СИЛЬВЕСТР

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сильвестр
летописец, один из авторов и составителей ПВЛ, игумен Выдубицкого моностыря. В1115 г. участвовал в перенесении мощей св.Бориса и Глеба в новую каменную церковь.
ПВЛ: 188,199, 390,401.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Сильвестр
(? - 1566) – священник, протопоп кремлевского Благовещенского собора, духовник царя Ивана IV Грозного. Один из руководителей Избранной рады. По взглядам был близок к нестяжателям. Умер в ссылке в Соловецком монастыре.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

СИЛЬВЕСТР
(?—1566) — священник, духовник Ивана IV, служил в Благовещенском соборе Московского Кремля, оказывал большое влияние на Ивана IV, будучи членом Избранной Рады. Автор «Домостроя» и многих посланий. С 1560 г. в опале, постригся в монахи.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

СИЛЬВЕСТР
?-1123), писатель, игумен Михайловского Выдубецкого монастыря. Один из составителей "Повести временных лет". С 1118 епископ Переяславля Южного. Был близок к Владимиру Мономаху, играл видную роль в политических и церковных делах Киевской Руси.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

СИЛЬВЕСТР
(XVI в.) – писатель, протопоп Благовещенского собора Московского Kремля. В начале царствования Иоанна Грозного имел на него большое влияние, затем был удален от двора, постригся в монахи. Ему приписывается авторство «Домостроя» – учительной книги об укладе семейной жизни.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

СИЛЬВЕСТР
ок. 1055-1123), игумен Выдубицкого Михайловского монастыря, ученик св. Феодосия, с 17 лет - в Киево-Печерском монастыре. С 1119 - епископ Переяславский. Сильвестр - составитель второй редакции "Повести временных лет". По мнению А.Г. Кузьмина, Сильвестру принадлежат многие добавления в тексте этой летописи.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

СИЛЬВЕСТР
? - ок. 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540-х гг. С 1547 оказывал большое влияние на Ивана IV. Член Избранной рады. С 1560 в опале, постригся в монахи. Автор особой редакции "Домостроя", а также посланий, в которых трактовал вопросы прав и обязанностей государя, светских и церковных деятелей с позиций, близких к нестяжателям.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

СИЛЬВЕСТР
1. (ум. 1123) - древнерус. писатель и церковный деятель кон. 11 - 1-й четв. 12 в. Игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве, основанного Всеволодом Ярославичем и ставшего семейным монастырем рода Всеволода и его сына Владимира Мономаха. В 1118 С. был поставлен епископом в Переяславль Южный. Как человек, близкий Мономаху, С. играл видную роль в политич. и церк. делах Киевской Руси. Он известен как составитель 2-й редакции Повести временных лет.

Лит.: Приселков М. Д., Очерки по церк.-политич. истории Киевской Руси X-XII вв., СПБ, 1913; его же, История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940; История рус. лит-ры, т. 1, М.-Л., 1941, с. 279-284. 2. (ум. ок. 1566) - рус. политич. деятель и писатель 16 в. Родом из зажиточных новгородцев, был священником в Новгороде, с 1540-х гг. - в Благовещенском соборе Моск. Кремля. В дни Московского восстания 1547 С. осмелился произнести обличительную речь против молодого царя. Этот эпизод способствовал росту его влияния на Ивана IV и придворные круги. С. стал одним из руководителей пр-ва Избранной рады. Он - идейный руководитель росписей царских палат в Кремле. С. был близок Владимиру Андреевичу Старицкому, а с 1553 постепенно сблизился с боярскими группировками, оппозиционными царю и его родственникам Захарьиным. В 1560 был удален от двора, постригся в монахи и в дальнейшем пребывал в сев. монастырях. Среди исследователей нет единства в оценке обществ. взглядов С. Видимо, он был близок по своим воззрениям к нестяжателям. С. оставил публицистич. соч. (послания), в к-рых трактует вопросы о правах и обязанностях государя, правительств. и церк. деятелей. Ему принадлежит новая редакция Домостроя. С. был собирателем рукописных книг, организатором изготовления таких книг и икон.

Лит.: Зимин A. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Шмидт С. О., К изучению "Истории" князя Курбского (о поучении попа Сильвестра), в сб.: Славяне и Русь, сб. статей, М., 1968.

С. О. Шмидт. Москва. 3. (Sylvestre), Камиль (12.II.1916 - 24.XII.1962) - деятель рабочего движения о. Мартиника. Род. на о. Мартиника в г. Фор-де-Франс в семье рабочего-металлиста. Еще в юношеские годы С. связал свою жизнь с идеями коммунизма. Журналист по профессии, он активно выступал в прогрессивной печати в защиту интересов угнетенного народа Мартиники. В 1947 избран в секретариат Мартиникской федерации Франц. коммунистич. партии. В 1952-57 С. - политич. секретарь федерации. Находясь на этом посту, С. играл важную роль в создании в 1957 Мартиникской коммунистической партии (МКП) и стал ее ген. секретарем (1957-62). До последних дней жизни С. неустанно боролся за объединение демократич. сил страны и освобождение Мартиники от колон. ига. С. возглавлял делегации МКП на Моск. совещании представителей коммунистич. и рабочих партий (1960) и на XXII съезде КПСС (1961).

H. А. Мигина. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Сильвестр

— священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление С. в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг.: он или был вызван из Новгорода митрополитом Макарием, знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При такой постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил появление С. в Москве кн. Курбский: увлеченный библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, он рисует эффектную картину исправления молодого царя под влиянием С. Еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин, изобразив С. являющимся пред Иоанном в момент московского пожара 1547 г. "с подъятым, угрожающим перстом" и с пламенною обличительною речью. В этой речи С., по словам Курбского, указывал Иоанну на какие-то "чудеса и аки бы явления от Бога", причем Курбский замечает об этих чудесах: "не вем, аще истинные або так ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов умыслил был себе сие". К подобному "благокознению" С. прибег, по объяснению Курбского, с тою же целью, с какою отцы иногда стараются подействовать на своих детей "мечтательными страхами". Каковы были чудеса, о которых рассказывал С., мы не знаем, но что это педагогическое средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам Иоанн, упоминая в письме к Курбскому о "детских страшилах". Д. П. Голохвастов и арх. Леонид полагают, что указанными "страшилами" могли быть те примеры из библейской, византийской и русской истории, которые приведены в послании С. к Иоанну, находящемся в так наз. Сильвестровском сборнике. Как бы то ни было, влияние С. на молодого царя началось с 1547 г. Духовником царя С. не был, так как за время его близости к царю эту должность занимали другие лица; официального участия в церковных и государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна С. не принимал; воздействие его было неофициальное, через других выдающихся по своему положению людей. Благодаря его связям оно могло быть сильным: недаром же и для Иоанна, и для Курбского С. наряду с Адашевым являлся передовым вождем "избранной рады". В 1553 г. начинается "остуда" царя к С. из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в 1560 г. С. окончательно удаляется от двора, так как царь уже вполне утвердился в подозрении, что бояре, "подобно Ироду, грудного младенца хотели погубить, смертию света сего лишить, и воцарить вместо его чужого". Мотивом к такому окончательному повороту была смерть царицы Анастасии, происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей С. постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где и постригся с именем Спиридона. Курбский утверждает в своей "Истории", что С. был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не подтверждается другими источниками. Год смерти С. неизвестен: Голохвастов принимает дату 1566 г., но прочных оснований для нее не указывает. Умер С. в Кирилловом монастыре, а не в Соловках, судя по тому, что его "рухлядь" пошла на помин его души именно в Кириллов монастырь. После С. в этих двух монастырях остались некоторые рукописи, пожертвованные им еще до опалы. Такого рода пожертвования подтверждают известие о любви С. к просвещению. Из собственных его сочинений известны два послания к князю Александру Борисовичу Шуйскому-Горбатому, одно — разъясняющее ему обязанности царского наместника, а другое — утешительное после опалы, а также упомянутое выше послание к царю, отличающееся яркостью образов и энергией увещания. Важнейшим трудом С. следует признать редакцию "Домостроя". В этом замечательном памятнике литературы XVI века несомненно С. принадлежит 64-я глава, "Послание и наказание от отца к сыну", называемая "Малым Домостроем" и отличающаяся преимущественно практическим характером; С. старается внушить своему сыну житейскую мудрость, доходя в этом отношении иногда до крайности. Это было причиной весьма сурового отзыва Соловьева, указавшего, что все христианские добродетели понимаются С. с точки зрения материальной пользы и в его советах сквозит человекоугодничество, которое не может быть осуществлено без сделок с совестью. Что касается предшествующих глав "Домостроя", то они, вероятно, не были собственным произведением С., а явились результатом постепенного накопления правил, касавшихся обязанностей религиозных и семейно-общественных, а также домашнего хозяйства. По мнению профессора Некрасова, "Домострой" сложился в Новгороде и изображает жизнь богатого человека. Это мнение встретило довольно веские возражения со стороны г-на Михайлова, который указал в "Домострое" много черт чисто московских, а те особенности, которые признавались г-ном Некрасовым исключительно новгородскими, наметил в сильной степени и в московском быту. Такое же разногласие существует и относительно редакций "Домостроя": г-н Некрасов признает древнейшей редакцией список Общества истории и древностей, а список Коншинский считает московской (принадлежащей С.) переделкой памятника; г-н Михайлов считает первоначальной (принадлежащей С.) редакцией Коншинский список как представляющий большую стройность и внешнюю, и внутреннюю, чем список Общества, который является в некоторых частях не совсем умелой компиляцией. Во всяком случае участие С. в составлении "Домостроя" не отвергается исследователями, но вопрос о степени этого участия еще нельзя считать окончательно решенным; указания г-на Михайлова на сравнительную древность редакций памятника более обоснованы, чем заключения г. Некрасова, но требуют еще дальнейшей разработки. Не решен также вопрос, как понимать "Домострой": есть ли это идеал, к которому стремилась русская жизнь XVI в., или прямое отражение действительности? Из источников "Домостроя" многие указаны г. Некрасовым: это — Св. Писание, творения отцов церкви, "Стослов" Геннадия и др. Г-ном Некрасовым рассмотрены также и аналогичные "Домострою" произведения литератур западных и восточных; но, в сущности, такие сравнения, указывая на сходство или различие отдельных черт, ничего не дают для объяснения происхождения самого памятника. То же надо сказать и о попытке г-на Бракенгеймера провести параллель между нашим "Домостроем" и одним византийским литературным произведением. По содержанию "Домострой" делится на три части: 1) "о строении духовном"; здесь излагаются правила религиозного характера, рисуется аскетический идеал "праведного жития"; наставления регламентируют малейшие подробности духовной жизни, так что указывается даже, как содержать иконы в чистоте; 2) "о строении мирском" — ряд правил о том, как обращаться с женой, детьми, домочадцами; в этих правилах отражается грубость нравов, развившаяся у нас под влиянием татар, хотя не следует забывать, что в эту эпоху плетка по отношению к жене и сокрушение ребер младенцев как воспитательное средство совсем не были чужды и западноевропейским нравам; 3) "о строении домовном" — множество мелочных наставлений по части домашней экономии.


См. Голохвастов и арх. Леонид, "Благовещенский иерей С. и его писания" (М., 1874); еп. Сергий (Соколов), "Московский благовещенский священник С. как государственный деятель" (М., 1891); "Сборник госуд. знаний", т. II (статья Замысловского, СПб. 1875); Некрасов, "Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского "Домостроя" (М., 1873); "Журнал М. Н. Пр.", т. 261, 262, 263 и 270 (статьи г-на Михайлова и ответ г-на Некрасова); Бракенгеймер, "Άλεξίоν Коμνηνоυ πоίημα παραιν ετικόν в сравнении с русским Домостроем" (Одесса, 1893); Ключевский, "Два воспитания" ("Рус. мысль", 1893). Издания Домостроя — 1849 г. во "Временнике" Моск. Общ. Ист. и Древн. (Голохвастова), 1867 г. (Яковлева, СПб.) и 1887 (Одесса). Послания С. изданы Н. И. Барсовым в "Христианском Чтении", 1871 г. Важна также статья И. Н. Жданова "Материалы для истории Стоглавого собора" ("Журнал М. Н. Пр.", 1876).


А. Бороздин.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Сильвестр Медведев, курские монастыри и местные рукописные памятники XVII века (опыт гипотетического

Т. Н. Арцыбашева
В статье на основе приведенных разными источниками данных реконструируется пятилетнее пребывание Симеона-Сильвестра Медведева в курских монастырях XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

Игумен Сильвестр и поп Василий - одно лицо

Зиборов Виктор Кузьмич
Статья посвящена русским летописцам XI-XII вв. Исследователь утвер-ждает, что известные из летописных записей этого времени два имени летописцев Сильвестр и Василий на самом деле принадлежали одному человеку.
Читать PDF
0.00 байт

Записи богословских лекций Сильвестра Кулябки в Киево-Могилянской академии в 1739-1745 гг

Суториус Константин Владимирович
Статья посвящена обзору рукописей с разделами богословского курса, которые преподавал в Киево-Могилянской академии Сильвестр Кулябка с 1739/40 по 1744/5 уч. г.
Читать PDF
0.00 байт

Миф об избранности ирландцев: от «Книги Захватов Ирландии» до Сильвестра о’Хэллорана

Левин Феликс Евгеньевич
В статье исследуется эволюция мифа об избранности ирландцев как одного из важнейших аспектов ирландской идентичности и анализируется его информационное содержание.
Читать PDF
0.00 байт

«Житие папы Сильвестра» и поиски идеи христианской империи: проблемы рукописной традиции в контексте

Старостин Дмитрий Николаевич
Рассматривается формирование образа христианского императора Константина Великого в контексте процессов создания новых концепций власти в раннем Средневековье.
Читать PDF
0.00 байт

«Заповедная роща» св. Сильвестра Обнорского

Чернецова Светлана Борисовна
В статье рассматриваются некоторые аспекты традиции почитания деревьев в контексте духовно-исторического развития сельской округи Верхнего Поволжья. Исследование охватывает период с XIV по XX в. н. э.
Читать PDF
0.00 байт

БОГОСЛОВСКИЙ КУРС СИЛЬВЕСТРА КУЛЯБКИ В КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ АКАДЕМИИ (1741-1745) И ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ЛЮТЕ

Суториус Константин Владимирович
Курсы богословия, которые преподавались в Киево-Могилянском коллегиуме/академии в конце XVII и первой половине XVIII в., носят в большей или меньшей степени компилятивный характер.
Читать PDF
0.00 байт

О списках Путешествия в Святую Землю Сильвестра и Никодима в 1722 г.

Федорова Ирина Владимировна
Работа посвящена изучению рукописной традиции «Описания путешествия иеромонаха Рыхловского Николаевского монастыря Сильвестра и Никодима в Царьград и Иерусалим в 1722 г.».
Читать PDF
0.00 байт

Валентин Сильвестров: штрихи к портрету композитора

Протасова П. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Жанр постлюдии в творчестве В. Сильвестрова (на примере камерно-инструментальных произведений 1980-х

Мишина Александра Михайловна
Статья посвящена формированию стилистических и драматургических особенностей жанра постлюдии в творчестве украинского композитора В. В. Сильвестрова.
Читать PDF
0.00 байт

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА ФОРТЕПИАННОГО ЦИКЛА В. В. СИЛЬВЕСТРОВА «ТРИ БАГАТЕЛИ» ОР. 1 (2005 Г.)

Свешникова Ю. В.
В статье автор на основе художественно-эстетического анализа выявляет особенности музыкального языка Цикла миниатюр «Три багатели ор. 1» современного украинского композитора Валентина Васильевича Сильвестрова
Читать PDF
0.00 байт

РАЗМЫШЛЯЯ О ФЕНОМЕНЕ СИЛЬВЕСТРОВА...

Штуден Лев Леонидович
Настоящее эссе представляет собою монолог-размышление о музыке выдающегося украинского композитора Валентина Сильвестрова.
Читать PDF
0.00 байт

Поезія Сильвестра Яричевського та український передсимволізм рубежу XIX – XX віків

Челбарах Валентина
У статті здійснено спробу з’ясування стильової моделі передсимволізму кінця ХІХ – початку ХХ століття в українській поезії і, зосібна, у творчості С.
Читать PDF
0.00 байт

ПОЕЗІЯ СИЛЬВЕСТРА ЯРИЧЕВСЬКОГО В КОНТЕКСТІ ЛІТЕРАТУРНИХ ТЕНДЕНЦІЙ ПОРУБІЖЖЯ ХІХ – ХХ віків

Челбарах Валентина Василівна
У статті здійснено спробу висвітлення смислових особливостей поетичного доробку С.Яричевського, розмаїття художніх засобів його лірики та ліро-епосу.
Читать PDF
0.00 байт

«Домострой» Сильвестра в оценке казанских учёных XIX века

Комар Наталья Геннадьевна
В статье освещается взгляд на «Домострой» в дореволюционных работах казанских учёных И.Я. Порфирьева, С.П. Шестакова и А.С.

Похожие термины:

  • Гогоцкий, Сильвестр Сильвестр

    проф. философии Киевск. унив., р. 5 янв. 1813 в Каменец-Подольске, с. протоиерея, † в с. Некратах, Киевск. у., 29 июня 1889. {Венгеров}
  • Сильвестр, епископ Холмский в 1392 г

    — епископ Холмский и Бельский. Упоминается епископом на Холмской кафедре в 1392 году. Литература: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 3, с. 649 (приложение).
  • Сильвестр, 1511—14 г

    игумен Ферапонтовой пустыни. {Половцов}
  • Сильвестр, 1461 г

    архимандрит Воскресенского череповецкого мон. {Половцов}
  • Сильвестр, епископ Холмский в 1469 г

    (Савва) — епископ Холмский и Бельский. Упоминается епископом на Холмской кафедре в 1468—1470 годах. Литература: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 5, с. 520 (прило
  • Сильвестр, 1547

    † 156? г. священник Благовещенского кремлевского собора, советник Грозного, кончивший жизнь в монахах в Соловецком мон. Автор "Домостроя" (кажется, его прозвание было Сысоев, а мон. имя Сергий?). {
  • Сильвестр, 1548 г

    игумен москов. Богоявленского мон. {Половцов}
  • Сильвестр, 1565 г

    игумен калужского Лаврентьева мон. {Половцов}
  • Сильвестр, 1571 г

    игумен Богоявленского мон. в Костроме. {Половцов}
  • Сильвестр, 1573 г

    игумен никольского Волосова мон. владимир. епарх. {Половцов}
  • Сильвестр, 1580 г

    архимандрит Возмицкого мон. {Половцов}
  • Сильвестр, 1588 г

    игумен Никольской Мокрой пустыни (вологод. еп.). {Половцов}
  • Сильвестр, 1593—1595 г

    игумен Деревяницк. Новгород. мон. {Половцов}
  • Сильвестр, 1597—1598 г

    архимандр. Новоспасский в Москве. {Половцов}
  • Сильвестр, 1598—1638 г

    игумен Кондолакшского Рождеств. мон. {Половцов}
  • Сильвестр, 1598 г

    архимандрит Лужецкого мон. {Половцов}
  • Сильвестр, 1715—16 г

    архимандрит Спасского мон. в Коломне. {Половцов}
  • Сильвестр, 1602 г

    игумен веневского Никол. мон. {Половцов}
  • Сильвестр, 1604—1607 г

    игумен Кириловского Белозер. мон.; 1607 г. епископ корельский и вологод.; с 1613 г. псковск.; † 1615 г. 1 дек. епископом псковским и изборским. {Половцов}
  • Сильвестр, 1621 г

    игумен казанского Предтечева мон. {Половцов}