ШТРАУС
Штраус
Рихард (1864–1949), нем. композитор. В своих ранних операх «Саломея» (1905) и «Электра» (1909), построенных на классич. материале, Ш. показывает варварскую жестокость и картины душевного одичания человека, достигающего в конце концов очищающего катарсиса. Напротив, «Ариадна на Наксосе» (написанная, как и «Электра», на слова Гофмансталя) объединяет черты героико-мифологич. драмы в стиле барокко с импровизацией, что дает комедийный эффект. В «Ариадне» (а также в «Дафне» и других произведениях) миф становится символом вечной тайны превращения всего живого.
Источник: Словарь античности. 1989
ШТРАУС
Рихард (1864–1949) — немецкий композитор и дирижер, последователь традиции немецкого романтизма, творчество которого отличалось ярко выраженным индивидуальным стилем в виде яркой и сме-лой оркестровки. Продолжая развивать творческие новации Берлиоза, Листа и Вагнера Штраус внес существенный вклад в развитие как симфонической, так и оперной музыки. Для лучших его произведений характерны яркий образный музыкальный язык, неукротимый темперамент, тяготение к монументальности, виртуозная инструментовка. В операх Штрауса («Саломея», «Электра») проявились элементы зарождавшегося тогда экс-прессионизма. Творческое наследие Штрауса разнооб-разно, оно включает 15 опер, 2 симфонии, около 150 песен и др.
ШТРАУС
Strau?), Давид Фридрих (27.I.1808 - 8.II.1874) - нем. теолог и философ- младогегельянец. В 1830 окончил Тюбингенский ун-т, с 1832 преподавал в нем. Был уволен после опубликования соч. "Жизнь Иисуса" (Bd 1-2, T?bingen, 1835-36; рус. пер., кн. 1-2, Лейпциг - СПБ, 1907), подрывавшего устои религии и воспринятого современниками как антирелиг. произведение. В 1839 получил приглашение в Цюрихский ун-т, но по требованию реакционных кругов не был допущен к преподаванию. Работу Ш. "Жизнь Иисуса" Ф. Энгельс характеризовал как "...первое произведение, которое представляло собой и некоторый шаг вперед за пределы ортодоксального гегельянства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 538). III., не отрицая историч. реальности Иисуса, вместе с тем выявил недостоверность евангельских свидетельств о его жизни и деятельности, раскрыл неправдоподобие якобы совершенных Иисусом чудес. Доказывая мифологичность Священного писания, Ш. рассматривал заключавшиеся в нем мифы не как сознательный вымысел отдельных личностей, а как стихийное порождение обществ, сознания той историч. эпохи. В последующих работах "Христианское вероучение в его историч. развитии и его противоречии совр. науке" ("Christliche Glaubenslehre in ihrer geschichtlichen Entwicklung und im Kampf mit der modernen Wissenschaft dargestellt", Bd 1-2, T?bingen, 1840-41) и "Старая и новая вера" (Bonn, 1904; рус. пер., Лейпциг - СПБ, 1906) Ш. высказывал убеждение в превосходстве знания над верой, требовал рациональной критики церк. догм (именно в этом видя предназначение теологии). Отказываясь от веры в существование божественной личности и потустороннего мира, Ш. придерживался пантеистич. мировоззрения (по своим взглядам был близок к Б. Спинозе). Произведения Ш. оказали плодотворное влияние на прогрессивные круги его современников и вызвали яростные нападки на него клерикалов. Положительная роль творчества Ш. ограничивалась критикой религ. заблуждений. В политич. жизни Ш., в период Революции 1848-49 отстаивавший принципы конституционной монархии, после поражения революции поддерживал политику О. Бисмарка, злобно выступал против социалистич. рабочего движения. Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-12, Bonn, 1876-78; в рус. пер.- Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896; Вольтер, его жизнь и сочинения, СПБ, 1909. Лит.: История философии, т. 3, М., 1943, с. 306-10; Haasrath A., D. F. Strauss und die Theologie seiner Zeit, Tl 1-2, Hdlb., 1876-78; Harraeus К., D. F. Strauss, Lpz., 1901; Zeigler Th., D. F. Strauss, Tl 1-2, Stras., 1908; L?vy A., D. F. Strauss, sa vie et l´oeuvre, P., 1910; Harris H., D. F. Strauss and his theology, Camb., 1973. Б. Э. Быховский. Москва.