(1880—1938) — арт. оперы (бас). Выступал на оперных сценах Петербурга (Нар. дом, 1909—12), Киева (1912), Тифлиса (1912— 16; здесь 1-й исп. партии Бориса Годунова), Одессы (1916—18). Обладал звучным, ровным во всех регистрах голосом широкого диапазона.
Среди лучших партий — Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки). Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Варлаам, Казенбек, Полкан. Марсель ("Гугеноты"), Кардинал ("Жидовка"), "Он умел извлекать то трусливые, то лающие тембры, хорошо держался на сцене и, избегнув пересола, остался в памяти как, пожалуй, наилучший из виденных мной Полканов" (С. Левик)*.
Партнеры: М. Алешко, В. Лазарев, Н. Ростовский, О. Окунева.
Ш. был замечательным исп. рус. и укр. нар. песен ("Солнце всходит и заходит", "Ах ты, поле", "Ничто в полюшке не шелохнется", "Дивлюсь я на небо", "Віс вітер, віс буйний", "Ой зійди, зійди, ясен місяцю", "Гречаники").
Записывался на грампластинки (52 произв. — арии, романсы укр. композиторов, рус. и укр. нар. песни) в Петербурге ("Лирофон", 1904; "Колумбия", 1906; "Граммофон", 1906, 1907; "Бека", 1907); Полтаве ("Граммофон", 1906), Москве ("Пате", 1911).
Лит.: Левик С. Ю*. Записки оперного, певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 273—274.