(из рода князей Полоцких) — 1-й епископ Тверской в ХIII веке; сначала он был епископом Полоцким, но когда князь Полоцкий был убит (1263 г.), епископ С. уехал в Тверь, где и святительствовал до самой кончины своей, последовавшей 3 февраля 1289 г. По свидетельству летописи, он был "учительный" и хорошо знакомый с книгами; не боясь неприятностей и бед, он вступал в спор с князем и вельможами, а нищим и сиротам благотворил; основал в Твери каменный собор после пожара; причтен к лику святых.
Игнатий, "Краткие жизнеописания святых".
Здр.
{Половцов}
Симеон, епископ Тверской
— святитель, епископ Тверской.
† 1289; память 3/16 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых.
Происходил из рода князей Полоцких.
С 1260 года — епископ Полоцкий.
С 1271 года — первый епископ вновь образованной самостоятельной Тверской епархии.
В 1274 году участвовал в Соборе, созванном во Владимире для искоренения различных нестроений в Русской Церкви.
Мирно скончался 3 февраля 1289 года. Погребен в Введенском правом приделе в Тверском Спасском кафедральном соборе.
Причтен к лику святых.
Имя святителя Серапиона упоминается в перечне тверских епископов перед текстом Никоновской летописи и перед текстом Сокращенного летописного свода 1493 года.
Преосвященный Симеон — первый архипастырь Тверской. Кафедра его была прежде в Полоцке, но неустройства и распри литовских князей принудили его переселиться в Тверь, принадлежавшую тогда к той же епархии.
Святитель управлял паствою как истинный пастырь Церкви. Хорошо знал Священное Писание. По словам летописи, святитель был "добродетелен и учителей и силен в книгах Божественного Писания; нищие и сироты и вдовицы жаловаше и обидимых заступляше и насилуемых избавляша и бысть страшен всему неправду творящим".
Имел дар проповедничества.
Святитель Симеон является автором "Наказания" князю полоцкому Константину — памятника, в котором в форме поучения затрагивается вопрос о суде и правде: каким окажется княжеский тиун (человек, которому доверено вершить суд) — умным, добрым, правдивым или жестоким, зависит от того, каков окажется князь по отношению к своим подданным. "Наказание" дошло до наших дней в составе "Мерила праведного", древнейший список которого датируется серединой XIV века, под заглавием "Семена, епископа тферьскаго наказание" (нач.: "Костянтин, князь Полотьский, нарицаемый Безрукий...").
Труды:
Наказание князю Полоцкому Константину // Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко: в 4 вып. — СПб., 1860—1862. — Вып. 4, с. 185.
Литература:
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 102,114. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1, с. 1306.
Игнатий (Малышев), архимандрит. Краткие жизнеописания русских святых: в 2 т. — СПб., 1875.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. — 3-е изд., с доп. — СПб., 1882. — Т. 1, с. 147—151. Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви // Под ред. Е. Поселянина (прил. к журн. Русский паломник. — 1908). — СПб., б. г., февраль, с. 11—12. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 174.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1409, 1414.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 528. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 341.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 441, 496.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 30, 40.
Митропольский А. Очерк истории Савватьевского монастыря, ныне села Савватьева, Тверского уезда с предварительным жизнеописанием основателя монастыря Савватия, подвижника Тверского и Оршинского. — Тверь, 1897, с. 129. Тверской патерик. — Казань, 1908, с. 120—121. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 472.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 65—66. Исторический вестник. — СПб., 1887, апрель, с. 219—220.
— 1888, февраль, с. 2. — 1896, февраль, с. 548. Православный собеседник. — Казань, 1858, февраль, с. 280—281.
Русский архив. — М., 1910. — Кн. 1, № 3, с. 426. Русский паломник. — 1895, № 21, с. 323. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2060. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 29-а (кн. 58), с. 922.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 18, с. 455. Салмина М. А. Симеон // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 391—392.
Симеон, Епископ Тверской
— первый Епископ Тверской, по сказанию Иерархических Каталогов, бывший Князь Полотский, посвящен в Епископа Тверского в 1271 году и в Феврале 1289 года скончался в Твери.
О нем Летописи наши свидетельствуют, что "он бяше добродетелен и учителей и силен в Книгах Божественного Писания, Князей не стыдясь, но Слово Христово право и истинно проповедуя; честен и смыслен зело; по премногу чтяше и Княжеский чин, и пищия и сироты и вдовицы жаловаше и обидимых заступаше и насилуемых избавляше, и бысть страшен всем неправду творящим. Вси бо его бояхуся и трепетаху". (Татищева Российской Истории, Ч. IV., стр. 70.) Из сочинений его одно Слово находится между рукописями библиотеки Иосифова Волоколамского Монастыря.
{Болховитинов}