие термины:

  • ЛЕВИ ШТРАУС

    (1829—1902) Ни один другой предмет одежды, как джинсы, не олицетворяет в такой же степени Америку. Повсюду люди видят за джинсами ковбоев, Дикий Запад, лошадей, седла, неистребимый индивидуализм. Даже л
  • ШТРАУС Иоганн (сын)

    (25 X 1825, Вена - 3 VI 1899, там же) Австрийского композитора И. Штрауса называют «королем вальса». Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемо
  • ШТРАУС Рихард (Георг)

    (11 VI 1864, Мюнхен - 8 IX 1949, Гармиш-Партенкирхен, близ Мюнхена) Р. Штраус - один из крупнейших немецких композиторов, рубежа XIXXX вв. Наряду с Г. Малером он был также одним из лучших дирижеров своего времени.
  • ШТРАУС ФРАНЦЙОЗЕФ

    (1915-1988), западногерманский политик. После ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ был одним из основателей Христианского социального союза в Баварии и бессменно возглавлял его на протяжении четверти века. Был премь
  • ШТРАУС Иоганн

    (25 X 1825, Вена - 3 VI 1899, там же) Австрийского композитора И. Штрауса называют «королем вальса». Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемо
  • ШТРАУС Рихард

    (11 VI 1864, Мюнхен - 8 IX 1949, Гармиш-Партенкирхен, близ Мюнхена) Р. Штраус - один из крупнейших немецких композиторов, рубежа XIXXX вв. Наряду с Г. Малером он был также одним из лучших дирижеров своего времени.
  • ШТРАУБЕ РУДОЛЬФ

    Композитор–гитарист XVIII века. В Британском музее в Лондоне хранятся Штраубе "2 сонаты для сольной лютни" во французской табулятуре, 1746 год, опубликованные в Лейпциге. Кроме того, у него есть "3 сонат
  • Штраух, Эдуард

    докт. медиц.; р. в Риге 1825 г., † в СПб. 1865 г. 8 мая. {Половцов}
  • Штраух, Людвиг Юлий

    докт. мед.; р. 17 марта 1826 г., † 11 июня 1853. в СПб. {Половцов}
  • Штраух Александр Александрович

    Штраух (Александр Александрович) (1832 - 1893) - зоолог. Первоначальное образование получил в Петровском церковном училище в Санкт-Петербурге, в 1850 г. поступил в Дерптский университет на медицинский фак
  • Штраух, Максим Максимович

    (род. 1900) — заслуженный артист Республики. Сын врача. В 1916 карикатурист в театральном журнале "Рампа и жизнь". В 1920 по возвращении из Красной армии начал работать в качестве актера одновременно