Швыдкой, Михаил Ефимович
Министр культуры РФ с февраля 2000 г.; родился 5 сентября 1940 г. в Киргизской ССР; окончил ГИТИС в 1971 г., доктор искусствоведения, профессор; 1973—1990 — редактор, ответственный секретарь, заместитель главного редактора журнала "Театр"; 1991—1993 — генеральный директор редакционно-издательского комплекса "Культура" Министерства культуры России; 1993—1997 — заместитель министра культуры РФ, 1997—1998 — руководитель телеканала "Культура"; май 1998 г. — январь 2000 г. — председатель Всероссийской государственной телерадиовещательной компании (ВГТРК); в мае 2000 г. был вновь утвержден министром культуры при формировании правительства М. Касьянова; автор большого ряда научных работ и публикаций по проблемам искусства и культуры; в течение многих лет являлся обозревателем Всесоюзного радио и Центрального телевидения по вопросам театра (1975—1993); член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, член Межведомственного совета по координации деятельности российских центров науки и культуры за рубежом; член Союза российских писателей, Союза театральных деятелей, Союза журналистов; президент телевизионного театрального клуба "Театр плюс ТВ", председатель национальной комиссии "Всемирное десятилетие развития культуры" ЮНЕСКО, вице-президент Комитета коммуникаций Международного института театра при ЮНЕСКО, президент национального российского центра Международной ассоциации театральных критиков, президент национального российского центра Международной ассоциации театральных критиков; награжден орденом "Знак Почета"; в 1999 г. был удостоен французского ордена "За заслуги" за вклад в создание российского телевизионного канала "Культура"; женат, имеет двоих детей.
Автор книг "Драматургия. Театр. Жизнь", "Секреты одиноких комедиантов", "Заметки о зарубежном театре второй половины ХХ в.", а также многочисленных публикаций в периодической печати. На посту заместителя министра культуры РФ в газетах, на телевидении и в выступлениях в Государственной Думе активно отстаивал идею возвращения ("реституции") культурных ценностей, полученных Россией, как возмещение культурных потерь, нанесенных Советскому Союзу странами-агрессорами. Позиция М. Швыдкого полностью совпадала с мнением официальных германских властей. Он подверг резкой критике принятый Федеральным Собранием Закон о реституции, который, по его мнению, противоречит международным правовым нормам и не позволяет вернуть в Германию требуемые ею культурные ценности. Аргументация М. Е. Швыдкого полностью расходилась с официальными заключениями таких признанных российских научных центров, как Институт государства и права, а сама практика реституции как "культурного реванша" фактически была направлена на пересмотр основных международных правовых норм, сложившихся в результате победы коалиции Объединенных Наций во второй мировой войне.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
ШВЫДКОЙ Михаил Ефимович
05.09.1940). Министр культуры Российской Федерации в правительстве М. М. Касьянова с 08.02.2000 г. Родился в поселке Кант Киргизской ССР в семье военнослужащего. Мать работала хирургом. Фамилия с украинского языка переводится как прыткий, проворный. Вопреки фамилии считает себя медлительным и ленивым. Образование получил на театроведческом факультете Государственного института театрального искусства (ГИТИС) им. А. В. Луначарского по специальности театроведение (1971), в аспирантуре ГИТИС (1977). Позднее вспоминал, что собирался поступать в МГУ на физфак или мехмат: «Играя в баскетбол, сильно повредил голову и решил сначала пойти в ГИТИС, там экзамены начинались раньше, а потом — на мехмат. Туда-то, думал, уж точно поступлю. В ГИТИС я поступал, естественно, по блату, мой дядя был известным театроведом. А нашим соседом по коммунальной квартире был Виктор Григорьевич Клюев, замечательный специалист по немецкому театру и Брехту, друг нашей семьи» (Известия. 20.06.2002). Доктор искусствоведения (1994), профессор. Специализировался по истории американского и западноевропейского театра. С 1971 г. по 1973 г. преподавал в Улан-Удэ. С декабря 1973 г. по январь 1990 г. редактор, ответственный секретарь, заместитель главного редактора журнала «Театр». Был секретарем партийной организации журнала, членом Краснопресненского райкома КПСС. Одновременно с 1975 г. по 1993 г. обозреватель Всесоюзного радио и Центрального телевидения по вопросам театра, ведущий ежемесячных радиопрограмм «Театр и жизнь», «Портреты друзей». Никогда не шел на риск или скандал, не перечил партийному и театральному руководству. Был удобен всем. В 1991—1993 гг. генеральный директор редакционно-издательского комплекса «Культура» Министерства культуры России. В мае 1992 г. стал одним из учредителей Фонда развития и поощрения драматургии. С 19.03.1993 г. заместитель министра культуры Российской Федерации. На этом посту активно отстаивал идею возвращения («реституции») культурных ценностей, полученных Россией. Его позиция полностью совпадала с мнением официальных германских властей. Подверг резкой критике принятый российским парламентом Закон о реституции, который не позволял вернуть в Германию требуемые ею культурные ценности. С 28.08.1997 г. главный редактор общероссийского государственного телевизионного канала «Культура», учрежденного указом Президента РФ от 26.08.1997 г, на базе ВГТРК. Одновременно стал заместителем председателя ВГТРК. С января 1998 г. ведущий программы «После новостей» («Культура»). С 21.05.1998 г. председатель Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). С июля 1998 г. председатель Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК), председатель правления ВГТРК. Дал санкцию на показ по телевидению пленки с записью интимного препровождения времени человеком, похожим на Генерального прокурора РФ Ю. И. Скуратова. С 08.02.2000 г. министр культуры Российской Федерации. Сменил в этой должности В. К. Егорова. 18.05.2000 г. был вновь назначен министром культуры РФ в правительстве М. М. Касьянова. Подписал приказ об увольнении Е. Ф. Светланова, главного дирижера и художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра, за нарушение трудовой дисциплины. Е. Ф. Светланов руководил этим коллективом 35 лет. Летом 2001 г. знаменитый художник М. Шемякин по телевидению нанес ему грубое оскорбление. На вопрос журналиста, почему министр не подает в суд, М. Е. Швыдкой ответил, что с художниками он не судится: «У министра должно быть достаточно ровное отношение ко всем». По словам бывшего заместителя председателя Счетной палаты РФ Ю. Ю. Болдырева, проверкой Эрмитажа выявлено, что ценнейшие экспонаты бесплатно путешествовали по лучшим галереям мира. Ряд подлинников был заменен на копии. Более тысячи особо ценных предметов искусства ни на одном конкретном материально ответственном лице в Эрмитаже вообще не числилось. Из 50 экспонатов, запрошенных Счетной палатой при проверке, руководство Эрмитажа сумело предъявить только три: «И что бы вы думали? Министерство культуры, правительство встали горой на защиту Эрмитажа. Не трогайте святое!..» (Московский комсомолец. 2001. № 66. С. 2). В сентябре 2001 г. депутаты Госдумы от фракции КПРФ направили запрос Председателю Правительства РФ М. М. Касьянову в связи с выпуском авторской программы М. Е. Швыдкого «Русский фашизм страшнее немецкого». По мнению депутатов, уже само название «бездоказательно утверждает, что в России существует “русский фашизм” и носит оскорбительный характер по отношению к десяткам миллионов русских, павших в борьбе с немецким фашизмом». Летом 2002 г., когда Московская городская прокуратура возбудила уголовное дело против писателя В. Сорокина по факту распространения в его романе «Голубое сало» порнографических материалов, М. Е. Швыдкой заявил, что ему «не нравится эта история». По его мнению, «если у нас не преследуют в уголовном порядке людей, которые печатают “Майн кампф” Гитлера, а начинают преследовать российских писателей за их творчество, то этот прецедент в высшей степени опасный». Министерство культуры выпустило пресс-релиз, в котором назвало решение прокуратуры возбудить это уголовное дело «нарушающим конституционные права личности». Единственный россиянин, попавший в список «100 наиболее влиятельных деятелей в мире искусства», составленный британским журналом «Арт Ревью» в 2002 г. Занял в списке 36-е место: между главой одной из богатейших семей Японии Минори Мори и Дэвидом Геффеном, сколотившим состояние на голливудском кино. Охарактеризован как «просвещенный человек», не побоявшийся, начиная с 1990 г., вступить в спор с деятелями культуры «сталинской гвардии, которая заправляла искусством в старые, недобрые времена». Отмечено его стремление сдвинуть с мертвой точки российско-германскую проблему вокруг 120 тысяч перемещенных ценностей времен Второй мировой войны. Британцам особенно понравилось высказывание М. Е. Швыдкого: «Мы хотим сделать Россию частью западного мира». 25.02.2003 г. подписал приказ о передаче Германии вывезенных оттуда в годы Второй мировой войны 362 рисунков европейских мастеров из коллекции Бременского кунстхалле («коллекция Виктора Балдина») стоимостью от 20 до 50 млн долларов. 07.03.2003 г. бывший министр культуры СССР, председатель Комитета Госдумы по культуре и туризму Н. Н. Губенко послал в Министерство культуры РФ депутатский запрос о законности передачи. По его представлению Госдума приняла обращение к президенту В. В. Путину с просьбой остановить передачу. М. Е. Швыдкой провел пресс-конференцию, на которой обвинил Н. Н. Губенко в дезинформации президента. М. Е. Швыдкой был вызван в Генпрокуратуру, где ему вручили официальное предостережение о недопустимости передачи коллекции немецкой стороне и предупредили об ответственности за нарушение закона «О вывозе и ввозе культурных ценнстей». Направил Генеральному прокурору РФ В. В. Устинову письмо, в котором назвал оскорбительным переданное ему предостережение. 17.03.2003 г. заместитель Генерального прокурора РФ Ю. Бирюков направил в Министерство культуры официальное представление о незаконности вывоза коллекции. 25.03.2003 г. посольство Германии было официально уведомлено о том, что передача рисунков, запланированная на 29.03.2003 г. в Бремене, не состоится. В апреле 2003 г. в ответ на инициативу депутатов Государственной думы заявил, что он против ограничения проката американских фильмов в России. По его мнению, это «подорвет интерес инвесторов к развитию отечественной киноиндустрии». М. Е. Швыдкой напомнил, что доходы от кинопроката в России ежегодно составляют 115 млн долларов, причем большинство этих средств приходится на американское кино, а фильмы российского производства приносят всего 5,6% доходов от проката. Выражал протест против сноса гостиницы «Москва» на Манежной площади в Москве. 28.08.2003 г. резко высказался по поводу сноса здания Военторга на Воздвиженке в телеграммах на имя президента РФ В. В. Путина и мэра Москвы Ю. М. Лужкова, призвал их прекратить снос исторического магазина. Ведет авторскую программу «Культурная революция» на РТР. Профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и Российской академии театрального искусства (РАТИ). Автор книг «Драматургия. Театр. Жизнь», «Секреты одиноких комедиантов», «Заметки о зарубежном театре второй половины ХХ века», а также сценариев документальных и телефильмов. Член Союза российских писателей, Союза театральных деятелей, Союза журналистов России. Президент телевизионного театрального клуба «Театр плюс ТВ». Председатель национальной комиссии «Всемирное десятилетие развития культуры» ЮНЕСКО. Вице-президент Комитета коммуникаций Международного института театра при ЮНЕСКО. Президент национального российского центра Международной ассоциации театральных критиков. Награжден орденом «Знак Почета», французским национальным орденом «За заслуги» (февраль 1999 г.). Лауреат премии Российской Академии художеств (январь 1999 г.). Лоялен к любой власти. С первого раза запоминает имя и отчество собеседника, встречаясь с ним второй раз, правильно его называет. Подчеркивает, насколько его собеседник важный, талантливый человек. Слывет искусным тамадой. Любит застолья, на которых приобретает друзей. Женат, два сына. Супруга —актриса, снималась в кинофильме «Мимино». Старший сын окончил экономический факультет ГИТИСа, учился на актерском факультете ВГИКа, снимался в кино. Младший сын окончил юридический факультет МГИМО, работает в компании по производству телерекламы.
Источник: Самые открытые люди. Энциклопедия биографий. 2004