Шуберт Карл Богданович

Найдено 1 определение
Шуберт Карл Богданович

(Schuberth) — виолончелист, виртуоз и композитор, сын немецкого композитора Готлоба Шуберта, родился в Магдебурге 25 февраля 1811 г. Первоначальное музыкальное образование получил под руководством своего отца и 7-ми лет уже стал учиться на виолончели у Гессе. Успехи, сделанные маленьким Ш. на этом инструменте, были настолько значительны, что через год уже он выступил на публичном концерте, обращая на себя всеобщее внимание своей талантливой игрой. Вскоре за тем Ш. был послан отцом, в 1825 г., в Дрезден к известному тогда виолончелисту Дотцауеру, под руководством которого усердно занимался в течение двух лет. По возвращении на родину он с большим успехом принимал участие в концерте знаменитой певицы Каталини, но по настоянию своего старшего брата, хорошего знатока музыки, вернулся опять к Дотцауеру и продолжал свои занятия с ним еще несколько лет, все более и более совершенствуясь в игре на виолончели. В 1828 г. Ш. предпринял свою первую артистическую поездку по Европе; играл в Людвигслусте и Гамбурге, а в 1829 г. приглашен был участвовать в придворном концерте в Копенгагене. Концерт этот, однако, по непредвиденным обстоятельствам не состоялся. Ш. отправился в Готенбург, но дорогой на море, во время бури, виолончель его сломалась, и он вернулся на родину. Без средств и близкий к отчаянию, Ш. принял здесь первое предложенное ему место в театральном оркестре и еще усерднее, чем прежде, занялся виолончелью. В это время появились и первые его выдающиеся композиции: вариации к голландской песне, бравурные этюды и знаменитый концерт H — молль. В 1833 г. брат Ш., основавший тем временем большой книжный и музыкальный магазин в Гамбурге, вызвал его к себе и дал возможность выступить на концерте перед многочисленной публикой. Приезд Ш. в Гамбург случайно совпал с пребыванием там известного пианиста Калькбреннера; в их совместных концертах, однако, пальма первенства осталась за Ш. Ободренный этим успехом, Ш. осенью того же года предпринял самостоятельное артистическое путешествие; давал концерты в Бремене, Ольденбурге, Дюссельдорфе, Кельне, Ахене, Брюсселе и Антверпене, отправился затем в Париж — цель своего путешествия — выступал здесь с большим успехом и в феврале 1834 г. вернулся в Гамбург. Следующей осенью Ш. объездил Голландию, обратил здесь на себя внимание королевского двора и получил почетное звание придворного солиста. Здесь же в Гааге он встретился с графиней Росси (урожденной Зонтаг), с которой еще в ранней молодости вместе выступал на концерте в Магдебурге. Влиятельная графиня вспомнила прежнее знакомство и дала Ш., намеревавшемуся ехать в Россию, рекомендательное письмо к русской императрице. Весной 1835 г. Ш. побывал в Лондоне, куда одновременно с ним прибыли еще два выдающихся виолончелиста: Кнооп и Серве. Все три получили приглашение участвовать в придворном концерте, но Ш. одержал победу, и на следующий концерт он приглашен был уже один. В том же году осенью он поехал в Россию. Дорогой давал блестящие концерты в Кенигсберге, Риге и Дерпте, а в Петербурге после первого же концерта был назначен солистом Его Величества. С этих пор Ш. почти безвыездно жил в Петербурге, и деятельность его здесь была очень обширна: он был директором Императорской придворной капеллы, более 20-ти лет управлял университетским оркестром, состоял инспектором по музыкальной части при Театральном училище, устраивал придворные концерты, наконец, с 1853 г. неоднократно дирижировал и оркестром на концертах Филармонического общества. Многие молодые музыкальные силы обязаны были Ш. своим расцветом. Как неутомимый труженик и великолепный музыкант, он охотно брал их под свое покровительство и чутко откликался на все новые веяния в области любимого искусства. Он познакомил петербургскую публику с лучшими произведениями Листа, Ватера, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Бетховена и других выдающихся композиторов, причем оркестры под его руководством были так хорошо подготовлены, что одной репетиции перед концертом было обыкновенно вполне достаточно. В то же время Ш. не забывал и своей виолончели: выступал соло и в струнных квартетах, чаще всего с Венявским, Пиккелем и Вейкманом. Из музыкальных произведений его, написанных в России, следует отметить ряд образцовых композиций для виолончели: 3-й квинтет, посвященный Шпору, октет и 4-й струнный квартет. Как виртуоз и композитор, Ш. пользовался громкой заслуженной известностью и в России, и за границей. Его очень уважали при дворе, в течение 27-ми лет он был любимцем петербургского общества и имел многочисленных почитателей, к числу которых принадлежал и молодой Рубинштейн. Наконец, хор и оркестр Императорских театров высоко ценили Ш. не только как талантливого руководителя, но и как в высшей степени гуманного и отзывчивого человека. В мае 1863 г. Ш., утомленный долгими трудами, отправился отдыхать к брату в Лейпциг. Отсюда с семейством предпринял поездку в Цюрих, где и скончался 22 июня 1863 г.


J. Schuberth. "Kleines musikalisches Conversations-Lexikon", стр. 363—366. — Перепелицын. "История музыки в России", стр. 147—148. — "Северная Пчела" 1836 г., № 57; 1840 г., № 54; 1842 г., № 74. — "Репертуар и Пантеон" 1842 г., VIII, 33. ― Энциклоп. словарь Брокгауза и Ефрона, т. 78.


А. Г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008