Сидоний, Гай Соллий Модест Аполлинар
Сидоний, Гай Соллий Модест Аполлинар
ок. 430-ок. 486 гг. н. э., латинский писатель и поэт. Родился в Лугдуне (совр. Лион) в знатной семье и получил прекрасное риторическое образование. Женился на Папианилле, дочери Авита, которого в 455 г. провозгласили императором. В его честь 1 456 г. С. прочел поэтический панегирик собственного сочинения, а после низложения Авита в 458 г. написал панегирик в честь императора Майориана, позднее же, в 468 г. — другой, в честь императора Антемия, который сделал его префектом Рима. Против своей воли С. в 470 г. сделался епископом в Арверне (совр. Клермон-Ферран). Творчество С. отчетливо разделяется на два периода: до избрания епископом он писал стихи, после - в основном послания (хотя некоторые его стихотворения созданы в этот второй период). Собрание поэзии С. состоит из 24 произведений различной длины (от нескольких десятков до нескольких сотен стихов), написанных различными размерами (гекзаметр, элегический дистих, одиннадцатисложник). Все собрание распадается на две части, первая из которых включает вышеупомянутые панегирики, предваряемые вводным произведением; ее замыкает короткое сопроводительное сочинение (N 8). Во второй части мы находим мелкие произведения на случай; во вступительном стихотворении (N 9, 346 г., одиннадцатисложник) С. говорит о тематике остальных стихов. В этой части сборника особого внимания заслуживают 2 эпиталамы, то есть свадебных песни (NN 11 и 15), описание замка (N 22), восхваление гостеприимства Консенция (N 23), приглашения (NN 17 и 20). Свои послания С. также украшал поэтическими произведениями. Сохранилось 147 посланий 470-480 гг. (9 кн.). с. писал их по образцу Плиния Младшего, посвящая каждый лист одной проблеме. Большинство носят литературный характер. Часто содержание послания не имеет отношения к его адресату. С. много работал над стилистической отделкой своих посланий. Они представляются важным документом для изучения жизни того времени. Хотя С. был христианином и епископом, его творчество свидетельствует о том, как глубоко он погружен в римскую и языческую культурную традицию. Поэтическими образцами для С. были Стаций и Клавдиан, а в посланиях - Плиний Младший и Симмах (Старший). Он хорошо знал не только классиков, но и современных ему авторов. Возможно, поэтому он легко импровизировал; несмотря на некоторый схематизм, С. пытался писать иначе, чем его предшественники. Как поэт он получил признание, хотя его произведения не имеют большой литературной ценности, а важны для нас прежде всего как источники по истории культуры.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999