разновидность тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются исключительно или преимущественно фонологически ударные, на слабых — безударные слоги. Основные метры С. Т. С: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
СИЛЛАБОТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
СИЛЛАБОТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СИЛЛАБОТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
(греч. syllabe — слог + tonos — ударение) — разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. В нем учитывается не только количество слогов в стихотворной строке, но и число ударений, и место их расположения. Отличительной особенностью силла-ботонического стихосложения является наличие стоп — основных ритмических единиц стихотворной речи, основанных на сочетании ударного слога с одним, двумя или тремя безударными. У древних греков определенное количество слогов сочеталось с определенным соотно-шением долготы и краткости, для обозначения которых существовали особые буквы. В стихосложении различаются двухсложные (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, амфибрахий и анапест) размеры. Хорей состоит из первого ударного и второго безударного; ямб — из первого неударного и второго ударного; дактиль - первый слог ударный с двумя последующими неударными; в амфи-брахии ударный слог находится посередине; анапест — из двух неударных и последнего ударного. В силлаботоническом стихосложении существует от двух до шести стоп. Шестистопным дактилем (гекзаметром) были написаны поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В древ-негреческой элегии использовалось сочетание гекзамет-ра с пентаметром (пятистопием). Шестистопный ямб назывался александрийским стихом. В России силлаботоническое стихосложение было впервые использовано в творчестве В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова.