СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ
949-1022 гг.) — византийский богослов и проповедник, один из представителей мистического богословия. Учился в Константинополе, затем поступил на императорскую службу. Принял пострижение в Студийском монастыре, перешел в обитель св. Мамонта, где был избран игуменом и принял священнический сан; впоследствии основал свою собственную обитель. Нравоучительные «Слова» Симеона Нового Богослова раскрывают путь аскетического самоочищения и мистического созерцания, ведущий к познанию Бога и единению с Ним, и во многом предвосхищает учение Григория Паламы (см.). Особую часть его творческого наследия составляют гимны — духовные стихи, в которых запечатлен личный опыт мистического общения с Богом. Память 12 (25) марта.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ
(946-1021) – преподобный, родился в городе Галате (Пафлагония) и получил в Kонстантинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но, достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви. Чтобы постоянно помнить о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил литургию.
Примерно в 980 г. прп. Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм. Доброта сочеталась у прп. Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением евангельских заповедей. Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Kогда же Kонстантинопольский патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.
Около 1005 г. прп. Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творения – сокровенное делание во Христе. Прп. Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, «Деятельные богословские главы», «Слово о трех образах молитвы», «Слово о вере». Kроме того, прп. Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» – около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.
Учение прп. Симеона о новом человеке, об «обожении плоти», которым он хотел подкорректировать учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и прп. Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель св. Марины. Святой мирно преставился к Богу в 1021 г. Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них – чудесное обретение его образа. Его житие написано келейником и учеником, прп. Никитой Стифатом. Память его совершается 12 (25) марта.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ
прозвище «Новый Богослов» было дано его противниками, затем оно стало почетным титулом; 949 – 1022?) – уроженец Пафлагонии (области на южном берегу Черного моря между Вифинией и Понтом), поэт и церковный писатель, родоначальник византийского мистицизма. Став монахом, а затем игуменом константинопольского монастыря св. Мамы, он ввел строгие порядки, основанные на суровой церковной дисциплине, и разработал «психофизический метод» молитвы: во время молитвы стоять прямо и неподвижно, высоко подняв голову и крепко соединив руки, не переваливаясь с ноги на ногу и не прислоняясь к колоннам. Эти действия должны были сочетаться с соблюдением всех заповедей и безусловным подчинением духовному отцу, со стремлением совершать каждодневный подвиг веры и избегать прегрешений. Общение с учителем Симеон рассматривал как общение с Богом, не допускающее вмешательства никаких авторитетов. Подчеркивая важность аскетического образа жизни как средства избавления от грехов, он противопоставлял монашество основной церкви и требовал, чтобы право исповедовать принадлежало не священникам, а монахам. Это вызвало недовольство со стороны окружения патриарха, и ок. 1009 г. Симеон вынужден был удалиться в Христополь. Однако за него вступились члены синклита, которые заставили патриарха пойти на уступки. Строптивый игумен отказался вернуться в столицу и основал монастырь в пригороде Константинополя. В своих трудах «Катехизисы», «Главы», «Божественные гимны» и др. Симеон Новый Богослов развил идеи аскетической жизни. Ее основу составляли бегство от мира, смирение, повышенная чувствительность к скорбям, горестям и быстротечности человеческой жизни, борьба с главными пороками – «сластолюбием, сребролюбием и славолюбием», размышления о смерти. Знание Писания и молитву Симеон Богослов рассматривал как средство просвещения души, приобщения к высшему духовному наслаждению, обретения способности чувственно достигнуть божество, то есть узреть «божественный свет». Он утверждал, что Бог создал два мира – видимый и невидимый – и два типа света (два солнца) – чувственный, освещающий видимый мир, и умственный. «Воссияв в человеке», умственный свет изгоняет «все помыслы и страсти душевные, исцеляет темные немощи» и способствует познанию абсолютной истины. Только праведник, заботящийся о своем спасении, может вознестись душой и стать близким своему Богу, войти в «тело Христово». Поэтамистика постоянно волновал вопрос: «Как удержу, что лишь внутри меня дано И в целом мире внешнем не отыщется». Единственной возможностью соединения чувственного и умственного (духовного) мира, обретения в себе «света искомого» являлось для него мистическое созерцание, строжайшее послушание, «умная» молитва, пост и воздержание. Симеон Новый Богослов внес вклад в разработку символики, связанной с праздником, который он воспринимал прежде всего как духовный праздник, возводящий человека «от видимого к невидимому». Лампады являлись для него указанием на «мысленный свет», свет добродетели в душе человека; свечи – это «светлые помыслы», не оставляющие человеку места для мрачных размышлений; праздничные благовония – многообразные духовные дары, фимиам – олицетворение духовной благодати и т.д. Симеон Богослов ввел в духовную поэзию 15сложный «политический» размер, который он использовал в мистических поэмахоткровениях, отражающих его сложный духовный мир. Его ученик Никита Стифат создал «Житие Симеона». Тезис Симеона Богослова об индивидуальном пути к спасению («Да не разрушишь ты собственный дом, способствуя домостроительству ближнего») и единению с божеством путем особых мистических упражнений получил дальнейшее развитие у Григория Паламы и других исихастов.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012