Сильвестр Белькевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Сильвестр Белькевич

Сильвестр Белькевич - западнорусский (киевский и галицкий) митрополит (умер в 1568 г.). Сильвестр был человек богатый, но почти безграмотный. Сначала он служил королевским скарбником и ключником в Вильне при дворце, а затем выпросил у короля в управление виленский монастырь, не принадлежа даже к духовенству. В 1556 году он писался уже "Божей милостью Селиверст, нареченный архиепископ, митрополит киевский и галицкий", то есть не пройдя низших степеней священства, прямо занял архиерейство. Он был ревностным борцом за православие, хотя именно в его епархии, в Новогрудском уезде, протестантизм имел наибольший успех. За поставление в церковные степени он открыто брал взятки. Н. Б-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

Сильвестр Белькевич

или Велькевич (в миру Стефан Андреевич) — митрополит Киевский; происходил из светского звания. При короле Сигизмунде он служил королевским скарбником и ключником в Вильне и, по кончине настоятеля Виленского Троицкого монастыря архимандрита Алексия, выпросил себе у короля этот монастырь в управление. Продолжая ту же службу виленского скарбника и ключника и при Сигизмунде Августе и называясь настоятелем Виленского Троицкого монастыря, пан Степан Андреевич Велькевич исходатайствовал себе новую грамоту от 10 июля 1551 г., которой король отдавал ему и Киевскую митрополию, по смерти митрополита Макария, последовавшей спустя пять лет после сего, и обещался не отдавать ее никому другому, а с тем вместе оставлял за Велькевичем до его живота Виленский Троицкий монастырь. По смерти митрополита Макария Велькевич объявлен нареченным митрополитом, хотя оставался в светском звании и носил свое мирское имя. Новогродский воевода Иван Горностай 25 марта 1556 г., жертвуя в Виленский Пречистенский собор серебряный рукомойник, назначал его для употребления "нынешнему митрополиту нареченному Стефану Андреевичу". Но через полгода (30 сентября 1556 г.) Стефан Андреевич писался уже: "милостию Божиею мы, Селивестр, нареченный архиепископ, митрополит Киевский и Галицкий и всея Руси", т. е. успел уже принять монашество с новым именем и, не проходя низших степеней церковного служения, занял прямо кафедру митрополита. Он был едва образован, едва умел читать. Правда, в "Акты, относящиеся к истории Западной России" внесено "Поучение новопоставленному священнику", принадлежащее митрополиту С. и подписанное: "Писан в Новегородку лета Божия нароженья 1562, месяца декабря в 15 день", но оно не может служить свидетельством его образованности и знаний, потому что составлено по готовой форме, по которой писали и выдавали такие же поучения новопоставленным священникам и все архиереи. Естественно, что такой митрополит не мог оказать серьезного противодействия и предпринять действительных мер против распространения в его епархии протестантизма, особенно кальвинизма, которому сочувствовал и сам король Сигизмунд Август. Достоверно, что в его епархии, именно в Новогрудском воеводстве, протестанты имели наибольший успех: почти до 600 православных шляхетных фамилий перешли в протестантизм. Есть известие, будто митрополит С. вел дружбу с киевским бискупом Николаем Пацом, который потом изменил своей вере, женился и сделался протестантом-мирянином. Как человек практический, С. умел находить для себя покровителей при дворе короля и не стеснялся преследовать своекорыстные цели. Он требовал от своих наместников и урядников, чтобы они собирали и высылали ему дани и доходы с подданных крестьян и куничные пенязи со священников. В 1561 г. киевопечерский архимандрит Илларион принес королю жалобу, что митрополит С. причиняет разные обиды печерской братии и самовольно завладел Киево-Николаевским пустынным монастырем со всеми его имениями и угодьями. По приказу короля монастырь был удовлетворен по жалобе. Справедливость требует отметить, однако, распоряжения митрополита С., которые клонились к благоустройству церковной и монастырской жизни. В грамоте, данной 25 сентября 1557 г. на имя архимандрита Супрасльского монастыря Сергия Кимбара, он разрешает приходящим из других монастырей и епархий иеромонахам, а также женатым и вдовым священникам, совершать в монастыре литургию и все церковные службы. По жалобе митрополита король грамотою от 8 мая 1558 г. велел всем духовным лицам в имениях Слуцкого князя Юрия Юрьевича быть послушными митрополиту, княжеским урядникам не вмешиваться в духовное управление. Виленским бурмистрам и радцам, принесшим жалобу митрополиту на виленских священников: михайловского, воскресенского и никольского, своевольно отдавших в залог церковные дома, С. в ответе своем, между прочим, дал совет не избирать таких дурных священников, от которых нужно беречь церковные дома. В 1558 г. митрополит С. "собственным стараньем", а не по приказу короля, созвал в Вильне собор на первой неделе Великого Поста для утверждения веры и закона христианского. Известна подтвердительная грамота его от 2 июля 1564 г. Киево-Выдубицкому монастырю на землю Гнилец. При нем Пересопницкий архимандрит Григорий переложил в 1556—1561 г. с болгарского (церковного) наречия на русское Четвероевангелие; около 1570 г. переведен во Львове с еврейского на славянско-русский язык Ветхий Завет, в то же время переложена со славянского на польско-русский язык Псалтирь. Скончался митрополит С., вероятно, в последнюю четверть 1567 г., потому что в это время Виленский Троицкий монастырь, который пожалован был ему королем, король пожаловал уже пану Федору Яцкевичу Белькевичу. Но на преемство митрополиту С. еще в 1565 г. испрошена была грамота у короля Сигизмунда Августа Холмским епископом Феодосием Лозовским.


Макарий, "История русской церкви", т. ІХ, 1879 г., стр. 311—350. — Филарет, "Обзор русской духовной литературы", изд. 3, 1884 г., стр. 158—159. — Евгений, "Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии", 1825 г., стр. 118. — "Акты, относящиеся к истории Западной России", т. III., № 31. — "Полтавские епархиальные ведомости", 1871 г., № 7. — "Литовские епархиальные ведомости", 1867 г., № 19. — "Вестник Западной России", Вильна, 1867 г. Документы, относящиеся к истории православия в Западной России, т. І.; кн. І, № 1. — "Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей", Киев, 1874 г., отд. III, стр. 33—34.


А. Никольский.


{Половцов}





Сильвестр Белькевич


— западно-русский (киевский и галицкий) митрополит († в 1568 г.). С. был человекчеловек богатый, но почти безграмотный. Сначала он служил королевским скарбником и ключником в Вильне при дворце, а затем выпросил у короля в управление Виленский монастырь, не принадлежа даже к духовенству. В 1556 г. он писался уже "Божию милостию Селиверст, нареченный архиепископ, митрополит киевский и галицкий", т. е. не пройдя низших степеней священства, прямо занял архиерейство. Он был ревностным борцом за православие, хотя именно в его епархии, в Новогрудском уезде, протестантизм имел наибольший успех. За доставление в церковные степени он открыто брал взятки.


Н. Б—в.


{Брокгауз}





Сильвестр Белькевич


(или Велькевич; Стефан Андреевич) — митрополит Киевский и Галицкий.


При польском короле Сигизмунде Августе служил королевским скарбником и ключником в городе Вильне. Он был человек богатый, но почти не получивший образования, и едва умел читать.


По кончине настоятеля Виленского Троицкого монастыря архимандрита Алексия выпросил себе у короля этот монастырь в управление, чтобы пользоваться его имениями.


Продолжая ту же службу виленского скарбника и ключника и называясь настоятелем Виленского Троицкого монастыря, пан Стефан Андреевич Белькевич исходатайствовал себе новую грамоту, которой король отдавал ему и Киевскую митрополию по смерти митрополита Макария и обещался не отдавать ее никому другому. Это было еще 10 июля 1551 года, за пять лет до кончины митрополита Макария.


После смерти митрополита Макария Стефан Белькевич был объявлен "нареченным" митрополитом, хотя оставался в светском звании, носил мирское имя.


30 сентября 1556 года Стефан, успевший принять монашество с именем Сильвестр, не проходя низших степеней церковного служения, прямо занял кафедру митрополита. Он ревностно боролся за Православие. В 1558 году "собственным стараньем", а не по приказу короля созвал в Вильне Собор для утверждения веры и закона христианского. Его поучения новопоставленному священнику и грамота о монастыре (2 июля 1564 года) по своему содержанию обращают на себя внимание. При нем в 1570 году во Львове был переведен с еврейского языка Ветхий Завет, переложена с славянского на польский язык Псалтирь. Но несмотря на эти усилия, митрополит не мог оказать серьезного противодействия и предпринять действенных мер против распространения в его епархии протестантизма, особенно кальвинизма, которому сочувствовал и сам король. Наибольшее распространение протестантизм получил в Новогрудском воеводстве Киевской митрополии. Почти 600 шляхетных фамилий этого воеводства перешли в протестантизм.


Как человек практический, Сильвестр умел находить себе покровителей при дворе короля, не стеснялся преследовать свои корыстные цели. Он открыто требовал от своих наместников и урядников, чтобы они собирали и высылали ему дани и доходы с подданных крестьян и куничные пенязи со священников.


В 1561 году киево-печерский архимандрит Иларион принес королю жалобу, что митрополит Сильвестр причиняет разные обиды печерской братии и, между прочим, самовольно завладел Киево-Николаевским Пустынным монастырем со всеми его имениями и угодьями, тогда как монастырь этот издавна находится под благословением печерских архимандритов, которые и утверждают для него игуменов. Король своею грамотою от 24 апреля приказал митрополиту немедленно возвратить Николаевский монастырь с его имениями и угодьями Киево-Печерской лавре и впредь не вмешиваться в ее дела.


Скончался митрополит Сильвестр в 1568 году.


Труды:


Поучение новопоставленному священнику // Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1846—1853. — Т. 3, №31.


Грамота о монастыре // Киевлянин. — Киев, 1864, с. 41.


Литература:


Евгений (Болховитинов), митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. — Киев, 1825, с. 118. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 9, с. 311—350.


Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 230.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 4.


Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 158—159. Документы, относящиеся к истории православия в Западной России // Вестник западной России. — Вильна, 1867. — Т. 1, кн. 1, № 1. Полтавские епархиальные ведомости. — 1871, №7.


Литовские епархиальные ведомости. — 1867, №19.


Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. — Киев, 1874, отд. 3, с. 33—34.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2053. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 29-а (кн. 58), с. 890—891.


Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 18, с. 431—432.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 14.





Сильвестр Белькевич


митрополит Киевск., рукоположен 1556 г.; † 1568 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008