ШУХАЕВ Василий Иванович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Шухаев, Василий Иванович

Шухаев Василий Иванович


Род. 1887, ум. 1973. Художник (живописец, книжный график, сценограф). Продолжатель традиций классицизма. В 1921—35 гг. работал за границей. В 1935—47 гг., после возвращения в СССР, был репрессирован.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ШУХАЕВ Василий Иванович
24( 12).01.1887 (Москва) - 14.04.1973 (Тбилиси). Живописец, график, сценограф и педагог. Из крестьянской семьи. Рано потерял родителей; благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897-1906). В 1906, после подготовительных занятий в частной студии С. М. Дудина и Н. Н. Герардова, поступил в АХ, учился у Д. Н. Кардовского. Под его влиянием увлекся искусством старых мастеров. В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. В 1912 получил звание художника за картину «Вакханалия» и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме. В 1913— 14 вместе с Яковлевым путешествовал по Италии. Исполнил зарисовки для задуманной большой картины «Поклонение волхвов», написал картины «Сусанна и старцы» и «Карусель», работал с Яковлевым над двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро». В начале I мировой войны вернулся в Петроград. В 1914-17 писал портреты в манере мастеров Возрождения (Е. Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова), исполнил серию зарисовок сангиной для группового портрета офицеров лейбгвардии Уланского полка «Полк на позициях». Вместе с Яковлевым расписал плафон на тему «Девять муз» в московском особняке Фирсановых. По предложению архитектора А. В. Щусева работал над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено). Участвовал в Выставке картин в пользу Лазарета деятелей искусств (Пг., 1914) и выставках Нового общества художников (Пг., 1915 и 1917). С осени 1915 преподавал в Новой художественной мастерской, с 1916 - на архитектурных женских курсах Е. Ф. Багаевой в Петрограде. В 1917 с Кардовским и Яковлевым организовал художественное объединение «Цех живописцев св. Луки», призванное возродить профессиональные традиции старых мастеров. В конце 1917 был избран профессором-руководителем АХ, вел две мастерские. В 1918 преподавал в бывшем ЦУТР. В 1918-20 оформил оперу «Золото Рейна» Р. Вагнера и комедию «Четыре сердцееда » К. Миклашевского для театра Народного дома. Принял участие в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября. Участвовал в выставке «Мир искусства» (1918, 70 работ) и в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919). В 1920 выехал в Финляндию, несколько месяцев провел в местечке Мустамяки; писал пейзажи. В 1921 по приглашению Яковлева приехал в Париж. Вместе с ним открыл школу-мастерскую. В 1929-30 вел занятия по живописи и рисунку в Русской художественной академии Т. Л. Сухотиной-Толстой. В 1920-30-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934); создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста 635 А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожсля (1925), С. С. Прокофьева (1932), И. Ф. Стравинского (1934) и Ф. И. Шаляпина (1934). В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Перголез, оформил афишу выставки декоративного искусства русских эмигрантов «Китеж». В 1928-29 путешествовал по югу Франции и Корсике, в 1930 - по Испании и Марокко. Путевые зарисовки легли в основу картин, написанных спустя тридцать лет: «Продавец риса», «Слепой», «Марокканские дети», «Сказатель» и др. Иллюстрировал книги для парижского издательства «La Pleiadc»: «Пиковая дама » (1922) и «Борис Годунов» (1925) А. С. Пушкина, «Две любовницы» А. де Мюссе (1928); оформил книги: «Первая любовь» И. С. Тургенева (1924), «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (1925), «Очарованный странник» Н. С. Лескова (1925), «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1926), «Скучная история» А. П. Чехова (1926), «Флорентийские ночи» Г. Гейне (1925; обложка), «Иностранный легион в Марокко» 3. Пешкова (1927; обложка, портрет автора). Рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу. Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. Д ’Аннунцно (1932-33). Работал для театра «Балаганчик» (1922), оформил спектакль «Пасторали», миниатюры «Степан Разин» и «Тай Пу» для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева (1924), балет «Семирамида» для труппы Иды Рубинштейн (1934) и др. Создавал декорации к кинофильмам, среди них - «Песнь торжествующей любви» по И. С. Тургеневу (реж. В. Туржанской). Провел персональные выставки в галереях Barbazanges (1921; совм. с Яковлевым) и W. Hirshman (март и ноябрь 1929). Выставлялся с парижской группой «Мир искусства» в Осеннем салоне (1921), галереях La Boetie (1921), Bemheim-Jeune (1927), S. Lesnick (1928) и W. Hirshman (1930), участвовал в выставках русского искусства в Лондоне (1921), Гааге (1924), Нью-Йорке (1923, 1924), Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), Белграде (1930), Париже (1932) и Праге (1935), Выставке современного французского искусства в Москве (1928), международных художественных выставках в Институте Карнеги в Питтсбурге (1924-28), в Риме (1924), Дрездене (1926) и Мюнхене (1926). В феврале 1935 вернулся в СССР. Поселился в Ленинграде, получил персональную мастерскую в АХ. Работал над эскизами театральных декораций и монументальных росписей (для Библиотеки им. В. И. Ленина в Москве). Побывал в КабардиноБалкарии, собирал материал для картины из жизни колхозников. В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку. В 1937 вместе с женой, художницей Верой Федоровной Шухаевой, был арестован; десять лет провел в ссылке в Магадане. Участвовал в оформлении спектаклей и праздничных концертов для магаданского Музыкально-драматического театра. После освобождения, в 1947, поселился в Тбилиси. Работал над картиной «И. В. Сталин в Крцанисском ущелье» (1949), писал пейзажи и жанровые картины, портреты деятелей грузинской культуры. Оформлял театральные постановки. Преподавал рисунок в Тбилисской АХ. В конце 1950-х исполнил ряд портретов в технике энкаустики. В 1960-е писал картины по эскизам, выполненным во время марокканского путешествия. В 1962 получил звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР. Участвовал в республиканских и всесоюзных выставках. Персональные выставки состоялись в Тбилиси (1954, 1962,1971), Москве (1958) и Ленинграде (1962/63, 1968). Мемориальные выставки прошли в Ленинграде (1977; 1988, совместно с Яковлевым, в связи со 100-летием со дня рождения) и Москве (1994). Представлен в музеях Парижа, Нью-Йорка, Брюсселя, Оксфорда, Сиднея, Гренобля, Праги и Белграда, в ГТГ, ГРМ и других музееях бывшего СССР. Местонахождение многих работ, конфискованных при аресте, низвестно.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

ШУХАЕВ Василий Иванович
12.1,1887, Москва - 14.4.1973, Тбилиси) - живописец, график, сценограф, педагог. В 1897 поступил в московское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, которое окончил в 1906 (педагоги К.Коровин, Д.Щербиновский, И.Нивинский, Н.Андреев, С.Ноаковский, И.Жолтовский). В том же году переехал в Петербург, готовился к поступлению в Академию художеств в частной студии. Был принят в класс рисования Академии (мастерская ДКардовского), которую окончил в 1912. Конкурсная картина «Вакханалия» (подражание Рубенсу) дала Ш. возможность стажировки в Италии (предоставлена Обществом поощрения молодых художников). Зиму 1913 и весну 1914 провел в поездке по городам Италии с другом, художником А.Яковлевым, сделав многочисленные зарисовки - прежде всего сангиной, в излюбленной технике Ш.; создал картины «Сусанна и старцы», «Карусель», «Арлекин и Пьеро» (двойной автопортрет совм. с Яковлевым, находится в Русском музее). В 1914-17 писал стилизованные в духе итальянского Возрождения портреты С.Андрониковой, Е.Шухаевой, Л.Рейснер, исполнил сангиной несколько десятков портретов офицеров 4-го гусарского лейб-гвардии Мариупольского полка для (незаконченного) полотна «Полк на позициях». В 1915 вместе с Яковлевым выполнил роспись плафона «Девять муз» в особняке Фирсановой на Пречистенке в Москве. Разрабатывал (также с Яковлевым) проекты росписей церкви Николая Мирликийского (в итальянском городе Вари) и зала ожидания Казанского вокзала. В 1914 состоялась первая персональная выставка картин LLL в пользу лазарета деятелей искусств в Петрограде. В 1915- первая выставка работ Ш. в Москве «в пользу пострадавших от войны бельгийцев». В том же году на 9-й выставке Нового общества художников в Петрограде показывал рисунки к монументальному полотну «Поклонение волхвов» (не завершено).
Преподавал в 1915 в Новой художественной мастерской, в 1916-17 -на архитектурных курсах Багаевой в Петрограде и в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, в 1917-19 - в Академии художеств (профессор-руководитель, вел две мастерские). Сблизился с художниками, членами объединения «Мир искусства» ив 1918 на их выставке в Академии художеств показал 70 своих работ. В 1-ю годовщину Октябрьской революции создал проект оформления Николаевского моста. В том же 1918 вместе с Кардовским и Яковлевым («мастера») организовал недолго просуществовавший союз художников «Цех Святого Луки» («подмастерья» - Б.Коварский, В,Мешков, Н.Радлов, Н.Ремизов, М.Фохт).
С 1918 занят театральными работами: опера Вагнера «Золото Рейна» в петроградском Народном доме, комедия К.Миклашевского «Четыре сердцееда» в Малом драматическом театре.
В 1920 Ш. выехал в Финляндию, жил в Мустамяки, где писал пейзажи, портреты, жанровые картины. В 1921 переехал в Париж. Сразу оказался в среде русской и французской художественной интеллигенции. По свидетельству жены Ш. - художницы В.Шухаевой, в Париже «интересных знакомств было достаточно. Одни были близкими друзьями, с которыми мы виделись каждый день, другие менее близкие... Очень близкие - художники Александр Яковлев, Иван Пуни, Люсьен Вожель - издатель журнала, семья Гальперн. Менее близкие, но достаточно хорошо знакомые - дочь Вожеля Мари-Клод (жена писателя Вайяна-Кутюрье), художники Сомов, Добужинский, композиторы Прокофьев и Стравинский, а также Эренбург, Марина Цветаева, Мейерхольд, Шаляпин, Маяковский, князь Дмитрий Святополк-Мирский». В 1920-30-е создал множество работ на библейские темы, жанровые полотна, натюрморты, портреты (в том числе А.Бриана, С.Прокофьева, И .Стравинского, Ф.Шаляпина, Н.Слонимского и др.). Плодовитость Ш.-художника в эти годы была очень высока при также высоком уровне его работ.Ш. становился модным портретистом, поэтому большая часть написанного в эмиграции находится в частных собраниях: выставлялся на международных выставках в Риме (1924), в Нью-Йорке (1925, здесь был выставлен один из лучших портретов балерины Анны Павловой), в Питсбурге (ежегодно с 1924 по 1928), в Дрездене (1926), Мюнхене (1926), Белграде (1930), Праге (1935), в парижских салонах (ежегодно), в Москве (1928, на выставке «Современного французского искусства»). Персональные выставки Ш.
прошли в Париже (в 1924, совм. с Яковлевым ив 1929).
В 1929-30 путешествовал по югу Франции и Корсике, в 1930-по Испании и Марокко, сделав сотни зарисовок, которые легли в основу больших жанровых картин (часть из них создана по этим рисункам на родине через 30 лет). С 1924 оформлял спектакли театра-кабаре «Летучая мышь» Н.Балиева (хореографические миниатюры «Степан Разин», «Король приказал барабанить», «Тай Пу», балет «Пастораль»), для труппы Иды Рубинштейн создал декорации к балету «Семирамида» (1934). В 1926 исполнил эскизы декораций и костюмов для кинофильмов «Кармен» и «Песнь торжествующей любви». В 1922-30 много занимался книжной графикой: для парижского издательства «Плеяды» оформил книги: «Флорентийские ночи» Г.Гейне (1925) и «Две любовницы» А.де Мюссе (1928), иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Тургенева, Чехова. Иллюстрации к «Пиковой даме» вошли в золотой фонд графической пушкинианы. В 1932-33 для американского журнала «Vanity Fair» сделал серию карикатур на известных политических деятелей и писателей. Европейская критика поставила Ш. в один ряд с выдающимися русскими и французскими художниками-современниками, причем подчеркивалась его верность русской теме в книжной графике и сценографии; ею проникнуты и фрески внутренних росписей концертного зала частного дома на улице Перголез в Париже (1925; совм. с Яковлевым - использована тема «Сказки Пушкина в музыке»). «Ш. - коренной русский и, несмотря на долголетнюю работу в Париже, он остается таковым. Он, возможно, единственный из работающих в Париже иностранных художников, кто абсолютно ничего не перенял от французских живописных школ, направлений и традиций. Он убежденный русский, не подчеркивая этого... Работы Ш. монументальны в истинном и лучшем смысле слова», - писал немецкий критик П.Бархан. В Париже Ш. преподавал в своей студии на Монпарнасе и в Русской академии Т.Сухотиной-Толстой, В 1935 Ш. вернулся в Ленинград. Создал эскизы декораций к спектаклям ленинградских театров, эскизы росписей для нового здания Библиотеки им. Ленина в Москве и санатория Наркомтяжпрома в Сочи, совершил поездку в Кабардино-Балкарию, сделав серию этюдов для неосуществленной картины из жизни горцев. В 19 36 в Ленинграде и Москве состоялась большая ретроспективная выставка работ III, на которой были выставлены работы эмигрантского периода и написанные по возвращении. С 1935 Ш. преподавал в персональной мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (у него начинали учиться С.Петров, В.Суворов, П.Ивановский и др.). В 1937 Ш. вместе с женой был арестован и выслан в Магадан.
Находясь в заключении, оформлял спектакли и концерты магаданского Музыкальнодраматического театра (часть эскизов находится сейчас в местном художественном музее). В 1947 был освобожден и вынужденно поселился в Тбилиси, где вернулся к станковой живописи (портреты грузинских и русских деятелей культуры, пейзажи, жанровые картины), оформил несколько спектаклей в тбилисских театрах, преподавал в тбилисской Академии художеств. В 1962 - заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Персональные выставки Ш. состоялись в Тбилиси (1954, 1962, 1971), Москве (1958), Ленинграде (1962, 1968, 1988). Выставка работ Ш. из частных собраний прошла в выставочном зале журнала «Наше наследие» (1994), Работы Ш. представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, в Бруклинском музее в Нью-Йорке, в Люксембургском музее в Париже, в музеях Великобритании, Бельгии, Чехии, Франции, Австралии, в музеях городов России.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции