Сильвестр Медведев

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Сильвестр Медведев

Сильвестр (в миру Симеон) Медведев - духовный писатель (1641 - 1691). Был подьячим сначала в Курске, потом в Москве. В 1665 году поступил в новооткрытую школу Симеона Полоцкого , где пробыл 3 года, изучил латинский и польский языки, риторику и пиитику, познакомился с историей, богословием, философией и сделался ревностным учеником и последователем Симеона. Сопровождал боярина Ордина-Нащокина в Курляндию, а потом в Андрусово при заключении мира. В 1674 году принял монашество в Путивле. В 1677 году вернулся в Москву и скоро был назначен справщиком и книгохранителем на московский печатный двор; принимал большое участие в исправлении церковных книг. По смерти Полоцкого, в 1680 году, Сильвестр сделался главой той партии малорусских ученых в Москве, представителем которой был его учитель. Он был назначен строителем (настоятелем) Заиконоспасского монастыря. Унаследовав положение Полоцкого при дворе, он занял его место и в церковно-общественной деятельности; он же был и придворным стихотворцем: написал "Приветство брачное" по случаю бракосочетания царя Федора Алексеевича и "плач" о его смерти, надгробную эпитафию своему учителю, высеченную на гробнице Полоцкого, и т. д. Когда в 1681 году явился в Москву чужеземец Ян Белободский, Медведеву поручено было обличить Белободского в ереси: он составил по поручению патриарха ответ на "Wyznanie Wiary" Белободского. С согласия царя Сильвестр в 1682 году завел школу в Заиконоспасском монастыре, которая, как и школа Полоцкого, отличалась своим латинским направлением: в ней учились "латинскому языку". Сильвестр думал превратить свою школу в академию и в 1685 году представил царевне Софье на утверждение "привилей" академии в стихах; но с появлением братьев Лихудов и открытием ими своей школы, прочие школы в Москве прекратили свое существование. К концу 80-х гг. XVII столетия возник в русской церкви спор о времени пресуществления святых даров в таинстве Евхаристии; этот спор, будучи чисто богословским, имел весьма большое значение в истории нашего развития, ибо он касался вопроса о том, основывается ли вера на предании (православная церковь) или на мышлении (католическое). Спор этот начался еще до приезда Лихудов, но усилился особенно при них. Сильвестр вслед за Полоцким защищал распространенное во всей Киевской Руси латинское мнение о том, что пресуществление святых даров бывает при произнесении священником слов Иисуса Христа: "приимите, идите" и "пейте от нее все"; противники Сильвестра, Лихуды и инок Евфимий, на стороне которых стоял и патриарх Иоаким, утверждали, что дары пресуществляются лишь по молитве к Богу Отцу о ниспослании святого Духа силой заслуг Иисуса Христа. Сильвестр написал "Книгу глаголемую хлеб животный", на которую Евфимий ответил сочинением: "От святой отец на защищение восточные церкви тетради и т. д.". В ответ на это сочинение Сильвестр в 1687 году написал - как он говорит, по указу царицы Софьи Алексеевны, - "Книгу о манне хлеба животного", в которой прежний спокойный тон речи превратился в раздражительный, полемический; вслед затем он написал "праведный ответ" на "тетради" Лихудов и также против Лихудов опровержение: "Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем" (1688), важное для истории исправления книг при Никоне . Между тем положение Сильвестра сделалось шатким: он был устранен от должности справщика на печатном дворе; пущена была молва, что Сильвестр хотел убить патриарха; одно время его келья охранялась стрельцами на случай нападения патриарших людей. Замешанный в заговоре Шакловитого Сильвестр бежал из Москвы, но был схвачен в Дорогобуже и отправлен в Троице-Сергиевский монастырь, где производилось следствие о заговоре Шакловитого. Сильвестр был лишен иноческого образа, подвергнут пыткам и приговорен к смертной казни "за воровство и измену и за возмущение к бунту" (1689). После суда Сильвестр "до пролития крови" был отдан "в твердое хранило", то есть в крепкую тюрьму в Троицком монастыре, где он подвергался увещаниям с целью довести его до сознания в ереси; существует его "покаянное отречение от ереси", подлинность которого, впрочем, подлежит сомнению. После двухлетнего заключения Сильвестр был казнен. Кроме вышеуказанных сочинений Сильвестр написал: "Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся в гражданстве", представляющее записки о стрелецком бунте 1682 год (Браиловский оспаривает принадлежность "Созерцания" Сильвестру) и "Оглавление книг кто их сложил", давшее Ундольскому возможность назвать Сильвестра "отцом славяно-русской библиографии". Это первый вполне научный библиографический труд в России, стоящий на уровне лучших новейших работ (ср. Библиография, III, 721). Мнение профессора Соболевского о принадлежности этого труда не Сильвестру, а Славинецкому, едва ли правильно. Сохранилась также переписка Сильвестра с Полоцким. Личность Сильвестра Медведева начала выясняться лишь в последнее время: в XVII веке противники его называли его "ересиархом", виновником "новоявльшейся латинской дымящейся главни Аркудиевы или Медведевы"; долгое время о нем вовсе нельзя было писать, сочинения его хранились за печатью до 50-х гг. XIX столетия; его сочинение "Манна" до сих пор не может быть издано полностью, хотя еще митрополит Филарет указывал, что "не представляется причин держать это сочинение под печатью и нет сомнения внести его в опись библиотеки (Синодальной) открыто". До недавнего времени повторялись отзывы противников Сильвестра, что это был "неук", латинник, грубый честолюбец, возмутитель, понесший достойную казнь. Новейшие исследования большей частью опровергают эти отзывы. Несомненно, что С. был обучен гораздо более, чем многие из его противников. Относительно мнения, которого придерживался С. в вопросе о пресуществлении святых даров и которое получило название "латинского", имеются указания, что до приезда в Москву Лихудов в Великоросии (и особенно в Малороссии) существовало именно такое латинское мнение как среди многих представителей церкви, так и в богослужебных книгах. Следствие об участии С. в заговоре Шакловитого и о мнимых намерениях его убить патриарха с целью занять его место велось чрезвычайно пристрастно. Медведев не был ни изменником, ни заговорщиком: он пал жертвой борьбы "греческого учения" и "латинской части". Ср. В. Ундодьский "С. Медведев, отец славяно-русской библиографии" (в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских", 1846, № 3 и отд., Москва, 1846; здесь же издано "Оглавление книг кто их сложил"); Н. Аристов "Московские смуты в правление царевны Софьи Алексеевны" (В., 1871); "Розыскные дела о Ф. Шакловитом и его сообщниках" (издание археографической комиссии, т. I, Санкт-Петербург, 1884); С. Белокуров "С. Медведева Известие истинное православным" (с предисловием и примечаниями, в "Чтениях Общества Истории и Древностей", 1885, кн. 4; отд. изд., Москва, 1886); "Остен. Памятник русским духовным письменам XVII в." (Казань, 1865; составителем этой книги был враг С., монах Евфимий); П. Зубовский "К биографии С. Медведева" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1890, № 9); И. Козловский "С. Медведев. Очерк из истории русского просвещения и общественной жизни в конце XVII в." (Киев, 1894); А. Прозоровский "С. Медведева Созерцание краткое" и т. д. (в "Чтениях Общества Истории", 1894, кн. 4); его же "С. Медведев, его жизнь и деятельность" (в "Чтениях", 1896, отд. Москва, 1896; здесь же и литература о С.); статьи А.Н. Пыпина в "Вестнике Европы", 1894, № 11, и 1897, № 11); ст. Браиловского в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1897, № 10; его же "Кто же был первый русский библиограф?" ("Русс. Филологический Вестник", 1896, № 3 - 4); П. Соколов "Первый придворный стихотворец из воспитанников московской Заиконоспасской школы" ("Чтения общества любителей духовного просвещения", 1886, № 1).

Источник: Биографический словарь. 2008

СИЛЬВЕСТР МЕДВЕДЕВ
в миру Семен Агафонович) (27.1. 1641, Курск— 11.11. 1691, Москва) —один из замечательных представителей московской интеллигенции поcл. четв. XVII в., поэт, писатель, переводчик, педагог, автор проекта первого в России высшего учебного заведения (“академии”). Сын подьячего, С. М. в сер. 1660-х гг. переехал в Москву и поступил на службу в Приказ тайных дел писцом, вскоре стал подьячим. В 1665 г. вместе с двумя другими служащими Приказа его направили “учитца по латыням” в школу, открытую в Спасском монастыре, которой с ведома и одобрения царя и начальника Тайного приказа Ф. М. Ртищева руководил Симеон Полоцкий. За три года усердных занятий С.М. достиг свободного владения латинским и польским языками, изучил грамматику, риторику и поэтику, получил необходимые знания по истории, философии, богословию. Исполняя обязанности старосты,заведовал хозяйством школы. Как лучший из учеников, он обратил на себя внимание Симеона своим трудолюбием и дарованиями. Их встреча во многом определила дальнейшую судьбу С. М. Отношения учителя и ученика переросли в дружбу. По окончании курса обучения С. М. продолжил службу в Приказе. В 1668 г. принимал участие в посольстве, направленном под руководством главы российской дипломатической службы, боярина А. Л. Ордина-Нащокина в Курляндию для переговоров со Швецией и Польшей. Осенью того же года вернулся из-за границы и, прослужив в Москве до марта 1672 г., уехал в путивльский Молчинс-кий монастырь, где некоторое время жил мирянином-послушником, а затем постригся в монахи, возможно, не без влияния Симеона. С мая 1675 г. С. М. поселился в пустыни курского Богородицкого монастыря. Во время посещения столицы в 1677 г., куда он приехал, чтобы навестить своего учителя, в Спасском монастыре произошла его встреча с царем Федором, который, как вспоминает С. М., “благоволил не единократне приказати мне жити на Москве” и взял его, как и ранее Симеона, на дворцовое содержание. Поселившись в Заиконоспасском монастыре в келье по соседству с палатой Симеона Полоцкого, С. М. добровольно исполнял обязанности его личного секретаря: вел переписку с многочисленными корреспондентами, занимался кропотливой текстологической работой, сверяя авторские рукописи с беловыми списками произведений и подготавливая их к печати. Сотрудничество с Симеоном стало для него школой литературного мастерства. Испытывая глубокое почтение к Симеону, С. М. видел отныне смысл своей жизни в том, чтобы “словом и делом присно работати купно с ним, своим учителем и благодетелем, прелюбезньш отцом и господином, пречестным отцом Симеоном”. Он находился неотлучно при своем учителе до последнего дня его жизни и составил “епистолию” — обстоятельное описание его болезни и смерти. Признательный Симеон называл С. М. “прелюбезным сожителем”, назначил своим душеприказчиком — “приказа душу свою единомудру себе в науках Сильвестру Медведеву”, завещал “возлюбленному ученику” не только “рублев тридесять и шубу лисью”, но также богатейшую библиотеку и рукописный архив. Со смертью Симеона к С. М. перешла роль придворного поэта, которую он исполнял и в правление царевны Софьи (1682—1689). Первое известное стихотворение С. М. “Епитафион”, на смерть Симеона Полоцкого (1680), написано по заказу царя Федора Алексеевича, также бывшего учеником и воспитанником Симеона. Придирчивый заказчик, сам причастный стихотворству, царь отверг несколько .вариантов и согласился утвердить лишь пятнадцатый, в котором Симеон прославлялся как “муж благоверный, церкви и царству потребный”, создавший “мудрые книги” “в научение роду российску”. С.М. не только бережно хранил рукописное наследие Симеона, но и намеревался издать его: “...тщуся, да соберутся все (сочинения.— Л. С.) в книги и миру да явятся”. Царь предоставил Верхнюю типографию, устроенную ранее в Кремле по инициативе самого Симеона. Здесь под наблюдением С. М. напечатаны книги проповедей Симеона “Обед душевный” (1681) и “Вечеря душевная” (1683). К этому времени С. М. служил уже справщиком (редактором) Печатного двора (1678—1689). Его сослуживцами по Печатному двору были литераторы Евфимий Чудовский, Мардарий Хоников, Федор Поликарпов, Карион Истомин, бывший к тому же его земляком и свойственником (сестра С. М. Дарья была замужем за старшим братом Кариона Гавриилом). Результатом литературного сотрудничества С. М. и Кариона Истомина явились записки о стрелецком бунте 1682 г. и событиях, ему сопутствовавших, “Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеяся в гражданстве”. С. М. принадлежал к той части московской интеллигенции, которая образовала своеобразную творческую общину, обслуживавшую придворное искусство и состоявшую главным образом из сотрудников Посольского приказа, Оружейной палаты, Печатного двора. Сюда входили литераторы, художники, музыканты. В тесном общении с кругом Симеона Полоцкого и С. М. находились композиторы Николай Дилецкий, Иоанникий Коренев, Тихон Макариевский, Василий Титов. Готовясь к участию в придворной церемонии по случаю женитьбы царя Федора Алексеевича на Марфе Матвеевне Апраксиной (15 февраля 1682 г.), С. М. сочинил “Приветство брачное”, а композитор Павел Черницын — партесный концерт. Накануне свадьбы С.М. написал от имени композитора стихотворение с поздравлением новобрачным, о чем свидетельствует помета в автографе С. М.: “Писася Павлу Черницыну фев. в 14 день”. На музыку были положены некоторые стихи С. М. Сохранилась рукопись, где стихотворным текстам сопутствует нотная запись первых тактов мелодии. Распето короткое поздравление царевне Софье по случаю Пасхи “День светозарный во мире сияет” (24 строки, 1685). Как тексты для пения предстали также произведения в жанре декламации, состоящие из нескольких нумерованных частей и предназначавшиеся первоначально для произнесения “отроками”: “Похвала Евдокии” (1681) — тезоименное приветствие сестре царя Федора, царевне Евдокии Алексеевне, декламации на тему страстей Христовых, стихи “в похвалу” Иоасафа, “царевича индийского”. Как поэт С. М. сформировался в традициях литературного барокко и той поэтической школы, которую интегрировал в русскую культуру Симеон Полоцкий. В его творчестве представлены те же жанры придворно-церемониальной поэзии — “стихи на случай”, тезоименные приветствия, эмблема, декламация. В популярном в барочной поэзии и, в частности, у русских силлабиков жанре надписи / подписи С. М. написал цикл стихов на тему “четырех последних вещей”: “На смерть”, “На Суд”, “На ад”, “На небо”. По-видимому, ему принадлежит и стихотворная переработка кондаков и икосов Сергию Радонежскому. Поэтика С. М. унаследовала из литературных приемов барокко такие, как сочетание слова и музыки, слова и изображения, включение в стихотворную композицию символических графем (крест, двуглавый орел), введение аллегорических персонажей, организация текста как ансамбля стихотворных монологов, этимологические приемы обыгрывания имени. На кончину царя Федора (27 апреля 1682 г.) С. М. написал “Плач и утешение двадесятьма двема виршами”. Поэма начинается плачем знаменного Орла, вслед за ним причитает начертанный в российском Орле “храброственный воин” (Георгий Победоносец) , затем, как в траурном карауле, сменяют друг друга плачущие вдова, сестры и тетки царя. В заупокойном хорале звучат голоса скорбящих Великой, Малой и Белой России. В композиции и поэтике явственно проступает произведение-образец — поэма Симеона Полоцкого “Глас последний” на смерть царя Алексея Михайловича. Показательно, что первоначально С.М. намеревался даже назвать свое сочинение “Плач последний”. Стихи его, служащие подписью к портрету царевны Софьи, включены в многофигурную эмблематическую композицию гравюры, исполненной по заказу Ф. Л. Шакловитого. В стихотворной подписи значение символических фигур, в окружении которых предстает изображение Софьи, расшифровывается как семь добродетелей правительницы. По-видимому, перу С. М. принадлежит и латинский перевод этого стихотворения на гравюре, напечатанной в том же году в Амстердаме. В титуле Софья названа “самодержицей”, что впоследствии было использовано против С М. во время суда над ним. Поэтическое барокко С. М. выглядит умереннее и приглушеннее, чем барокко Симеона Полоцкого: применяя стихи учителя в своих контекстах, С М заметно сокращает античный реквизит, характерное для барочной поэзии остроумие как проявление литературной игры ограничено у него лишь словесными фигурами. В творчестве С. М. мы имеем редкий и, по-видимому, исключительный по своим масштабам в русской поэзии XVII в. пример практики центона (центоны — мозаические стихотворения, составленные из стихов-цитат наиболее почитаемых авторов, коим стремились подражать). Осознавая как риторический образец текст Симеона Полоцкого, С. М. вторит учителю, учится у него и, чтобы научиться, перенимает его поэтическую мысль, его поэтические средства как систему установившихся правил и часто берет это вместе с готовыми стихами. Из цитаты в цитату перетекает текст “Вирш в великую субботу”, это фактически центон из четырех стихотворных блоков, извлеченных из “Рифмологиона”. В мозаичной технике составлены и другие произведения страстного цикла: “Стихи в великую субботу”, “Стихи крае-согласнии во святую и великую субботу воспоминания нашего ради спасения и страдания Господа нашего Иисуса Христа глаголатися имущия”, “Размышление невиннаго страдания нашего ради спасения истиннаго Бога Христа Иисуса”. Все эти произведения используют в разной мере стихи Симеона, причем С М неоднократно включал один и тот же фрагмент чужого текста в разные свои сочинения. В приветствии, поднесенном царевне Софье на Пасху, “День светозарный во мире сияет” 15 строк из 24 повторяют текст из пасхального цикла “Рифмологиона” В стихотворении на именины царевны Татьяны Михайловны (тетки царя) первые четыре строки взяты из “Приветства в день святаго и пра-веднаго Иова”, написанного Симеоном в честь патрона боярина Б М Хитрово “Небо звездами зело украсися. ” Было бы опрометчиво выносить С. М. приговор как “плагиатору”. Такого понятия в литературной культуре того времени не существовало. Напротив, использование чужого текста поощрялось риторикой и ценилось именно потому, что подчеркивало преемственность автора и устанавливало его в русле традиции. Чрезвычайно интересен и такой факт С. М. правил стихи своего учителя с точки зрения силлабического размера Работая ежедневно очень много и быстро, Симеон допускал в ряде случаев отклонения от изосиллабизма С. М. же стремился малейшее отступление в слоговой протяженности стиха восстановить, стараясь вместе с тем максимально сохранить авторский текст. Редакторская правка выдает знакомство С. М. с риторическим учением о “поэтических вольностях”, которое предоставляло поэту многообразие словообразовательных и стилистических вариантов (к примеру, усеченные / полные формы слов), позволяя достичь цели наиболее экономными и доступными способами Таким образом, мастер центонов С. М. предстает также как поэт, прекрасно владевший стихотворной техникой и языковыми средствами поэтической речи. Следуя во всем примеру и заветам своего учителя, С. М возобновил после перерыва занятия в школе, основанной Симеоном в Спасском монастыре, преподавал грамматику и “словесное учение” (риторику). Горячий сторонник идеи просвещения общества, С. М. составил проект организации в Москве первой высшей школы (“академии”), основные положения которого были выработаны еще Симеоном Полоцким Созданием “Привилия” — жалованной царской грамоты С М. пытался обосновать свою претензию на роль главы будущей Славяно-греко-латинской академии и закрепить за собой приоритетное право в этом вопросе. Кончина царя Федора помешала продвижению проекта в жизнь. С. М. возобновил ходатайство об открытии Академии перед царевной-правительницей Софьей. В 1685 г. подал ей переработанный текст “Привилия”, приложив к нему стихотворное прошение “Вручение... царевне... Софии Алексеевне Привилия на Академию”. Он страстно убеждает Софью “свет наук явити”, “россов просвещати”, “в Москве невежества темность прогоняти”. Поэт символизирует проблему просвещения при помощи типичного для эпохи барокко этимологического приема: Софья — по-гречески мудрость. Варьируя формулы Симеона, С. М. писал: “Слично Софии выну мудрой жити, / да вещь с именем точна может быти”, “Тебе бо слично науки начати,/ яко премудрой оны совершати”. Решение вопроса зависело в этот период от исхода борьбы при дворе двух церковно-политических группировок — так называемых “латинствующих” и грекофилов. С. М. как последователь Симеона Полоцкого — сторонник ориентации на Европу. Грекофилы предпочитали направленность на византийское духовное и культурное наследие. Учитывая позицию патриарха Иоакима, принявшего сторону грекофильской партии, и стремясь заручиться его поддержкой в своей борьбе с Нарышкиными, царевна Софья уступила его воле. Руководителями Академии патриарх назначил в 1686 г. только что приехавших в Россию ученых греков братьев Лихудов. Ситуация идейной борьбы все больше втягивала С. М. в спор с Лихудами, а также с лидером партии грекофилов Евфимием Чудовским, ранее бывшим его добрым знакомым. Разгоревшаяся между ними острая полемика вышла далеко за рамки спора из-за частного богословского вопроса (о времени пресуществления святых даров в тайне евхаристии) и затронула широкий круг проблем — книжной справы, отношения к духовному наследию и традициям просвещения и русской культуры. Идейное противостояние было также формой политической борьбы противников за влияние при дворе. Спорящие стороны, не стесняясь в выражениях, обменивались направленными друг против друга полемическими трактатами. Опровержению позиции грекофилов посвящены сочинения С. М. “Книга, глаголемая Хлеб животный” (до 1687), “Книга о Манне хлеба животного” (ноябрь 1687), переработка последней под заглавием “Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении в Московском государстве книг древних” (сентябрь 1688). Оппоненты не оставили их без ответа. Евфимий адресовал С. М. “Показание на подверг латинского мудрования”, братья Лихуды — “Акос”. В ход пошел и такой полемический прием, как высмеивание имени противника. Евфимий обзывал С. М. “лесной (леший) медведь”, производя имя С. М. от латинского silva — лес, иронически обыграл заглавие направленной против него книги С. М. “Манна хлеба животного”: “В той же книге, зовемой Обмана...” Один из защитников и почитателей С. М. противопоставил иную этимологию: “Медведева надо называть не Сильвестр, но Sol vester — солнце ваше”. В период борьбы с Лихудами С. М. переводил с латинского языка сочинения церковных авторов. Его жизненный путь завершился трагически. Осенью 1689 г. С. М. арестовали, отстранили от службы на Печатном дворе, расстригли. Библиотеку и архив описали и поместили в патриаршую ризницу. Придворный поэт Софьи, он в результате борьбы церковно-политических партий и соперничества между молодым царем Петром и царевной-правительницей был подведен под топор палача по ложному обвинению в государственной измене, участии в заговоре Ф. Шакловитого в пользу Софьи. Более года провел в колодках в камере (“твердом хранило”) Троице-Сергиева монастыря и 11 февраля 1691 г. казнен. Карион Истомин записал: “...прият кончину жизни своея монах Силвестр Медведев... отсечеся глава его на Красной площади, противу Спасских врат.Тело его погребено во убогом доме со странными в яме близ Покровского убогого монастыря”. На сочинения С. М. патриарх Иоаким наложил строгий запрет и приговорил их к уничтожению. Поэтому литературное наследие С. М. дошло до нас, по-видимому, не полностью. С. М. стал первым русским поэтом, сложившим голову на плахе. Для истории русской культуры сохраняет значение характеристика, данная ему современниками,— “чернец великого ума и остроты ученой”. Изд.: Новиков Н И Древняя Российская Вивлиофика — СПб . 1773—4 6, 1775—4 18, 1790—Ч 14,ПрозоровскийА А Сильвестра Медведева “Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192” // ЧОИДР — 1894 — Кн 4, Письма Сильвестра Медведева / Сообщ С Н Браиловского — СПб. 1901, ДурновоН Н “Приветство брачное” Сильвестра Медведева // ИОРЯС — СПб , 1904 — Т 2, кн. 2, Д у р н о в о Н. Н. Сильвестр Медведев. “Приветство брачное, поднесенное царю Федору Алексеевичу 18 февраля 1682 г ” — Харьков, 1912, Медведев Сильвестр Известие истинное // Изд. С А. Белокуров // ЧОИДР — 1885 Кн 4, Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII вв / Вступ ст. подг текста и примеч. А. М Панченко.—Л, 1970, ПанченкоА.М. Придворные вирши 80-х годов XVII столетия//ТОДРЛ —1965 —Т. 21 —С 65—73, ПанченкоА М. Декламация Сильвестра Медведева на тему страстей Христовых // Рукописное наследие Древней Руси — Л , 1972 — С 115—135, ПанченкоА М. Материалы по древнерусской поэзии, I, III // ТОДРЛ.— 1974— Т 28 — С. 370—375, БогдановА П Сильвестра Мед ведева панегирик царевне Софье 1682 г // Па мятники культуры Новые открытия Ежегодник 1982—Л , 1984 — С 45—52. Лит: Козловский И. Сильвестр Медведев Очерк из истории русского просвещения и общественной жизни в конце XVII века — Киев, 1895, ПрозоровскийА Сильвестр Медведев Его жизнь и деятельность — М , 1896, Браиловс-кийС Отношения чудовского инока Евфимия к Симеону Полоцкому и Сильвестру Медведеву. Страничка из истории просвещения в XVII столетии // Русский филолог вестник — Варшава, 1889 — Т 22 — С 262—290, История русской ли тературы. В 10 т — М , Л , 1947 — Т 2, ч 2 — С 353—355; Панченко А М Русская стихотворная культура XVII в—Л, 1973, Илюшина А. Проблема барочной поэтической антро-понимии Имя поэта и его литературная репутация // Барокко в славянских культурах — М , 1982 — С 226, 228, Сазонова Л И Сильвестр Медведев — редактор Симеона Полоцкого (“Вертоград многоцветный”) // Теория и история лите ратуры Киев, 1985 Г 87—96, С а зон о в а Л И Поэзия русского барокко Вторая поло вина XVII — начало XVI11 в М.1991 Л И Сазонова

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Сильвестр Медведев

(в миру Семен) — по предположению г-на Прозоровского, сын подьячего Агафоника и жены его Стефаниды Медведевых; родился, по показанию книги "Остен", в Курске 27 января 1641 года. Относительно юности и первоначального образования С. мы не имеем точных сведений, знаем, что до 1663 или 1664 г., когда он назначен подьячим приказа Тайных дел, он почти все время жил в Курске, научился чтению и письму, и служил уже на родине подьячим или "писцом гражданских дел". Некоторая начитанность, вероятно, была приобретена С. уже в этот период его жизни, благодаря рано обнаружившейся любознательности. Наряду с этим проявлялись и его способности к диалектике: по крайней мере, по свидетельству книги "Остен", он "от юности возраста был многоречив, и остроглаголив, и любоприв..., уста имея бездверна и гортань изжигающий яд душегубительный лжесловия, и язык непремолчно блядущ, яко всему телу его языку мнетися быти". Первые сведения о службе С. в приказе тайных дел имеются в расходных книгах этого приказа за 1665 г., но судя по тому, что С. получает уже не низший подьяческий оклад, можно предполагать, что служба эта началась за 1 или 2 года ранее. Остается С. в приказе до 1670 или 1672 г., а в это время он продолжает свое образование. В июле 1665 г. С., вместе с двумя дворцовыми подьячими, Симеоном и Ильей Казанцами, определяется для научения, "по латыням и грамматики" во вновь отстроенные "хоромы" при Заиконоспасском монастыре; здесь он живет вместе с учителем, Симеоном Полоцким, "в единой келлии" до 1668 г. При помощи "устоглаголанных словес" своего учителя, систематического прохождения курса и обширного чтения С. за это время усваивает языки польский и латинский, изучает риторику, пиитику, историю, философию и богословие; впоследствии этот круг знаний был расширен изучением греческого и, может быть, немецкого языков: по крайней мере недаром С. приобретал немецкие книги. Влияние Полоцкого на С. было очень сильно, и последний всегда высоко ставил авторитет своего учителя. Так, в 1676 г. он писал Полоцкому: "аз превелиим душевным веселием возвеселихся и Его Бога, всяких благ Дателя о таковой ми присножелательной радости благодарил, яко сподобивый мя Он, дивный во избранных своих церковных учителях, в твоем преподобии первую учительскую должность зрети". Благоговейное отношение к учителю сказывается и в тех заботах, какие мы видим впоследствии у С., о сохранении научно-литературного наследия Симеона Полоцкого. 1668—69 гг. вместе с другими подьячими Приказа тайных дел, С. проводит в Курляндии при Ордине-Нащокине, отправленном для переговоров с польскими и шведскими уполномоченными. Подьячие посылались, кроме своей прямой канцелярской обязанности, и "для научения", и в этом отношении поездка принесла С. немало пользы. Нам неизвестно, что делал С. по возвращении из этой командировки в Москву; но в 1672 г. мы видим его в Молченской пустыни около Путивля. Мотивы, побудившие С. удалиться в монастырь, пока еще не выяснены, и только можно догадываться, что в этом случае особенно подействовало на него влияние Симеона Полоцкого, склонявшего своего ученика искать уединения для борьбы с мирскими соблазнами. Но уже в апреле 1673 г. с монахами Евсевием и Пименом С. пишет настоятелю Рыльской Словенской пустыни: "хотяще мы устранитися мира и его молвы прибыли в пустынь, в ней же не обрели желаемого, зане множество человек начаша к нам приходити. Слышавше же о Словенской пустыни, еже от людей устранена, хотяще ю видети, послахом сих братию нашу. Молим твою пречестность, яви к нам твою отеческую любовь, и аще оное место от людей устранено, не изгоняй хотящих нас в оное место прибыти, не воспрорекуй нам и благоволи нам неколикое время ради лучшего познания в ней прожити". Следующий год С. прожил, вероятно, в Словенской пустыни, и в 1674 г. он принимает монашество, а затем с мая 1675 г. в течение 1½ лет он жил в какой-то пустыни Курского Богородицкого монастыря. "За время пребывания С. в Курском Богородицком монастыре до самого переезда его в Москву, говорит г. Прозоровский, мы не имеем никаких определенных сведений о жизни и деятельности С. Одно только для нас несомненно известно, что за это время Медведев не прерывал сношений с внешним миром, от которого он думал "устраниться", и вел переписку со своими друзьями и благодетелями; известно также, что за это время С. продолжал заниматься чтением книг и вообще самообразованием, чему немало, между прочим, способствовало близкое знакомство и частые беседы С. с Исидоровом Сиверцовым, одним из курских жителей, который известен был за "люботщательнейшего святого писания рачителя". В 1677 г. С. приезжает в Москву и с 13 июля остается здесь при Спасском монастыре, так как царь Феодор Алексеевич "благоволил не однократно приказать ему жить на Москве". По догадке г-на Прозоровского, это приказание могло последовать не без влияния со стороны Симеона Полоцкого, так как "Полоцкий, изнуренный уже своею разностороннею деятельностью, быть может, желал видеть около себя своего усердного поклонника-ученика, талантливость которого подавала большие надежды, что он будет деятелем, вполне способным заменить собою сходящего со сцены наставника", а также может быть, что Полоцкий "имел в виду сделать С. своим преемником при дворе государя". Поселившись в Спасском монастыре, где ему, по царскому повелению, была отведена "богатейшая на иных всех келлия", С. находится в постоянном общении со своим учителем, беседует с ним, много читает под его руководством, исполняет при нем обязанности домашнего секретаря; в круг этих обязанностей входят ведение обширной корреспонденции и редактирование литературных трудов Полоцкого. Г. Прозоровский, обстоятельно исследовавший вопрос об участии С. в литературных трудах Полоцкого, приходит к заключению, что "пересмотр и редактирование С. сочинений Полоцкого представляют для нас немаловажный интерес в том именно отношении, что такое занятие послужило для С. наилучшею подготовительною школою к трудам его по должности книжного справщика на печатном дворе. Примеры деятельного участия Медведева в редактировании произведений Полоцкого, обнаруживая в своем авторе близкое знакомство с текстом книг Св. Писания и умение искусною рукою исправлять чужие ошибки и выяснять чужие недомолвки, как нельзя лучше свидетельствуют и с почти непререкаемою очевидностью (особенно если иметь еще в виду ранее приобретенные С. обширные и многосторонние познания) говорят за полную подготовленность Медведева к более или менее успешным занятиям его по должности книжного справщика". На эту должность С. был назначен 19 ноября 1678 г., но уже накануне этого официального назначения патриарх поручил ему, вместе с монахами Иосифом Белым и Никифором Семеновым, "чести книгу Апостол с древними Апостолы рукописанными и харатейными славянскими, с киевскими, кутеинскими, виленскими, с Беседами Апостольскими, и со иными преводы, и ту книгу Апостол в нужных местех править". Как удостоверяет новейшее исследование, в своей работе Медведев с товарищами руководились не только славянскими рукописями, но и греческим текстом, что видно из сохранившегося корректурного экземпляра их издания. 25 сентября 1679 г. труд был совершенно закончен, и Апостол, рассмотренный предварительно комиссией под председательством патриарха, выпущен в свет. Кроме этого важнейшего труда С. принимал участие и в других многочисленных изданиях Печатного двора, деятельность которого, как показывает простой перечень его изданий, была за это время весьма обширна. В 1680 г. умер Симеон Полоцкий, и С., унаследовавший всю библиотеку своего учителя, оплакав его в "надгробном надписании", решается приняться за собирание и издание его сочинении, на что скоро последовало царское повеление. В следующем году уже выпускается "Обед душевный", а в 1683 г. — "Вечеря душевная", причем редактирование производилось С. так же тщательно, как и при жизни его учителя. Ставши издателем сочинений Полоцкого, С. вместе с тем явился преемником его просветительной деятельности. Вскоре после смерти Полоцкого Медведев назначается строителем Заиконоспасского монастыря. Эта должность, как разъясняет г. Прозоровский, "по своему значению равнялась должности игумена или архимандрита того или другого монастыря: строитель — тот же настоятель известного монастыря, на обязанности которого было "братью и слуг и крестьян ведать, о всяких монастырских делах радеть неоплошно — в монастыре церковь Божию и монастырь, и на монастыре кельи и всякое церковное и монастырское строение строити, и совет с братьею единодушно и безмятежно имети". Был ли возведен С. в сан игумена или архимандрита, как полагает г. Прозоровский, мы сказать не можем, по неимению вполне определенных указаний, официальным же его титулом навсегда остается "строитель". Согласно прямому назначению своей должности, С. много заботится о материальном устройстве Спасского монастыря, но главным его делом также, как и у Полоцкого, является строительство духовное, забота о русском просвещении, в чем он находит для себя поддержку прежде всего в царе Федоре Алексеевиче, который относится к нему с глубоким уважением и любовью, видя в нем "дух премудрости". Благодаря такому расположению царя, С. скоро занимает при дворе то же положение, что принадлежало его учителю, Полоцкому; он становится придворным поэтом, пишет "Приветство брачное" по поводу вступления царя во второй брак, а по смерти государя сочиняет "Плач и утешение двадесятьма двема виршами, по числу лет его царского величества, яже поживе в мире". Своим положением при дворе С. пользуется также, как и его учитель, для просветительных целей. 15 января 1682 г., по ходатайству С., последовал царский указ о строении у Заиконоспасского монастыря "для ученья двух келлий поземных", и в том же году, вероятно, началась и деятельность новой школы, открытой по желанию "царя мудростилюбца". В этой школе, число учеников которой, конечно, не было особенно велико, С. преподавал "грамоту, словенское учение и латынь"; обучение имело характер религиозно-нравственный. С течением времени С. мечтал о значительном расширении своей преподавательской деятельности и о дальнейшем развитии основанного им учреждения; свою небольшую школу он думал обратить в академию, для чего составил "привилей", поднесенный им царевне Софии Алексеевне 21 января 1685 г. В школьных формах стихотворного "вручения" к этой привилегии выражается искренняя радость С., что "в Москве невежества темность прогонится", что отнимается от нас поношение, "яко Россия не весть наук знати", что "все россы просветятся". В этих скованных правилами схоластической пиитики стихах проглядывает то же одушевление во имя науки, что так ярко сказалось впоследствии в ложноклассических одах Ломоносова. Может быть, и не совсем случайно параллель между этими двумя радетелями нашего просвещения идет еще дальше: как у Ломоносова антагонистами являлись пришлые люди, "наук российских недоброхоты", так и С. в своих мечтах об основании академии встретился с чужеземными учителями, "самобратиями" Иоанникием и Софронием Лихудами. Учредить академию пришлось не ему, а этим двум грекам, с которыми скоро возникло у него препирательство, правда, по другому поводу, спор, доходивший до таких крайностей, что его наблюдателям и участникам он казался подобным "сикилийскому огню". Возгорелся этот "сикилийский огонь" из-за вопроса о времени пресуществления Св. Даров в таинстве Евхаристии. В сущности вопрос этот являлся поводом к выяснению основной культурной тенденции С. и его кружка, их стремления избавиться от безусловного авторитета греков в делах просвещения и избрать иной путь духовного развития. Эта тенденция довольно ясно видна в следующих словах С.: "Елико в Россию греков духовного чина приезжают, то оных наши духовнии едва не всех вопрашивают: како они ныне верят, и как у них в чинех церковных творится? дабы и нам с вами всегда быти во всем согласным. И еже они поведают: ныне у нас сице и сице творится, то и наши духовнии, не справяся о оном с писанием древних св. отец и со уставами, абие яко младенцы, учителем уподобляющеся, весьма тщатся по словеси греков такожде творити. А оных греков спросити не хощут, тако ли прежде у них издревле быша или не тако, и чесо ради ныне у них такое бысть пременение, дабы они о том писанием ответ дали, и оное бы их писание согласити зде с писанием древних св. отец и со уставы, и согласная бы и правая держати, а несогласная и ново от них вводная отревати... А ныне, увы! нашему таковому неразумию вся вселенная смеется, — не точию же та, но и сами тии нововыезжие греки смеются и глаголют: “Русь глупая, ничтоже сведущая”. И не точию тако глаголют, но и свиниами нас быти нарицают, вещающе сице: “мы куды хощем, тамо духовных сих и обратим, — видим бо их, ничтоже самих знающих, и нам, яко бессловесны суще, во всем, в нем же хощем, последствуют”". При таком взгляде на греков С. не мог примириться с той авторитетной ролью в делах просвещения, на которую изъявили притязание братья Лихуды и которую им удалось занять, благодаря поддержке патриарха Иоакима. Столкновение между двумя партиями, медведевской, латинствующей, или скорее питавшей склонность к западному просвещению, и лихудовской, греческой, имело внешним поводом, как уже сказано, вопрос о времени пресуществления Св. Даров. 15 марта 1685 г., в диспуте с Яном Белободским, против которого уже в 1681 г. действовал С., Лихуды, споря о разных богословских предметах, высказали между прочим мнение, что пресуществление Даров совершается не при произнесении слов Спасителя: "Примите и ядите" и т. д., но при молитве священника, совершающего литургию. Мнение, отвергнутое Лихудами, встретило многих защитников, во главе которых стал С.; на Руси это латинское мнение, установленное Флорентийским собором, не было новостью: оно без противоречия принималось в Западной России, да и в Московском государстве успело прочно утвердиться, даже было незадолго перед тем принято на соборе самим патриархом Иоакимом, который теперь стал на сторону Лихудов. Спор, возникший между двумя партиями, вскоре принял очень острый характер и увлек все общество, так что, по свидетельству современника, о пресуществлении Св. Даров "разглагольствовали не токмо мужи, но и жены и дети, везде друг с другом — в схождениях, в собеседованиях, на пиршествах, на торжищах, и где-любо случиться кто друг с другом, в яковом-любо месте, временно и безвременно". Начата была полемика сочинением С., вышедшим в 1685 г. под заглавием: "Книга, глаголемая хлеб животный, изъясненная вкратце христианские ради общеуверительные пользы душе, и от соблазнодетельных и сумнительных помыслов, на общее спасение всему христианству: о пресвятейшей тайне, преданней и утверженней самем Господом нашим Иисус Христом. О Евхаристии или, рекше, о пречистых тайнах тела и крове Господни. В ней же различная изобретаются собеседования со благопрением, ко множайшему уверению, со вопросы и ответы ученика со учителем любезным, от Св. Евангелия, и посланий апостольских, и писаний богоносных отец, — ко увещанию его твердому". Как видно из этого заглавия, сочинение имеет диалогическую форму; в нем излагаются доводы в защиту латинского по существу мнения, разделяемого С., характер изложения спокойный и умеренный. В ответ на "Хлеб животный" известный чудовский инок Евфимий написал резко-обличительное сочинение: "Показание на подверг латинского мудрования, подвергаемый под св. восточную православную церковь". Однако спор этим не мог завершиться, так как греческая партия не признавала, вероятно, опровержения Евфимия достаточно убедительным, и в конце 1687 г. было выпущено новое обличение мнений С. "тетрати церкве святые возмутителей и слову Божию", вызвавшие сперва ответ С., дошедший до нас в незначительном отрывке, а затем обширное его сочинение, озаглавленное: "Книга о манне хлеба животного, еже есть: о теле и о крови Христове яже всем верующим, яко Господними глаголы, а не иными пресуществление бывает, услаждает, насыщает, увеселяет, и от грех очищающи и спасающи живот вечный им дарует". Эта книга, отличающаяся резкими выходками против Лихудов, была выпущена в свет не сразу, а первоначально С. издал только часть ее "Предисловие к читателю". Останавливаясь только на внешних фактах полемики, мы не касаемся содержания всех этих сочинений; укажем лишь, что в этой своей большой книге С. обращается, как к своей стороннице, к царевне Софии Алексеевне. Ответом на "Манну" была столь же обширная книга Лихудов "Акос, или врачевание, противополагаемое ядовитым угрызениям змиевым", вышедшая в декабре 1687 г. Почти через год после этого С. издал "Известие истинное", в котором излагает историю книжного исправления в Москве, а перед этим перевел латинское сочинение Кассандра "Книгу, глаголемую церковносоставник", касающуюся того же вопроса о пресуществлении. Завершается полемика сочинением Лихудов "Показание истины" и затем официальным церковным осуждением мнения С. Но во время последних актов этой полемики подготавливался печальный конец и самому С. 12 марта 1689 г. он был отстранен от должности книжного справщика, а затем гибельным для С. оказалось покровительство царевны Софии и Ф. Шакловитого. 30 и 31 августа, при начавшемся розыске о Шакловитом, стрельцы Сапогов и Чечотка донесли о сообщничестве С. в умыслах партии Шакловитого, и о намерении этой партии, убив патриарха Иоакима, возвести на его место С. Последствием доноса было в тот же день повеление Петра Великого о привлечении С. к розыску. Попытка бежать оказалась неудачной: в Дорогобуже С. был схвачен. Никакие пытки в сущности не могли подтвердить справедливости извета против С., но тем не менее 5 октября было повелено С. "за его воровство и за измену и за возмущение к бунту казнить смертью — отсечь голову". Однако приговор был приведен в исполнение более чем через год, покуда же С. был "дан в твердое хранило на соблюдение с его единомышленниками до времене, еже прияти достойную казнь зломысля своего, подобную Ф. Шакловитому", т. е. до конца всего розыска. "Твердым хранилом" была тюрьма Троице-Сергиева монастыря. Наконец, 11 февраля 1691 г. казнь была исполнена. Так окончил свою жизнь этот человек, много потрудившийся для русского просвещения в первые моменты его зарождения, весьма выдающийся писатель и ученый, справедливо названный Ундольским за составленное им "Оглавление книг, кто их сложил" отцом славяно-русской библиографии.


"Описание рукописей Моск. Синод. библиотеки", составл. Горским и Невоструевым. — "Остен", изд. в Казани, 1865. — Ундольский, "Сильвестр Медведев, отец славяно-русской библиографии" ("Чт. Общ. Ист. и Др. Росс.", 1846). — Браиловский, "Кто же был первый русский библиограф" ("Ж. М. Н. Пр.", 1897, № 10). — "Розыскные дела о Ф. Шакловитом", СПб., 1884. — Белокуров, "Сильвестра Медведева Известие Истинное", М., 1886. — Аристов, "Московские смуты в правление царевны Софьи Алексеевны", В., 1871. — Миркович, "О времени пресуществления св. Даров", Вильна, 1886. — Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский", СПб., 1891. — Майков, "Очерки истории русской литературы ХVІІ и ХVIII вв.". — Татарский, "Симеон Полоцкий", М., 1886. — Козловский, "Сильвестр Медведев. Очерк из истории русского просвещения и общественной жизни в конце ХVII в.", К., 1894. — Прозоровский, "Сильвестр Медведев, его жизнь и деятельность", М., 1896. — Сменцовский, "Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковной жизни конца ХVІІ и начала ХVIII вв.", СПб., 1899. — См. также общие труды по русской истории, по истории русской литературы и церкви.


А. Бороздин.


{Половцов}





Сильвестр Медведев


(в миру Симеон) — духовный писатель (1641—91). Был подьячим сначала в Курске, потом в Москве. В 1665 г. поступил в новооткрытую школу Симеона Полоцкого, где пробыл 3 года, изучил латинский и польский языки, риторику и пиитику, познакомился с историей, богословием, философией и сделался ревностным учеником и последователем Симеона. Сопровождал боярина Ордина-Нащокина в Курляндию, а потом в Андрусово при заключении мира. В 1674 г. принял монашество в Путивле. В 1677 г. вернулся в Москву и скоро был назначен справщиком и книгохранителем на московский печатный двор; принимал большое участие в исправлении церковных книг. По смерти Полоцкого в 1680 г. С. сделался главою той партии малорусских ученых в Москве, представителем которой был его учитель. Он был назначен строителем (настоятелем) Заиконоспасского монастыря. Унаследовав положение Полоцкого при дворе, он занял его место и в церковно-общественной деятельности; он же был и придворным стихотворцем: написал "Приветство брачное" по случаю бракосочетания царя Феодора Алексеевича и "плач" о его смерти, надгробную эпитафию своему учителю, высеченную на гробнице Полоцкого, и т. д. Когда в 1681 г. явился в Москву чужеземец Ян Белободский, Медведеву поручено было обличить Белободского в ереси: он составил, по поручению патриарха, ответ на "Wyźnanie Wiary" Белободского. С согласия царя С. в 1682 г. завел школу в Заиконоспасском монастыре, которая, как и школа Полоцкого, отличалась своим латинским направлением: в ней учились "латинскому языку". С. думал превратить свою школу в академию и в 1685 г. представил царевне Софье на утверждение "привилей" академии в стихах; но с появлением братьев Лихудов и открытием ими своей школы прочие школы в Москве прекратили свое существование. К концу 80-х годов XVII стол. возник в русской церкви спор о времени пресуществления св. даров в таинстве Евхаристии; этот спор, будучи чисто богословским, имел весьма большое значение в истории нашего развития, ибо он касался вопроса о том, основывается ли вера на предании (православная церковь) или на мышлении (католическая). Спор этот начался еще до приезда Лихудов, но усилился особенно при них. С. вслед за Полоцким защищал распространенное во всей Киевской Руси латинское мнение о том, что пресуществление св. даров бывает при произнесении священником слов И. Христа "приимите, ядите" и "пийте от нея вси"; противники С., Лихуды и инок Евфимий, на стороне которых стоял и патриарх Иоаким, утверждали, что дары пресуществляются лишь по молитве к Богу отцу о ниспослании св. Духа силою заслуг И. Христа. С. написал "Книгу глаголемую хлеб животный", на которую Евфимий ответил сочинением "От св. отец на защищение восточные церкве тетради и т. д.". В ответ на это сочинение С. в 1687 г. написал — как он говорит по указу царицы Софьи Алексеевны, — "Книгу о манне хлеба животного", в которой прежний спокойный тон речи превратился в раздражительный, полемический; вслед за тем он написал "праведный ответ" на "тетради" Лихудов и, также против Лихудов, опровержение: "Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем" (1688), важное для истории исправления книг при Никоне. Между тем положение С. сделалось шатким: он был устранен от должности справщика на печатном дворе; пущена была молва, что С. хотел убить патриарха; одно время его келья охранялась стрельцами на случай нападения патриарших людей. Замешанный в заговоре Шакловитого, С. бежал из Москвы, но был схвачен в Дорогобуже и отправлен в Троице-Сергиевский монастырь, где производилось следствие о заговоре Шакловитого. С. был лишен иноческого образа, подвергнут пыткам и приговорен к смертной казни "за воровство и измену и за возмущение к бунту" (1689). После суда С. "до пролития крови" был отдан "в твердое хранило", т. е. в крепкую тюрьму в Троицком монастыре, где он подвергался увещаниям с целью довести его до сознания в ереси; существует его "покаянное отречение от ереси", подлинность которого, впрочем, подлежит сомнению. После двухлетнего заключения С. был казнен. Кроме вышеуказанных сочинений, С. написал: "Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся в гражданстве, представляющее записки о стрелецком бунте 1682 г." (г. Браиловский оспаривает принадлежность "Созерцания" Сильвестру) и "Оглавление книг кто их сложил", давшее Ундольскому возможность назвать С. "отцом славяно-русской библиографии". Это первый вполне научный библиографический труд в России, стоящий на уровне лучших новейших работ (ср. Библиография). Мнение проф. Соболевского о принадлежности этого труда не С., а Славинецкому, едва ли правильно. Сохранилась также переписка С. с Полоцким. Личность С. Медведева начала выясняться лишь в последнее время: в XVII в. противники его называли его "ересиархом", виновником "новоявльшейся латинской дымящейся главни Аркудиевы или Медведевы"; долгое время о нем вовсе нельзя было писать, сочинения его хранились за печатью до 50-х годов XIX стол.; его сочинение "Манна" до сих пор не может быть издано полностью, хотя еще митрополит Филарет указывал, что "не представляется причин держать это сочинение под печатью, и нет сомнения внести его в опись библиотеки (синодальной) открыто". До недавнего времени повторялись отзывы противников С., что это был "неук", латинник, грубый честолюбец, возмутитель, понесший достойную казнь. Новейшие исследования большею частью опровергают эти отзывы. Несомненно, что С. был обучен гораздо более, чем многие из его противников. Относительно мнения, которого придерживался С. в вопросе о пресуществлении св. даров и которое получило название "латинского", имеются указания, что до приезда в Москву Лихудов в Великороссии (и особенно в Малороссии) существовало именно такое латинское мнение как среди многих представителей церкви, так и в богослужебных книгах. Следствие об участии С. в заговоре Шакловитого и о мнимых намерениях его убить патриарха с целью занять его место велось чрезвычайно пристрастно. Медведев не был ни изменником, ни заговорщиком: он пал жертвою борьбы "греческого учения" и "латинской части". Ср. В. Ундольский, "С. Медведев, отец славяно-русской библиографии" (в "Чтениях Моск. общ. ист. и древ. росс.", 1846 г., № 3 и отд., М., 1846; здесь же издано "Оглавление книг кто их сложил"); Н. Аристова "Московские смуты в правление царевны Софьи Алексеевны" (В., 1871); "Розыскные дела о Ф. Шакловитом и его сообщниках" (изд. археографич. комиссии, т. I, СПб., 1884); С. Белокуров, "С. Медведева Известие истинное православным" (с предисловием и примечаниями, в "Чтен. Общ. ист. и древн.", 1885, кн. 4; отд. изд., М., 1886), "Остен. Памятник русс. дух. письм. XVII в." (Каз., 1865; составителем этой книги был враг С., монах Евфимий); П. Зубовский, "К биографии С. Медведева" ("Журн. Мин. нар. просв.", 1890, № 9); И. Козловский, "С. Медведев. Очерк из истории русского просвещения и общественной жизни в конце XVII в." (Киев, 1894); А. Прозоровский, "С. Медведева Созерцание краткое" и т. д. (в "Чтен. Общ. ист.", 1894, кн. 4); его же, "С. Медведев, его жизнь и деятельность (в "Чтениях" 1896, отд. М., 1896, здесь же и литература о С.); статьи А. Н. Пыпина в "Вестнике Европы", 1894 г. № 11, и 1897, № 11); ст. Браиловского в "Журн. Мин. нар. просв." 1897, № 10; его же, "Кто же был первый русский библиограф?" ("Русс. филолог. вестник", 1896, № 3—4); П. Соколов, "Первый придворный стихотворец из воспитанников Моск. заиконоспасской школы" (в "Чтениях общ. любит. дух. просв.", 1886, № 1).


{Брокгауз}





Сильвестр Медведев


— см. Медведев, Симеон.


{Болховитинов}





Сильвестр Медведев


(Симеон) — 1679—1689 г. справщик московск. печатного двора, строит. и игум. москов. Заиконоспасск. мон., ректор Москов. акад., писатель; (казнен) † 11 февр. 1691 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
172.76 кб

Сильвестр Медведев, курские монастыри и местные рукописные памятники XVII века (опыт гипотетического

Т. Н. Арцыбашева
В статье на основе приведенных разными источниками данных реконструируется пятилетнее пребывание Симеона-Сильвестра Медведева в курских монастырях XVII в.