Швейная машинка
Швейная машинка
Издавна человек научился использовать в быту шкуры животных, обрабатывать лен и хлопок, ткать полотно. Возникла потребность в одежде, обуви, головных уборах. Первоначально куски ткани, из которых изготавливалась одежда, сшивали при помощи иголки.
Шитье требовало от портных долгой кропотливой работы: для изготовления одного платья необходимо сделать несколько десятков тысяч стежков.
Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце XV в. Леонардо да Винчи. Спустя почти 100 лет, в конце XVI в., англичанин Уильям Ли, внимательно наблюдая за движением вязальных спиц, изобрел машинное вязание, позволявшее получать ряды однониточных цепных стежков.
В 1755 г. немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков.
В 1790 г. англичанин Томас Сент получил патент на швейную машину, которая могла быть использована на практике для пошива изделий из кожи, в частности сапог. Конструкции этой машины было еще далеко до сегодняшних конструкций, но машина имела иглу с двумя захватами и ушком в средней части, прерывистую подачу вала, у нее уже были регулятор длины стежка, горизонтальная игольная пластина и игловодитель, совершающий возвратно?поступательное движение в вертикальной плоскости. Вся технология пошива была заимствована у сапожников, вплоть до способа получения отверстий в материале (отверстия предварительно прокалывались шилом, находившимся впереди иглы). Однако эта машина не получила распространения. В настоящее время ряд зарубежных фирм выпускает швейные машины, имитирующие образование однониточных ручных стежков декоративной строчки, которая применяется для отделки кожаных юбок, пальто, обуви и перчаток. Принцип действия этих машин основан, в частности, на изобретениях Карла Вейзенталя и Томаса Сента: заостренная с двух сторон игла с ушком посередине вместе с ниткой попеременно проводится сквозь материал двумя иглодержателями, расположенными по разные стороны игольной пластины.
В 1808 г. соотечественник Т. Сента Д. Пири изобрел машину для портного, в основе работы которой тоже лежал принцип получения однониточного, легко распускающегося цепного стежка. Казалось, пришло время отойти от принципа полного протягивания иглы вместе с ниткой сквозь материал, но конструкция иглы с ушком на ее заднем тупом конце или посередине не позволяла этого сделать. И только в 1834 г. американец Уолтер Хант изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Его швейная машина была первой машиной челночного стежка, в которой использовались верхняя и нижняя нитки. Недостаток этой машины – в отсутствии устройства регулировки натяжения нижней нитки, которая находилась в челночном устройстве. В 1843 г. соотечественник Ханта Бенджамин Бин изобрел швейную машину, в которой применялась кривая игла.
В 1844–1845 гг. другой американец, Элиас Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принципы работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Ему удалось получить патент на новую машину, и вскоре было изготовлено еще несколько таких машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных. Машина выполняла 300 стежков в минуту. Изогнутая игла с ушком на остром конце двигалась горизонтально, а челнок, похожий на челнок ткацкого станка, совершал возвратно?поступательное движение. Ткань в машине располагалась в вертикальной плоскости, накалывалась на острые шпильки транспортирующего устройства и перемещалась только в одном направлении. Транспортирующее устройство одновременно служило устройством прижима ткани, что обеспечивало стабильную работу машины и хорошее качество строчки. Эта машина вызвала протест среди портных и ремесленников, которые считали машину угрозой, лишающей их работы и хлеба. С лозунгами «Долой швейные машины!» они бросились громить швейные фабрики и вынудили Элиаса Хоу уехать из родного города, а потом и за пределы Америки – в Великобританию. Подобная судьба постигла за 15 лет до того француза Бартоломея Тимонье, построившего в Париже 80 швейных машин собственного изобретения для пошива военных костюмов.
В течение 30–50?х годов XIX в. в Великобритании, США и Франции было взято более 30 патентов на швейные машины. Это были машины цепного и челночного стежков, с прямой и изогнутой иглами, с вертикальным и горизонтальным расположением ткани. Конструкция каждой машины имела какие?то усовершенствования и новые элементы. Швейные машины стали экспонироваться на выставках и в музеях, вызывая восторг и большой интерес публики. Наконец в 1850–1851 годах усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида. Прямой игле с ушком на остром конце сообщалось возвратно?поступательное движение вначале зубчатым колесом, а затем зубчатой рейкой. Помимо ручного привода машины оснащались педальным устройством ножного привода, при котором освобождались руки портного. Для нижней нитки использовался челнок, имеющий возвратно?поступательное движение, с встроенной шпулькой по типу челнока Ханта и Хоу.
В этот же период американцы Гробер и Бекер изобрели швейную машину двухниточного цепного стежка, в котором использовалось переплетение двух ниток: одна из ниток подавалась сверху прямой вертикальной иглой, имеющей возвратно?поступательное движение, а другая – снизу кривой иглой в поперечном направлении.
В 1858 г. их соотечественник Джеймс Джиббс впервые изобрел и изготовил вращающийся петлитель, а Джеймс Вилькокк, заинтересовавшись возможностью изготовления швейной машины принципиально нового типа, вложил в предприятие свои капиталы, в результате чего была образована одна из старейших фирм промышленных машин «Вилькокк и Джиббс». В это время в Европе появляются предприятия по производству швейных машин. Англичанин Томас Эйт, немцы Дэтон Науман и Вилли Пфафф, швед Хускварна и другие начинают заниматься разработкой и усовершенствованием швейных машин, создают свои фирмы.
Особый успех среди покупателей имела бытовая швейная машина механика и промышленника Исаака Зингера. Основав в 1850 г. фирму и усовершенствовав машину Хоу, Зингер стал выпускать швейные машины в больших количествах. Они пользовались популярностью во всем мире.
Начиная с 1870 г. фирма «Зингер» не только расширилась в США, но и открыла свои филиалы во многих странах, в том числе и в России.
В подмосковном городе Подольске в 1900 г. фирма «Зингер» основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из?за границы. Годовой выпуск машин составлял 600 тысяч.
Современные швейные машинки получили электрический привод, однако их механическая часть практически повторяет устройство их предшественниц конца XIX – начала XX веков.
Источник: 100 знаменитых изобретений. 2009