Симеон, епископ Тверской

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Симеон, тверской епископ

— святой, первый тверской епископ, происходил, по свидетельству некоторых памятников, из рода князей Полоцких. Кафедра С. была прежде в Полоцке, но неустройства и распри литовских князей принудили его переселиться в Тверь, принадлежавшую к той же епархии. По свидетельству летописи, С. "бяше добродетелен и учителен и силен в книгах божественного писания", боготворил нищим и сиротам, без боязни говорил правду князьям и вельможам. Известно наставление его князю Константину, помещенное между прочим в "Мериле праведном" XV века. Мирно почил 3 февраля 1289 г.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Симеон, епископ Тверской
Симеон (ум. 1289 г.) – епископ Тверской, автор «Наказания» Константину князю Полоцкому. Сведения о С. – первом епископе Твери – скудны. Имя его упоминается в летописях под 6779 г. в рассказе о погребении князя Ярослава Ярославовича в Твери в церкви Козьмы и Дамиана (Симеоновская, Никоновская летописи), под 6792–6794 гг. в рассказе о закладке в Твери церкви Спаса на месте, где прежде была церковь Козьмы и Дамиана (летописи Лаврентьевская, Воскресенская, Ермолинская, Типографская, Никоновская, Пискаревский летописец, Московский летописный свод конца XV в.), под 6795 г. в рассказе об освящении им этой церкви (Воскресенская, Никоновская летописи, Владимирский летописец, Московский летописный свод конца XV в.). Под 6796–6797 гг. сообщается о смерти С. (Симеоновская, Воскресенская, Новгородская V, Ермолинская, Типографская, Вологодско-Пермская, Никаноровская, Никоновская летописи, Пискаревский и Владимирский летописцы, Московский летописный свод конца XV в.). а под 6826–6827 гг. говорится, что рядом с его могилою в тверском Спасском соборе погребают князя Михаила Ярославича (Никаноровская, Типографская, Вологодско-Пермская летописи, Пискаревский летописец, Московский летописный свод конца XV в., Степенная книга). Имя С. («Симеон из Полотцька») упоминается в перечне тверских епископов перед текстом Никоновской летописи и перед текстом Сокращенного летописного свода 1493 г. (Беляевский список. – ГБЛ, собр. Беляева, № 1512).
«Наказание» С. князю полоцкому Константину – памятник, в котором в форме поучения затрагивается вопрос о суде и правде: каким окажется княжеский тиун – человек, которому доверено вершить суд, – умным, добрым, правдивым или жестоким, зависит от того, каков окажется князь по отношению к своим подданным. Попадут ли оба они на том свете в ад или рай, зависит от моральных принципов, которыми будет руководствоваться князь в жизни.
«Наказание» дошло до нас в составе «Мерила праведного» (по нему оно издано в ПЛ), древнейший список которого датируется серединой XIV в., под заглавием «Семена, епископа тферьскаго наказание» (нач.: «Костянтин, князь Полотьский, нарицаемый Безрукий...») и в отдельных списках, например списке ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 9/1086 (по этому списку оно издано арх. Варлаамом) и списке того же собрания, № 22/1099 под заглавием «Слово Симеона, епископа тферскаго».
Изд.: Варлаам, арх. Описание сборника XV столетия Кирилло-Белозерского монастыря. – Учен. зап. II отд. имп. АН, 1859, кн. 5, отд. 3, с. 66; Поучение князьям. – ПЛ, вып. 4, с. 185; Семена епископа Тф?рьскаго наказание. – В кн.: Правда Русская. М.; Л., 1940, т. 1, с. 97. Мерило Праведное по рукописи XIV века. М., 1961, с. 128–130; Кучкин В. А. Особая редакция «Наказания» Симеона Тверского. – В кн.: Изучение русского языка и источниковедение. М., 1969, с. 243–251; Наставление тверского епископа Семена / Подг. текста, пер. и ком. Д. С. Лихачева. – ПЛДР, XIII век. 1981, с. 464–465, 612.
Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1892, т. 4, с. 95, примеч. 178; Попечение отечественной церкви: О внутреннем благоустройстве русского гражданского общества в XIII, XIV и XV вв. – ПС, 1861, ч. 1, с. 91–92; Срезневский. Памятники (1882), с. 151; Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина. – ТОДРЛ, 1980, т. 35, с. 28, 142.
М. А. Салмина

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Симеон, епископ Тверской

(из рода князей Полоцких) — 1-й епископ Тверской в ХIII веке; сначала он был епископом Полоцким, но когда князь Полоцкий был убит (1263 г.), епископ С. уехал в Тверь, где и святительствовал до самой кончины своей, последовавшей 3 февраля 1289 г. По свидетельству летописи, он был "учительный" и хорошо знакомый с книгами; не боясь неприятностей и бед, он вступал в спор с князем и вельможами, а нищим и сиротам благотворил; основал в Твери каменный собор после пожара; причтен к лику святых.


Игнатий, "Краткие жизнеописания святых".


Здр.


{Половцов}





Симеон, епископ Тверской


— святитель, епископ Тверской.


† 1289; память 3/16 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых.


Происходил из рода князей Полоцких.


С 1260 года — епископ Полоцкий.


С 1271 года — первый епископ вновь образованной самостоятельной Тверской епархии.


В 1274 году участвовал в Соборе, созванном во Владимире для искоренения различных нестроений в Русской Церкви.


Мирно скончался 3 февраля 1289 года. Погребен в Введенском правом приделе в Тверском Спасском кафедральном соборе.


Причтен к лику святых.


Имя святителя Серапиона упоминается в перечне тверских епископов перед текстом Никоновской летописи и перед текстом Сокращенного летописного свода 1493 года.


Преосвященный Симеон — первый архипастырь Тверской. Кафедра его была прежде в Полоцке, но неустройства и распри литовских князей принудили его переселиться в Тверь, принадлежавшую тогда к той же епархии.


Святитель управлял паствою как истинный пастырь Церкви. Хорошо знал Священное Писание. По словам летописи, святитель был "добродетелен и учителей и силен в книгах Божественного Писания; нищие и сироты и вдовицы жаловаше и обидимых заступляше и насилуемых избавляша и бысть страшен всему неправду творящим".


Имел дар проповедничества.


Святитель Симеон является автором "Наказания" князю полоцкому Константину — памятника, в котором в форме поучения затрагивается вопрос о суде и правде: каким окажется княжеский тиун (человек, которому доверено вершить суд) — умным, добрым, правдивым или жестоким, зависит от того, каков окажется князь по отношению к своим подданным. "Наказание" дошло до наших дней в составе "Мерила праведного", древнейший список которого датируется серединой XIV века, под заглавием "Семена, епископа тферьскаго наказание" (нач.: "Костянтин, князь Полотьский, нарицаемый Безрукий...").


Труды:


Наказание князю Полоцкому Константину // Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко: в 4 вып. — СПб., 1860—1862. — Вып. 4, с. 185.


Литература:


Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 102,114. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1, с. 1306.


Игнатий (Малышев), архимандрит. Краткие жизнеописания русских святых: в 2 т. — СПб., 1875.


Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. — 3-е изд., с доп. — СПб., 1882. — Т. 1, с. 147—151. Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви // Под ред. Е. Поселянина (прил. к журн. Русский паломник. — 1908). — СПб., б. г., февраль, с. 11—12. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 174.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1409, 1414.


Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 528. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 341.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 441, 496.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 30, 40.


Митропольский А. Очерк истории Савватьевского монастыря, ныне села Савватьева, Тверского уезда с предварительным жизнеописанием основателя монастыря Савватия, подвижника Тверского и Оршинского. — Тверь, 1897, с. 129. Тверской патерик. — Казань, 1908, с. 120—121. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 472.


Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 65—66. Исторический вестник. — СПб., 1887, апрель, с. 219—220.


— 1888, февраль, с. 2. — 1896, февраль, с. 548. Православный собеседник. — Казань, 1858, февраль, с. 280—281.


Русский архив. — М., 1910. — Кн. 1, № 3, с. 426. Русский паломник. — 1895, № 21, с. 323. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2060. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 29-а (кн. 58), с. 922.


Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 18, с. 455. Салмина М. А. Симеон // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 391—392.





Симеон, Епископ Тверской


— первый Епископ Тверской, по сказанию Иерархических Каталогов, бывший Князь Полотский, посвящен в Епископа Тверского в 1271 году и в Феврале 1289 года скончался в Твери.


О нем Летописи наши свидетельствуют, что "он бяше добродетелен и учителей и силен в Книгах Божественного Писания, Князей не стыдясь, но Слово Христово право и истинно проповедуя; честен и смыслен зело; по премногу чтяше и Княжеский чин, и пищия и сироты и вдовицы жаловаше и обидимых заступаше и насилуемых избавляше, и бысть страшен всем неправду творящим. Вси бо его бояхуся и трепетаху". (Татищева Российской Истории, Ч. IV., стр. 70.) Из сочинений его одно Слово находится между рукописями библиотеки Иосифова Волоколамского Монастыря.


{Болховитинов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008