(1920–2000) – советский кинорежиссёр. Михаил (Моисей) Абрамович Швейцер родился в Перми. Весной 1925 года семья переехала в Москву. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа в 1943 году. Он учился в мастерской Эйзенштейна. «Я ученик Эйзенштейна, – любил говорить Швейцер. – Я действительно помню многие его заветы…»
Его появление в кино пришлось на период «борьбы с космополитизмом». Уволенный с киностудии «Мосфильм», он только при помощи М.И. Ромма, у которого был ассистентом режиссера на фильме «Человек № 217», смог устроиться на Свердловской киностудии режиссером документальных фильмов.
В 1954 году удалось снять фильм «Кортик» по Рыбакову.
Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о деревне.
Следующий фильм Швейцер поставил в 1960 году на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место среди советских кинорежиссёров первого ряда.
Картина «Время, вперед!» вышла в 1966 году, она сделана под большим влиянием уроков Эйзенштейна. «Я вообще считаю эту картину своей лучшей», – считал Швейцер.
В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. Он снял фильмы «Воскресение», «Крейцерова соната», «Золотой телёнок», «Карусель», «Смешные люди», «Маленькие трагедии», «Мёртвые души». В них режиссёр, бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую настроение подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты – до печальной, драматической, даже трагической. Эти фильмы вошли в золотой фонд отечественного кино.
Михаил Швейцер умер 2 июня 2000 года. Похоронен на Востряковском кладбище Москвы.