Шухов (Владимир Григорьевич) - инженер-механик. Родился в 1854 г. Окончил курс в Императорском московском техническом училище (1876). Шухов изобрел особый тип форсунок и свою систему водотрубных паровых котлов. Ему же принадлежит составление формул расчета железных клепанных резервуаров. Напечатал: "Трубопроводы и применение их к нефтяной промышленности" (1895); "Насосы прямого действия - теоретические и практические данные для расчета их" (1897); "Стропила. Изыскание рациональных типов прямолинейных стропильных ферм и теория арочных ферм" (1897).
ШУХОВ Владимир Григорьевич
Впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива посредством распыливающей форсунки, с эффективным использованием мазута (ранее отхода производства); разработал конструкцию топки с подогревом поступающего к факелу воздуха.
В области теплотехники создал конструкцию водотрубного парового котла (т.н. "котел Шухова", 1880).
В области строительной техники Шухов разработал оригинальные конструкции легких экономичных перекрытий различных типов, в т. ч. висячие сетчатые на площади в несколько тыс. кв. метров (Нижегородская ярмарка) и легкие металлические арочные покрытия (дебаркадер Киевского вокзала в Москве).
По конструкции Шухова сооружено множество башен, опор под резервуары, маяков, мачт, антенн; под его руководством запроектировано и построено около 500 мостов, среди них через Оку, Волгу, Енисей.
— инженер-механик. Род. в 1854 г. Окончил курс в Императорском московском техническом училище (1876). Ш. изобрел особый тип форсунок и свою систему водотрубных паровых котлов. Ему же принадлежит составление формул расчета железных клепаных резервуаров. Напечатал: "Трубопроводы и применение их к нефтяной промышленности" (1895); "Насосы прямого действия — теоретические и практические данные для расчета их" (1897); "Стропила. Изыскание рациональных типов прямолинейных стропильных ферм и теория арочных ферм" (1897).
{Брокгауз}
Шухов, Владимир Григорьевич
[16(28) авг. 1853 — 2 февр. 1939] — сов. инженер и ученый, почетный акад. (с 1929, чл.-корр. с 1927). Герой труда (1928). Засл. деят. н. и т. РСФСР (1928). Чл. ВЦИК (1927). Род. в г. Грайвороне (ныне Белгородской обл.). По окончании в 1876 Моск. высшего технич. училища Ш. был оставлен там для подготовки к проф. званию и командирован в США. Однако, вернувшись из-за границы, Ш. предпочел инженерную деятельность педагогической. С 1878 он работал гл. инженером технич. строительной конторы А. В. Бари в Петербурге, а с 1880 — в Москве. Вскоре по состоянию здоровья Ш. вынужден был переехать в Баку, где он служил в той же фирме. Затем вновь вернулся в Москву. После Великой Окт. социалистич. революции Ш. работал в строительной конторе з-да "Парострой" и на самом з-де (Москва). Осн. труды Ш. посвящены технике нефтяной пром-сти, теплотехнике и строительному делу. Он нашел ряд принципиально новых решений задач добычи, переработки, хранения и транспортировки нефти. Ш. предложил осуществлять подъем нефти т. н. эрлифтом, с помощью инерционного насоса с гибкой связью, с помощью шнуровых или ленточных насосов. Труды по переработке нефти Ш. начал с усовершенствования кубовой батареи. В 1888 Ш. получил привилегию (№ 13200) на установку для непрерывной дробной перегонки нефти (построена в Баку в 1889). В 1890 (совм. с Ф. Инчиком) Ш. получил привилегию (№ 9783) на гидравлич. дефлегматор (разделитель), значительно улучшивший работу установки для непрерывной дробной перегонки нефти. В 1891 (совм. с С. Гавриловым) запатентовал пром. установку для перегонки нефти с разложением на отдельные фракции под действием высоких температур и давлений (привилегия № 12926). Эта установка впервые предусматривала осуществление т. н. крекинга в жидкой фазе, получившего впоследствии широкое распространение.
Для хранения нефти Ш. были созданы стальные нефтяные резервуары минимального веса при заданном объеме. Задача о наивыгоднейших размерах резервуара, решенная Ш., широко применяется в различных отраслях пром-сти. По системе Ш. построены десятки тысяч резервуаров.
Проблема транспортировки нефти разрешалась Ш. созданием нефтепроводов и нефтеналивных судов. Он рассчитал и построил первый в России нефтепровод (от Балаханских нефтяных промыслов до Баку), первый в мире мазутопровод с подогревом перекачиваемого мазута отработанным паром паровых насосов. В труде "Нефтепроводы" (1884) дал основы гидравлики нефти, теорию и расчет наивыгоднейшего диаметра нефтепровода, впервые нашел зависимость расхода от вязкости перекачиваемой жидкости. Для перевозки нефти водным путем Ш. спроектировал нефтеналивные суда длиной до 172 м и грузоподъемностью до 12 000 т, используя разработанную им при расчете днищ резервуаров и трубопроводов теорию работы балок, лежащих на упругом основании.
Ш. впервые в мире осуществил пром. факельное сжигание жидкого топлива посредством изобретенной им распыливающей форсунки (1880), позволившей эффективно сжигать и мазут, считавшийся ранее отходом произ-ва. Одновременно им была разработана конструкция топки с подогревом поступающего к факелу воздуха.
В области теплотехники Ш. созданы конструкции широко распространенных в России водотрубных паровых котлов — т. н. котлов Ш. Заявки Ш. на его водотрубные котлы относятся к 1890, патенты выданы только в 1896 (№ 15434 — на горизонтальный и № 15435 — на вертикальный котлы). Котлы отличались низкой стоимостью, малой металлоемкостью, транспортабельностью (отдельные секции собирались на болтах), надежностью и удобством в эксплуатации. В своей заявке 1890 Ш. впервые предложил топочные экраны, широко распространенные в совр. котельной технике.
В области строительной техники им разработаны конструкции легких экономичных перекрытий различных типов: висячие сетчатые покрытия, перекрывающие площади в несколько тысяч квадратных метров (демонстрировались впервые в 1896 на Нижегородской выставке); легкие металлич. арочные покрытия (перекрытие дебаркадера Киевского вокзала в Москве); сетчатые своды и своды двоякой кривизны с пролетами до 40 м (Выксунский чугуноплавильный з-д, мостовой корпус з-да "Парострой" в Москве) и др. В 1896 Ш. получил привилегию на конструкцию башни в виде однополостного гиперболоида вращения, сочетающую прочность с легкостью и простотой сооружения (башня Ш.). По конструкции Ш. сооружено множество башен, опор под резервуары, маяков, мачт, антенн. Большое технико-экономич. значение в 1921—24 в связи с резким дефицитом металла в стране имели работы Ш. по созданию легких деревянных покрытий, деревянных несущих конструкций и деревянных трубопроводов.
Под руководством Ш. было запроектировано и построено ок. 500 мостов, среди к-рых ряд крупных (через Оку, Волгу, Енисей). Им выполнены многочисленные инженерные работы самого разнообразного характера, среди к-рых постройка ряда зерновых элеваторов, доменных печей, 38-метрового батопорта (плавучие ворота сухого дока), дымовых труб, цементных бункеров, судовых причалов, металлич. конструкций здания Главного почтамта в Москве, вращающейся сцены МХАТа, подъем наклонившегося минарета медресе Улугбека в Самарканде, сооружения для водоснабжения в шести городах и многое др. Награжден премией имени В. И. Ленина.
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Лит.: Лазарев П. и Крылов А., Записка об ученых трудах В. Г. Шухова, "Известия Акад. наук СССР, 7 серия. Отделение физико-математич. наук", 1928, № 8—10; Лейбензон Л. С., Владимир Григорьевич Шухов, в кн.: Люди русской науки, т. 2, М.—Л., 1948; его же, К 80-летнему юбилею академика В. Г. Шухова, "Вестник инженеров и техников", 1933, № 10; Конфедератов И. Я., Владимир Григорьевич Шухов, М.—Л., 1950; Лопатто А. Э., Почетный академик Владимир Григорьевич Шухов — выдающийся русский инженер, М., 1951 (им. список печатных работ и патентов Ш.); Пархоменко В. Е., Владимир Григорьевич Шухов (К 100-летию со дня рождения), М.—Л., 1953.
Шухов, Владимир Григорьевич
(28.VIII.1853—2.II.1939)
Сов. технолог и конструктор, почетный акад. АН СССР (с 1929). Р. в Грайвороне (ныне Белгородской обл.). Окончил Московское техн. училище (1876). Работал гл. обр. инженером ряда строительных фирм, после 1918 на з-де "Парострой" в Москве.
Осн. работы относятся к технике нефтяной пром-сти, теплотехнике и строительному делу. Произвел (1878) расчеты первого в России нефтепровода и руководил его постройкой. Создал (1888—1889) конструкции аппаратов дробной дистилляции нефтей. Получил (1891) патент на создание установки пиролитического разложения углеводородов нефти, что явилось началом развития работ в обл. крекинга нефтей. Тогда же впервые ввел в технологию нефтепереработки давление. Впервые осуществил пром. факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им форсунки. Ввел в практику большие клепаные резервуары для хранения нефтепродуктов. Участвовал в проектировании и строительстве многих уникальных сооружений — башен, перекрытий, мостов.
Герой Труда (1932).
Премия им. В. И. Ленина (1929).
Шухов, Владимир Григорьевич
(26. 08. 1853, Грайворон — 02. 02. 1939, Москва)
Окончил Моск. техн. уч-ще в 1876. С 1880 работал в техн. конторе инж. А. В. Бари. Автор конструкций многих моск. построек, в том числе Верхних торговых рядов (Красная пл., 3), Брянского (Киевского) вокзала (пл. Киевского Вокзала), Музея изящных искусств (ул. Волхонка, 12). При его участии построено свыше 40 сооружений. Вершиной творчества является радиобашня на Шаболовке (1922), инженерная конструкция которой воспринимается как совершенная арх. форма. Оказал большое влияние на творчество мастеров арх. авангарда. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Ист.: Арнаутов Л. И., Карпов А. К. Повесть о великом инженере. — М., 1978.
Шухов,
Владимир ГригорьевичРод. 1853, ум. 1939. Инженер, ученый, специалист по технике нефтяной промышленности, "русский Эдисон". Создатель первого российского нефтепровода (1879), паровой форсунки для сжигания нефти (1880), автор до сих пор не устаревшей "формулы Шухова" для расчета движения нефти по трубам, крекинг-процесса, водотрубных "котлов Шухова". В Москве на Шаболовке по проекту Ш. возведена гиперболическая железная башня для радиотелеграфной передачи. Автор множества научных исследований. Выпускник инженерно-механического отделения Московского высшего технического училища (МВТУ) (1876). В 1876—77 гг. изучал в США американскую технику в главных промышленных центрах. С 1880 г. — инженер технической строительной конторы А. В. Барии (впоследствии Стальмост) в Москве. В 1880-е гг. работал в Баку.