СИБОМ

Найдено 1 определение
СИБОМ
Seebohm), Фредерик (1833 - 6.II.1912) - англ. историк-медиевист. Высшее юридич. образование получил в Лондоне. После неск. лет адвокатской практики стал компаньоном одного из англ. провинц. банков (в г. Хитчин, Хартфордшир). По политич. взглядам был близок к либералам, в методологии истории примыкал к позитивизму. Ранние работы С. (60-70-х гг.) были посвящены истории англ. Реформации и революции 17 в. Однако в медиевистику он вошел гл. обр. как специалист по агр. истории ср.-век. Англии. Наиболее известна его кн. "Англ. сельская община" ("The English village community", L., 1883), в к-рой он выступил с оригинальной и в то же время парадоксальной концепцией генезиса феодализма в Англии. С. был представителем вотчинной (применительно к Англии - манориальной) теории в ее наиболее последовательном виде. Исследуя происхождение сел. общины в Англии (ретроспективным путем), С. утверждал, что эта община была искони крепостной и была создана в интересах лордов. Манор, обрабатываемый с помощью сервов, С. считал первичной формой зем. собственности не только у англосаксов, но и у древних германцев (он пытался аргументировать эти положения данными Тацита и англо-саксонских правд), подчеркивая сходство между рим. рабовладельч. виллой и ср.-век. вотчиной. С. отрицал замедленность процесса феодализации в Англии, относя завершение этого процесса к 9-10 вв. Эта концепция, во многом сходная со взглядами Фюстель де Куланжа во Франции и историков страсбургской школы в Германии, была открыто направлена против общинной теории и концепции о "первобытном коммунизме". С. подчеркнуто связывал последующий прогресс общества в направлении личной свободы трудящихся только с развитием капитализма, покончившего с древней "коммунистической" организацией, к-рая, по его мнению, всегда покоилась на рабстве. С. полагал, что этим он доказал невозможность коммунизма в будущем. С этих же позиций по вопросу о генезисе феодализма исходил С. и в последующих работах, посвященных родовым обычаям у уэльсцев ("The tribal system in Wales", L., 1895) и у англо-саксов ("The tribal custom in Anglo-Saxon law", L., 1902). Концепция С. опиралась на односторонний и тенденциозный подбор источников, к-рые во мн. случаях интерпретировались им весьма произвольно. Он широко и не всегда обоснованно использовал метод переживаний, пытаясь реконструировать англо-саксонскую общину и существовавшую, по его мнению, в то время манориальную систему на основании более поздних данных, вплоть до пережитков общины, сохранившихся в 18 и 19 вв.

Исследовательская методика С. и его концепция в целом были подвергнуты резкой и справедливой критике со стороны ряда крупных историков (Ф. Мейтленда, П. Г. Виноградова и др.). Многие совр. бурж. историки относятся к взглядам С. более терпимо, хотя мало кто разделяет их полностью.

В отношении агр. строя Англии 11-13 вв. С. стоял на позициях классич. манориальной теории, солидаризируясь с Виноградовым и др. Он первый в англ. лит-ре дал подробное описание структуры и организации крупного барщинного манора этой эпохи, его отношений с общиной и его хоз. жизни. Как и др. представители манориальной теории, он игнорировал пестроту манориальной структуры, значит. развитие в англ. деревне того времени товарно-денежных отношений, идеализировал манор как организацию, осуществлявшую якобы гармонию между лордом и его крепостными.

Лит.: Косминский Е. A., Исследования по агр. истории Англии XIII в., М.-Л., 1947 (Предисл. и гл. 1); Барг M. A., Исследования по истории англ. феодализма в XI-XIII вв., М., 1962, с. 154-57.

Е. В. Гутнова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976