посланный, посланная вода) (Ис 8.6; Лк 13.4; Ин 9.7,11)-водоем в юго-восточной части Иерусалима, сохранившийся до наших дней и называющийся теперь Сильван. Он имеет размеры 17м х 5м, но в древности он был гораздо больше и рядом с ним была башня. Вода в этот водоем поступает по туннелю, пробитому еще при Езекии, из источника, находящегося севернее (в Неем 2.14 назван «царский водоем», а в Неем 3.15-Селах). (См. водопровод)
Силоам
Силоам
СИЛОАМ
Исх 8:6, Ин 9:7-11 и др.) — источник или водоем Силоамский и находившаяся при нем купальня Силоамская на ю.-в. стороне Иерусалима. при подошве гор Сион и Мориа. Некоторые думают, что Силоам то же самое, что и Ен-Рогель и Гион. Об источнике Силоамском в Свящ. Писании упоминается 3 или 4 раза, и между прочим у евангелистов Иоанна и Луки. Первый, повествуя об исцелении Спасителем одного слепого (9:7-11), говорит, что Господь сделав брение и помазав им очи слепому, послал его умыться в купальне Силоамской, что тот сделал и прозрел; а второй говорит о разрушившейся башне Силоамской, погубившей своим падением восемнадцать человек (Лк 13:4). Источник Силоамский посредством каналов заимствовал свою воду из источника Пресв. Девы, лежащего выше источника Силоамского, на западном склоне долины Кедронской, против селения Силоамского и который так назывался потому, что, по преданию, Пресв. Дева часто ходила сюда черпать воду вместе с другими женами и девами Офела. Вода Силоамского источника, равно как и источника Пресв. Девы имеет вкус сладковато-солоноватый. Замечательно еще то, что из Силоамского источника в праздник Кущей брали воду в храм, для торжественного возлияния оной на жертвеннике в последний день праздника из золотого сосуда при радостных восклицаниях народа, при звуках труб и кимвалов. Это совершалось в память чудесного изведения воды из скалы во время странствования Евреев по пустыне, на что указывается в Свящ. Писании (Ин 7:2,37,39, Ис 12:3). По сему-то вода Силоамского источника считалась священною и была предметом торговли (Ис 55:1), и доныне соседние жители продают эту воду Иерусалимским жителям. Что она имеет целебную силу, вера в это была издревле, даже Магометане в настоящее время имеют большую веру в целебность оной и называют оба эти источника райскими.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Силоам
Шилоах. Силоам, т. е. посланный, или посланная Богом вода-источник или пруд в Иерусалиме с медленно текущей водой (Ис. 8:6). По Неем. 3:15 — Селах. Он находился у юго-восточного угла городской стены, близ царских садов. К этому источнику Иисус послал омыться слепорожденного (Иоан. 9:7 и дал.). Он существует еще и теперь, на том же месте, под именем Сильван, у подножия южного выступа храмовой горы — Хомма и представляет выложенный камнями водоем длиною около 16 и шириною 5 или 6 метров. Ступени ведут вниз до самого дна. Глубина воды в водоеме около 1 метра; по выходе из водоема вода орошает плантации в долине. Эта вода медленно течет сквозь высеченный в твердой скале канал или туннель из «Девичьего» или «Мариина источника», расположенного в 4-х километрах севернее Силоама на восточном склоне Офла. Вода в этом источнике повышается и понижается через определенные промежутки времени в той же мере и в то же время, как в пруде Сильван. Высеченный в скале туннель, по всей вероятности, является тем водопроводом, который построил Езекия (4Цар. 20:20; 2 Пар. 32:30). В 1880 году на стене туннеля нашли надпись, высеченную древне-еврейским шрифтом, вероятно, сделанную рабочими во время Езекии. Она состоит из 35 букв и в переводе гласит следующее: «Пробитие, и ход пробития, когда еще... тогда голос одного кричал другому, ибо был сиддах (трещина?) в скале направо (?), и в день пробития каменщики долбили один против другого, долото против долота и воды потекли от истока пруда на протяжении 1200 локтей; высота скалы была 100 локтей над головою каменщиков». Медленно текущая Силоамская вода у Ис. 8:6 является символом незаметного развития Царства Божия, в противоположность бурным водам жизни мира сего. У Иоан. 9:7 название Силоам, т.е. посланный, указывает на посланного Богом Мессию.