демон из свиты Диониса. Мог предсказывать будущее. Изображался в виде пьяного веселого старика.
Силен
Силен
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
СИЛЕН
мифологический персонаж, воспитатель Диониса и его постоянный спутник, старый сатир, лысый, веселый, обыкновенно пьяный. Сопровождая Диониса, ездил верхом на осле или поддерживался сатирами, т. к. не мог доверять собственным ногам. Он обладал даром прорицания и предсказывал будущее, когда его, сонного, обвивали гирляндами цветов.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Силен
(греч. Seilenos, лат. Silenus), в греч. мифологии — человек с лошадиными ушами, хвостом, копытами, животным выражением лица. Часто С. изображались толпами. Они любили музыку и типы, часто проводили время в обществе нимф, лишь позже их присоединили к свите Диониса и стали связывать с символикой вина. Иногда С. изображались милыми, дружелюбными существами, исполн. мудрости, иногда похотливыми. Им приписывали близкое родство с сатирами, и часто их путали. Изображения С. встречаются на картинах Рубенса, Ван Дейка.
Источник: Словарь античности. 1989
Силен
в греческой мифологии демон плодородия, воплощение стихийных сил природы. Составлял вместе с сатирами свиту Диониса. Силен уродлив, курнос, толстогуб, с глазами навыкате, лошадиным хвостом и копытами; славился задиристым нравом, страстью к вину, ухаживанием за нимфами. В Македонии показывали место, именовавшееся Садами Мидаса, где Мидас поймал Силена, подмешав вино в воду источника, из которого тот пил. Силен изображался в буйном танце с непристойными движениями или сидевшим на осле в полном опьянении, потягивавшим вино из меха, иногда мудрым. Отождествлялся с Сатиром.
Силен
Первоначально силены были духами природы, демонами плодородия - подобными сатирам, однако начиная с 6 в. до н. э. силена стали изображать в виде человека с лошадиными ушами (например, на вазе Франсуа) и ассоциировать его с Дионисом, иногда считая силена воспитателем этого бога. Силен почти всегда появляется в состоянии опьянения (как в истории с Мидасом), демонстрируя свою мудрость и большие, часто тайные, знания (например, у Вергилия в шестой эклоге). С силеном часто сравнивали Сократа - с одной стороны, из-за его непривлекательной внешности, с другой - из-за его божественной мудрости, а один из участников платоновского "Пира", Алкивиад, сравнивает Сократа с глиняной фигуркой силена, устроенной наподобие матрешки - если ее открыть, внутри оказывается фигура бога.
Это сравнение Алкивиада как символ того, что вещи не таковы, какими они кажутся на первый взгляд, часто использовали ренессансные авторы: так, например, Рабле в прологе к "Гаргантюа и Пантагрюэлю" называет силенами маленькие шкатулки, в которых хранятся ценные лекарства и парфюмерия, а знаменитый сборник изречений Эразма Роттердамского известен как "Алкивиэдовы силены". Силена изображали на своих "вакхических" полотнах Тициан, Козимо, Рубенс, Герико.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Это сравнение Алкивиада как символ того, что вещи не таковы, какими они кажутся на первый взгляд, часто использовали ренессансные авторы: так, например, Рабле в прологе к "Гаргантюа и Пантагрюэлю" называет силенами маленькие шкатулки, в которых хранятся ценные лекарства и парфюмерия, а знаменитый сборник изречений Эразма Роттердамского известен как "Алкивиэдовы силены". Силена изображали на своих "вакхических" полотнах Тициан, Козимо, Рубенс, Герико.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
СИЛЕН
• Sil?nus,
????????, ???????, сын Гермеса или Пана и нимфы, постоянный спутник, наставник и воспитатель Вакха. Он имеет особый вид уже немолодого сатира и представляет всегда пьяного, веселого и добродушного старика, лысого и с тупым носом, при этом он круглый, как винный мех, с которым он никогда не расстается. Собственные ноги редко в состоянии выдерживать его, поэтому он обыкновенно едет верхом на осле (Ov. fast. 1, 399. 3, 749) или ведется сатирами и поддерживается ими. Кроме вина, музыка и пение составляют ему развлечение. В противоположность своему нынешнему виду, он часто является мудрецом, презирающим обыденные дела людей и блага земной жизни (в таком отношении с ним сравнивают Сократа, см. Хеn. Sympos. 5, 7. Plat. Symp. 32), и вдохновенным прорицателем. Иногда если его находили где-нибудь опьянелым и спящим, то связывали его гирляндами из цветов и принуждали предсказывать будущее и петь. Verg. Ecl. 6, 19 слл. Ov. met. 11, 91 (см. Midas, Мидас). Кроме винного меха, его атрибутами были еще осел, фирс, канфар (кубок), плющевой венок, иногда также пантера. С. имел также храм в Элиде, где Мефа (богиня опьянения) подавала ему кубок. Подобно тому как было несколько Панов и Фавнов, так впоследствии предполагали существование нескольких С. Тогда отцом их стал считаться старый С., по имени Панносилен, которого изображали еще более диким, чем обыкновенного С., и часто совершенно покрытым волосами.
????????, ???????, сын Гермеса или Пана и нимфы, постоянный спутник, наставник и воспитатель Вакха. Он имеет особый вид уже немолодого сатира и представляет всегда пьяного, веселого и добродушного старика, лысого и с тупым носом, при этом он круглый, как винный мех, с которым он никогда не расстается. Собственные ноги редко в состоянии выдерживать его, поэтому он обыкновенно едет верхом на осле (Ov. fast. 1, 399. 3, 749) или ведется сатирами и поддерживается ими. Кроме вина, музыка и пение составляют ему развлечение. В противоположность своему нынешнему виду, он часто является мудрецом, презирающим обыденные дела людей и блага земной жизни (в таком отношении с ним сравнивают Сократа, см. Хеn. Sympos. 5, 7. Plat. Symp. 32), и вдохновенным прорицателем. Иногда если его находили где-нибудь опьянелым и спящим, то связывали его гирляндами из цветов и принуждали предсказывать будущее и петь. Verg. Ecl. 6, 19 слл. Ov. met. 11, 91 (см. Midas, Мидас). Кроме винного меха, его атрибутами были еще осел, фирс, канфар (кубок), плющевой венок, иногда также пантера. С. имел также храм в Элиде, где Мефа (богиня опьянения) подавала ему кубок. Подобно тому как было несколько Панов и Фавнов, так впоследствии предполагали существование нескольких С. Тогда отцом их стал считаться старый С., по имени Панносилен, которого изображали еще более диким, чем обыкновенного С., и часто совершенно покрытым волосами.