— известный защитник австрийского священства, крестьянин Владимирской губернии. Сначала был православным и учился грамоте в казенном училище. Перейдя в секту нетовцев, Ш. поступил в услужение к купцу Першину, также нетовцу, и три года ходил по Волге на барках с хлебным грузом, занимаясь в свободное время переписыванием разных религиозных тетрадок для своего хозяина. Познакомившись с поповцами австрийской иерархии, Ш. убедился в ложности нетовщины, как не имеющей священства таинств, перешел в поповщину и стал убеждать к тому же и других нетовцев, чем обратил на себя внимание главного начетчика поповцев Семенова, который донес о нем своему владыке Антонию (Шутову), а тот немедленно пригласил Ш. к себе в Москву и определил его в свою канцелярию, где он вскоре занял должность письмоводителя и миссионера. В 1855 г. Ш. принимает монашество с именем Арсения; с 1897 г. он — раскольнический уральский епископ. Желая оправдать австрийскую иерархию, Ш. изменяет понятие о церкви. По его учению церковь имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю; первую составляет исповедание веры, а вторую — верующие, как пасомые, так и пастыри, а равно и священнодействия, тесно связанные со званием пастырей. Эта последняя "может иногда преклонятися и колебатися", оставаясь церковью. Поэтому общество старообрядцев "с лишением единомысленных себе епископов, не лишилось наименования церкви Христовой". Это учение о церкви изложено Ш. в сочинении "Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений" (1885; см. П. С., "Где истина? Разбор изданной апологетом раскола Ш. книги: "Истинность старообрядствующей иерархии противу взводимых на нее обвинений"", "Миссионерский Сборник", 1893, №№ 1 и 2; 1894, №№ 1—4). В этом же сочинении Ш. защищает внесенные в "Устав Белокриницкого монастыря" Павлом Белокриницким еретические мнения о подлетном, вместе с веками, рождении Сына Божия и исхождении Св. Духа от Бога Отца. По почину раскольнического епископа Пафнутия казанского, Ш. был судим за это еретичество собором раскольнических епископов (см. "Братское Слово", 1888, №№ 15 и 18), и хотя за раскаяние был прощен, но не внял суду своих архиереев и продолжал держаться прежних взглядов. В 1897 г. на беседе в селе Алексеевка, Саратовской губернии, Ш. упорно защищал и белокриницкий устав, и свое учение. Еретичество Ш. обличали не только православные, но даже и старообрядческие писатели (Пафнутий коломенский, особенно же Пафнутий казанский, написавший "Раскольнический лжеучитель Ш. перед судом одного из своих собственных епископов", М., 1891). Из православных обстоятельно доказал еретичество Ш. архимандрит Павел, написавший "Замечание на первую главу книги: "Истинность сторообрядствующей иерархии", где сочинитель оной защищает еретическое учение Белокриницкого устава о Сыне Божием, якобы Он родился от Отца совокупно с веками" ("Братское Слово", 1888, № 6 и отд.); "Ответ на тетрадку Ш. под заглавием: Несправедливость замечаний (архимандрита Павла) на первую главу книги: "Истинность старообрядствующей иерархии"" ("Братское Слово", 1889, № 17 и отд.); "Новое обличение проповеданного в Белокриницком Уставе и защищаемого Онисимом Ш. лжеучения о подвременном рождении Сына Божия от Бога Отца" (М., 1892). Раскольнический писатель Василий Механиков написал против Ш. сочинение: "Защита Белокриницкого Устава перед судом православия". Сочинение это издано в свет Н. Субботиным под заглавием: "Обличение еретичеств Арсения Швецова, именуемого епископа старообрядцев, составленное Механиковым по благословению Иоанна Картушина, именуемого архиепископа старообрядцев" (М., 1900). О примирении Механикова с Ш., составлении мирного договора ("Исповедания веры"), заявлении Механикова, что он уничтожает свою подпись под общим исповеданием веры, когда из разговора с Ш. увидел, что тот по-прежнему держится своего еретического учении о Св. Троице, и "новой полемике" между ними — см. брошюры Н. Субботина: "Дружба паче правды, заключенная между еретиком Ш. и обличителем его Механиковым" (2 изд., М., 1902), "Правда паче дружбы" (М., 1902) и "Полемика между Механиковым и Ш." (М., 1902). В первой из названных брошюр автор приводит подлинный текст мирного договора и подробно разбирает его, показывая его несостоятельность. Кроме "Истинности", Ш. написал: "Оправдание старообрядствующей святой Христовой церкви, в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящего времени" (Яссы, 1887; книга написана в защиту "белокриницкого священства"); "Показание всеобдержности двуперстного сложении в древней православной церкви и погрешностей противу св. Евангелия в новообрядствующей греко-российской церкви" (Яссы, 1888); "Книга об антихристе и о прочих действах, иже при нем быти хотящих" (Яссы, 1888); "Исповедание веры в символьную церковь священноинока старообрядствующей иерархии Арсения Ш." и др. Учение Ш. о церкви рассматривали и обличали: священник К. Попов ("Онисим Ш. и его богословствование", "Церковный Вестник", 1887, № 34); Н. Ивановский ("Беседы со старообрядцами в С.-Петербурге", "Церковные Ведомости", 1888, №№ 13, 14, 16, 19 и 24); священник И. Арсеньев ("Беседа о единстве св. церкви", "Пастырский Собеседник", 1894, № 6); священник Н. Красновский ("О соборности церкви Христовой", ib., 1896, № 5); Н. Ивановский ("Сочинение Ш.: "Исповедание веры в символьную церковь" и беседы по поводу его в Нижнем Новгороде в 1889 и 1890 годах", "Странник", 1895, № 8; 1896, №№ 6—7, 8); А. Муравьев ("Учение апологета раскола Онисима Ш. о церкви перед судом Книги о вере и Великого Катехизиса", "Миссионерский Сборник", 1892, №№ 1—4); протоиерей И. Виноградов ("Новый проповедник раскольнического богословия — О. В. Ш.", "Пастырский Собеседник", 1893, №№ 23, 26, 29—30); М. Шустов ("Беседы с О. Швецовым о составе церкви и ее вечности", М., 1891) и многие др.
{Брокгауз}