СИКХИЗМ
Сикхизм
религиозно-реформаторское движение, затем религия. В основе сикхизма лежит идея единого бога (или божественного начала), выражающего себя во всем сущем. Сикхизм провозглашает равенство всех людей перед богом, независимо от касты и социального положения, отрицает сложную обрядность и аскетизм, внешние формы почитания божества. См. Религия.
СИКХИЗМ
ученик - религия, возникшая в XVI в. в Северо-Западной Индии, отразившая протест мелких торговцев и ремесленников против кастового строя и феодального гнета. Основатель гуру Нанак (1469—1539). В XVII в. в общину сикхов усилился приток крестьян, она приобрела черты военно-демократической организации. Это была община равных, отрекшихся от касты и племени. Идеология С. стала открыто антифеодальной, стала знаменем борьбы народа против Великих Моголов. Борьба завершилась созданием государства сикхов (см.), превратившегося со временем в типичное феодальное государство, просуществовавшее до завоевания его англичанами в 1849 г. С. признает единого неперсонифицированного бога, все явления окружающего мира — лишь проявление высшей силы творца. С. отрекся от ортодоксального индуизма. Вероучение изложено в книге «Грантх Сахиб».
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СИКХИЗМ
религ.-реформаторское движение, затем религия в Индии. С. возник в Пенджабе как одна из сект бхакти. Ее основателем был Нанак (1469-1538). Строго монотеистич. учение, С. противоречиво сочетал многие положения индуизма (учение о Майе, карме и др.) с идеями бхакти и заимствованиями из мусульм. суфизма. С. провозглашал равенство всех людей перед богом, независимо от касты и социального положения, отрицал сложную обрядность и аскетизм, почитание внешних форм божества. Ранний С. отражал идеологию торгово-ремесл. кругов гор. населения, выступавших против феод. засилья и господства брахманства. С самого начала С. отличался от других сект бхакти крепкой организацией, суровой дисциплиной, беспрекословным подчинением членов секты авторитету своего главы - гуру. При ближайших преемниках Нанака секта сикхов получила четкую организацию. По месту своего жительства сикхи были разделены на терр. округа, во главе к-рых стояли уполномоченные гуру (масанды). Третий гуру Амар Дас (1552-74) превратил власть гуру в наследственную и явился основателем династии сикхских духовных правителей. Пятый гуру Арджуна (1581-1606) составил священную книгу сикхов Адигрантх. В ней он собрал высказывания и поучения, приписываемые Нанаку и трем последующим гуру. При составлении этой библии сикхов Арджуна внес в нее следующий стих: "Знайте, что бог и гуру одно и то же". Так был провозглашен принцип божественности гуру, увеличивавший их власть над членами секты. К 17 в. гуру и масанды, к-рые присваивали себе значит. часть собранных пожертвований, превратились фактически в богатых феодалов. По своему образу жизни они мало чем отличались от мусульм. и индусских феодалов. Однако демократизм С. обеспечил его популярность в низах общества - среди крестьян и ремесленников. Приток радикальных элементов в секту сикхов, особенно массовый приток джатов (крестьян), усилившийся со 2-й пол. 17 в. в связи с резким ухудшением положения крестьян-общинников, привел к постепенной революционизации С. Идеология С. приобрела боевой, открыто выраженный антифеод. характер. 10-й и последний гуру Говинд Сингх (1675-1708) в 1699 собрал общий съезд сикхов, на к-ром объявил сикхов общиной равных (хальсой), а общее собрание - высшим органом сикхов; каждому сикху вменялось в обязанность всегда быть вооруженным и готовым к борьбе. Были установлены и нек-рые внешние знаки, к-рые отличали сикхов от остального населения Пенджаба. Все они были обязаны носить тюрбан, длинные волосы и бороду и постоянно иметь при себе три стальных предмета: меч, гребенку и браслет. Кроме того, каждому присваивался благородный титул "сингх" (лев). При Говинде двери общины были широко открыты для выходцев всех религий, в т. ч. мусульман. Т. о., С. стал идеологич. знаменем борьбы народов Пенджаба против феодалов и империи Великих Моголов. В нач. 18 в. вспыхнуло восстание сикхов (см. Сикхов восстания). В 1765 сикхи создали свое гос-во в Пенджабе. Однако во 2-й пол. 18 в. в сикхской общине усилился процесс феодализации, сикхские вожди (сардары) сами превратились в феодалов и С. потерял черты антифеод. демократич. идеологии. Гос-во сикхов просуществовало до 1849, когда англичанам после двух ожесточенных войн (см. Англо-сикхские войны) удалось аннексировать Пенджаб. Совр. С. представляет собой религию с традицион. догмами. В связи с классовым расслоением и обострением социальных противоречий среди сикхов появились различные секты и политич. партии (напр., Акали). Лит.: Рейснер И. M., Народные движения в Индии в XVII-XVIII вв., М., 1961; Семенова Н. И., История сикхского движения в Индии, М., 1963; Кочнев В. И., Государство сикхов и Англия, М., 1968; Macauliffe M. A., The Sikh religion. Its Gurus, sacred writings and authors, v. 1-6, Oxf., 1909; Gupta H. R., History of the Sikhs, v. 1-3, Calc. - Lahore, 1939-44; то же, 2 ed., v. 1, Simla, 1952; Khushwant Singh, The Sikhs, L., 1953. В. И. Кочнев. Москва.