(р. 22.01.1947) — спец. по филос. антропологии и философии культуры; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Большой Гондырь Пермской обл. Окончила филос. ф-т Уральского гос. ун-та (1971), асп. там же (1974). С 1971 работала в Ур. отделении РАН (кафедра филос.) асс., ст. преп., доц., проф.; с 2000 — проф. кафедры культурол. на ф-те искусствоведения и культурол. и кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры на филос. ф-те Ур. гос. ун-та. Канд. дисс. — "Коллизия в структуре социального познания" (1986); докт. дисс. — "Генезис русской духовности" (1999). В трудах Ш. исследуется проблема генезиса духовности, осмысливаются особенности этого процесса, связанные с нац. и этнич. своеобразием: спецификой быта, языка, традиций, обрядов, художеств. творч., религ. верований. Ш. ставится вопрос о филос. рус. иконы как религ.-художеств. методологии постижения дух. смысла иконописания и его интерпретации, разрабатываемой в работах П.Флоренского и Е.Трубецкого, обосновывается науч. необходимость развития этой методологии для обогащения совр. эстетич., искусствоведческой, иконографической науки и филос. культуры. Ш. дает новую филос. интерпретацию конкретной науч.-исслед. проблематики, выходящей на генезис духовности. Согласно концепции Ш., духовность — это способ человеч. бытия как восхождение в саморазвитии человеч. сущности. Тотальная сущностная характеристика духовности — это смыслопорождение. Ш. различает в развитии духовности народа разл. стадии как формы ее существования (дорелиг., языческо-мифологич., монотеистическая). На каждой стадии человек (человечество) по-новому переживает свою экзист. причастность к миру через социокультурные смыслы. Начала духовности Ш. видит в дорелиг. формах очеловечивания мира. В целом генезис духовности Ш. понимает в связи с концепт. обоснованием существования феномена святости в безрелиг. и религ., доперсонифицированных и персонифицированных формах. В трудах Ш. святость исследуется как объединяющее качество духовности, что позволяет преодолеть ограниченность как исключительно религ., так и светского понимания святости (и духовности). Оба варианта святости Ш. понимает в качестве взаимодополняющих частей духовности как многомерной реальности, охватывающей все человеч. бытие, в особенности сферу культуры.
Соч.
: Коллизия как форма проявления и развития социального противоречия // Категории диалектики. Тождество противоположностей как методологическая проблема. Свердловск, 1987; Эстетический аспект научного творчества // Научно-технический прогресс и научное творчество. В 2 ч. Ч.2. Свердловск, 1988; Подлинно человеческая жизнь: есть ли альтернатива духовности? // Культура и рынок. В 2 ч. Ч.2. Екатеринбург, 1994; Стыд как феномен духовности // Духовность и культура. Екатеринбург, 1995; Тайна обратной перспективы или духовный смысл русской иконописи // Уральская философская школа и ее вклад в развитие современной философии. Екатеринбург, 1996; Язык и менталитет // Судьба России: Духовные ценности и национальные интересы. Екатеринбург, 1996; Русское Православие: смысл жизни и "христианский мир" // Смысл жизни: поиск и созидание. Уфа, 1997; Символика русской иконы // Русская национальная идея: духовное наследие и современность. Екатеринбург, 1997; Генезис русской духовности. Екатеринбург, 1998; Менталитет как "предустановленная гармония" // Человек и его мир. Нижний Тагил, 1998; Юродство как явление русской культуры // Воспитание духовности. Екатеринбург, 1998; Древнерусская святость как вид духовности // Судьба России: исторический опыт XX столетия. Екатеринбург, 1998; Русский менталитет как "интуиция всеединства" // Судьба России: исторический опыт XX столетия. Екатеринбург, 1998; Забытый путь к философии русской иконы // Второй Российский философский конгресс. XXI век: Будущее России в философском измерении. Т.4. Ч.1. Екатеринбург, 1999; Духовность как способ человеческого бытия // Полигнозис. М., 1999. № 4; 2000. № 1; Духовность и язык // Феникс: Ежегодник кафедры культурологии Мордовского гос. ун-та. 2000.