СИМЕОН МЕТАФРАСТ
СИМЕОН МЕТАФРАСТ
визант. писатель кон. 10 в., составитель минология — сводн. корпуса греч. житий святых (часть житий была им перераб.), появл. к-рого отвеч. стремлению визант. церкви 10 в. к унификации. Ряд житий сохран. только в перераб. С. М. О его жизни извест-но мало.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
СИМЕОН МЕТАФРАСТ
Symeon Metaprastns) - визант. писатель кон. 10 в., составитель минология - сводного корпуса греч. житий святых (часть житий была им переработана), появление к-рого отвечало стремлению визант. церкви 10 в. к унификации. Ряд житий сохранился только в переработке С. М. О его жизни известно мало, отождествление С. М. с Симеоном Логофетом спорно. Изд.: Migne J. P., PG, t. 114-116 (изд. неполное), дополнения в кн.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, M?nch., 1959, S. 570-75. Лит.: Васильевский В. Г., О жизни и трудах Симеона Метафраста, "ЖМНП", 1880, ч. 212; Кекелидзе К., Симеон Метафраст по груз. источникам, "Труды Киев. духовной академии", 1910, т. 1, кн. 2.
СИМЕОН МЕТАФРАСТ
Пересказчик» от греч. «излагаю, пересказываю»; X в.) – уроженец Константинополя, выходец из знатной семьи, известный агиограф. Получив хорошее образование в одной из столичных риторских школ, он стал протасикритом, а затем логофетом дрома (высшим чиновником, руководившим приемом послов, государственной почтой, «огненным телеграфом» и другими внутренними и внешними делами) при дворе императоров Никифора II Фоки (963 – 369), Иоанна Цимисхия (969 – 976) и Василия II Болгароборца (976 – 6025). Ему были присвоены титулы патрикия и магистра. Предполагают, что в конце жизни Симеон Метафраст постригся в монахи. Метафраступисателю приписывают два сборника извлечений из сочинений Макария Египетского, Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста, несколько духовных песнопений, проповедей («Плач Богоматери над гробом Спасителя» и др.), речей и писем (9). Наряду с Симеоном Магистром, Львом Грамматиком и Феодосием Митиленским его называют в числе возможных авторов хроники «Продолжатель Георгия», охватывающей события вплоть до 948 г. Главным трудом Симеона Метафраста является переработка и систематизация византийских агиографических сочинений, составивших сборник житий святых и мучеников, который состоял из 148 текстов (сохранилось более 700 списков). По свидетельству Михаила Пселла, «вокруг Симеона было собрано немало помощников: одни из них записывали первоначальный текст, другие переписывали его», третьи «просматривали записанное с целью выправить смысловые ошибки, допущенные переписчиками». Симеон Метафраст расположил жития по месяцам, чтобы их было удобно использовать в церковной службе в течение года. Он сохранил основу агиографических легенд и преданий, их «этический образец» (Михаил Пселл), но подверг значительной обработке язык и стиль. Симеон Метафраст придал действию динамичный характер, ввел в повествование длинные поучения, назидательные беседы действующих лиц, молитвы, жалобы, стенания. В Житие Симпсона Ксенодоха, покровителя медиков, он включил сцену празднования дня памяти этого святого и описание шествия, организованного для поклонения его мощам. Разнообразные по объему, стилю и композиции жития (Житие, обращение в христианство Галактиона и Эпистимии и мученичество их, Житие Ксенофонта и Марии, Житие Киприана и Юстины и др.) отличались выразительностью образов, живостью изложения, наглядностью. В «Энкомии Симеону Метафрасту» Михаил Пселл восхищался «краткостью и достоверностью», «ритмом и красотой его слога», привлекавшего «как образованного слушателя, так и непросвещенного».
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012