Сикейра

Найдено 1 определение
Сикейра
, Домингуш Антонио (Sigueira, Domingos Antonio) 1768, Лиссабон — 1837, Рим. Португальский живописец, рисовальщик, офортист. Учился на Королевских курсах рисунка в Лиссабоне, затем как пенсионер находился в 1788—1795 в Риме, где учился у А. Каваллуччи и Д. Корви. Вернувшись в 1795 в Лиссабон, работал в королевских дворцах Ажуда и Мафра. Писал картины на исторические, религиозные, аллегорические сюжеты и портреты. В 1802 стал придворным художником, в 1805 возглавлял в Порту курсы рисунка при Морской академии. После изгнания наполеоновских войск из Португалии за исполнение портретов французских генералов поплатился девятимесячным тюремным заключением и крушением придворной карьеры. Победа португальской революции 1820, возглавляемая армией и либеральной буржуазией, была встречена художником с энтузиазмом, но в условиях наступившей реакции он вынужден был в 1823 эмигрировать; в 1824—1826 жил в Лондоне и Париже, затем в Риме, где возглавлял класс живописи Академии Св. Луки, пользовался большой известностью и почестями, оказываемыми ему королевскими дворами Португалии и Бразилии. Традиция сближать Сикейру с Гойей, которые были современниками, но никогда не встречались, основывается на чисто внешнем сходстве их жизненных и творческих судеб, захваченных бурным водоворотом истории в предромантическое время между двумя художественными эпохами. Изменчивый дух этого времени отразился в искусстве Сикейры, которое делится на три периода. Ранний, охватывающий 1788—1807, период первого пребывания в Риме и работы при португальском дворе, связан с приемами академического классицизма и отмечен влиянием известного португальского живописца Ф. Виейры Портуэнси, венецианца Д. Пеллегрини, английской гравюры. Первая заказная картина, исполненная в Риме, посвященная основанию Каза Пиа — странноприимного дома в Лиссабоне (1792—1794, Лиссабон, Нац. музей старого искусства), представляла собой большую многофигурную композицию, включавшую аллегорические образы и фигуры реальных лиц. Картины Сикейры для королевских дворцов уцелели только в нескольких эскизах, сами же они, вывезенные при бегстве в 1807 королевского дома в Бразилию, не сохранились. Охватывающий годы со времени войны с Наполеоном до эмиграции (1807—1823) второй период творчества Сикейры оказался самым ярким и плодотворным. В его портретах отразились черты искусства Нового времени с его образом человеческой личности, свободным от сословного подхода и утверждающим себя в обществе и окружающем мире. В групповом портрете семьи виконта Сантарена (ок. 1817), полном аристократизма и одновременно непринужденности, в лиричном и декоративно-привлекательном образе двух своих маленьких дочерей, в портретах мальчика графа Фарробо (1813) на фоне английского парка и обаятельной черноглазой дочери художника Марии Бенедиты у рояля (1812, все — Лиссабон, Нац. музей старого искусства) живописец приобщает зрителя к внутренней жизни и душевному состоянию изображенного человека. Основные работы Сикейры этого периода — картины, посвященные конституции 1822. Одна из них — Торжественная аллегория (1822, Лиссабон, Нац. музей старого искусства), другая — большая композиция исторического характера, призванная запечатлеть провозглашение конституции. Создание этой картины (не была завершена) потребовало от художника работы над многочисленными эскизами, а также рисуночными портретами депутатов конституционного собрания, представляющими собой вершину его портретного и графического мастерства (большинство находится в Лиссабоне, Нац. музее старого искусства). В условиях эмиграции общественный темперамент художника стал заметно гаснуть, хотя он много работал в области литографии (благодаря ему впервые появившейся в Португалии) и писал исторические картины. На парижском Салоне 1834 Сикейра получил золотую медаль за картину Смерть Камоэнса (не сохранилась). После переезда в Италию в позднем творчестве мастера возобладали религиозные композиции символического и мистического характера (Снятие с креста, 1827; Поклонение волхвов, 1828; Вознесение, 1832; незавершенная огромная картина Страшный Суд, 1832—1833). Его живопись, окончательно и резко отойдя от принципов академического классицизма и став почти монохромной, насытилась мерцанием призрачного тающего света и как бы утратила материальность, что отчасти объясняется знакомством Сикейры с произведениями английского живописца Тернера, выставка которого состоялась в те годы в Риме. Большие подготовительные рисунки к картинам, еще раз подтвердившие замечательное мастерство Сикейры как графика, также исполнялись им теперь в подчеркнуто свободной, пронизанной светом динамичной манере.
Лит.: Beaumont M. A. M. Domingos Antonio de Sigueira. Desenhos. Lisboa, 1972—1975.
Т. Каптерева

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Похожие термины:

  • ДАВИД АЛЬФАРО СИКЕЙРОС

    1896–1974) «Реализм – это не раз навсегда установленная формула, не догма, не неизменный закон. Реализм, как форма отражения действительности, должен находиться в постоянном движении», – говорит Сик