СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий - см. Полоцкий .

Источник: Биографический словарь. 2008

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
(в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, 1629—1680) — белорус по национальности, общественный и церковный деятель, писатель, проповедник. Наставник детей царя Алексея Михайловича. Один из инициаторов создания Славяно-греко-латинской академии. Открыл в Кремле типографию.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Симеон Полоцкий
(в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович)(1629-1680) – поэт, переводчик, драматург и богослов. Уроженец Полоцка. Учился в КиевоМогилянской академии. В 1656 г. принял монашеский постриг. В 1664 г. переехал в Москву. Преподавал в Богоявленской и Заиконоспасской школах, открыл в Кремле типографию, свободную от церковной цензуры, обучал детей Алексея Михайловича. Участвовал в борьбе против старообрядчества.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-80), общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Автор богословского трактата "Жезл правления" (1667), направленного против патриарха Никона и лидеров раскола. Наставник царских детей (царевны Софьи и царевича Федора). В 1678 организовал в Кремле типографию. Один из зачинателей русской силлабической поэзии ("Вертоград многоцветный", 1678; "Рифмологион", 1678-80) и драматургии.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
Тверской, епископ (ск. 3.02.1289), служил епископом в Полоцке, но вынужден был оставить город, когда литовцы захватили его. Пришел в Тверь и стал ее первым епископом. Восстановил в городе погоревшие церкви, помогал нищим. Нрава он был открытого и прямого, и сильные мира сего боялись святителя. Вместе с юным кн. Михаилом Ярославичем свт. Симеон воздвиг в Твери Преображенский собор и, чувствуя приближение смерти, устроил в нем временный престол, чтобы молиться в нем с любимым им народом. Собор был достроен и освящен через год после смерти святителя.
Память свт. Симеону отмечается 3/16 февраля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
в миру Самуил Емельянович (по др. данным – Гаврилович) Петровский-Ситнианович; 1629, Полоцк – 1680, Москва), поэт, создатель русской силлабической поэзии, церковный деятель. Белорус по происхождению. Среди произведений домосковского периода (1648–64) преобладают стихотворения «на случай»: эпитафии, панегирики-«приветства». В Москве был учителем царевича Алексея, после его смерти – учителем царевича Федора и царевны Софьи. Поэтическая энциклопедия «Вертоград многоцветный» (1678), стихотворный перевод псалмов «Псалтирь рифмотворная» (1680), сборник стихотворений «на случай» «Рифмологион, или Стихослов» (известен лишь черновой вариант) были первыми силлабическими виршами на русском языке. Другие произведения: сборники проповедей на воскресные дни и поучений на годичные праздники «Обед душевный» (опубл. в 1682) и «Вечеря душевная» (опубл. в 1683), обличительная книга «Жезл правления» (1667), пьесы «Комидия притчи о блуднем сыне», «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных», пастораль «Беседы пастуские» и буквари. Симеон Полоцкий создал московское барокко, свободное от крайностей европейского барокко. Выпускник Виленской иезуитской академии, в Москве он стал главой «латинствующих», идейным противником староверов и грекофилов. Для церковного суда над вождями раскола создал богословский трактат «Жезл правления».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
до пострижения в монахи - Петровский-Ситнианович, Самуил Емельянович) (1629 - 25.VIII.1680) - белорус. и рус. обществ. и церк. деятель, писатель и публицист. Род. в Полоцке, окончил Киево-Могилянскую академию. В 1656 принял монашество и преподавал в полоцкой "братской" школе. В 1664 переехал в Москву, куда впервые приезжал со своими учениками ок. 1660. Он поселился в Заиконоспасском монастыре, где преподавал в школе, открытой в 1665. С. П. стал также наставником царевичей Алексея и Федора и царевны Софьи. В 1678 открыл при царском дворе типографию. С. П. выполнял церковно-политич. поручения царя Алексея Михайловича. Он активно участвовал в полемике с идеологами раскола (Аввакумом и др.) и написал полемич. соч. "Венец веры" (1670). Против старообрядчества направлено и его соч. "Жезл правления" (М., 1667). С. П. выступал за расширение светского образования, участвовал в подготовке проекта создания Славяно-греко-латинской академии. С. П. - зачинатель рус. силлабич. поэзии и драматургии. Он написал ок. 50 тыс. строк стихов, к-рые объединил в сборники "Вертоград многоцветный" (1678) и "Рифмологион" (1679). Большинство стихотворений С. П. отражает придворную жизнь его времени, среди них множество панегирич. од, посвященных царской семье. В 1680 С. П. переложил в стихи Псалтырь ("Псалтырь рифмотворная", М., 1680). Он - автор драм "О Новходоносоре царе..." и "Комедия притча о блудном сыне" (М., 1685). С. П. был крупным писателем-проповедником, в 1681-83 изданы две книги его проповедей ("Обед душевный" и "Вечеря душевная").

Соч.: Избр. соч., М.-Л., 1953.

Лит.: История рус. литературы, т. 1, М.-Л., 1958.

Е. В. Чистякова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
в миру - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович) (12.12.1629 - 25.08.1682), писатель, поэт, педагог. В 1656 - монах Богоявленского Братского монастыря в Полоцке. Когда царь Алексей Михайлович во время войны с Польшей вступил в Полоцк (1656), приветствовал его панегирическими стихами. В 1660 славил царя торжественной декламацией уже в Москве. После возвращения Полоцка Польше Симеон перебрался в Москву. В 1664 выполнял роль переводчика при Паисии Лигариде. В 1665-68 руководил школой подьячих Тайного приказа при Заиконоспасском монастыре. На Соборе 1666-67 переводчик, затем автор "Жезла правления" - антистароверческого трактата, составленного по материалам Собора. С 1667 воспитывал царских детей, а кроме того, сочинял вирши к придворным праздникам. В зарождающейся распре "латинствующих" и грекофилов лидер первых: в 1672 участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким. После восшествия на престол Федора Алексеевича, его воспитанника, Симеон Полоцкий приобрел особое влияние (с 1676), так что даже патр. Иоаким вынужден был с ним считаться. В 1679 добился открытия неподотчетной патриарху "Верхней" (дворцовой) типографии. В 1680 подал царю проект Академии. Пользовался прижизненной известностью на Руси и за рубежом как ученый муж и поэт.
Симеону Полоцкому принадлежат: энциклопедический сборник "Вертоград многоцветный"; "Рифмологион", включающий панегирические стихотворения и их циклы, декламации, а также две пьесы - "Комедия притчи о блудном сыне" и "О Навуходоносоре"; "Псалтырь рифмотворная" - полное стихотворное переложение ветхозаветной книги псалмов, к печатному изданию которых (1680) был еще присовокуплен Месяцеслов; сборник проповедей "Обед душевный", "Вечеря душевная".

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Полоцкий, Симеон

[Ситнианович-Петровский, 1629—1680] — выдающийся литератор, проповедник и полемист. Белорус по происхождению, был монахом и учителем местной монастырской школы в Полоцке, почему и получил прозвище "П.". В 1667 переехал в Москву. Был учителем в царской семье. Свое положение придворного поэта, начавшего с поднесения вирш царю Алексею Михайловичу, Полоцкий сохранил, составив к концу жизни "Рифмологион" [16781, большой сборник стихотворений на всевозможные случаи дворцовой и царской семейной жизни. В другой сборник, названный "Вертоградом многоцветным" [1678], вошли его вирши самого разнообразного характера: притчи, легенды, молитвы, летописные сказания и т. д. Кроме того П. переложил на вирши Псалтирь и Месяцеслов. Форма стихов П. очень тяжелая, стих силлабический; сюжеты почти всегда состоят из назидательных наглядных примеров; источники чаще всего книжные ("Пролог", "Великое зерцало", "Римские деяния"), что однако не исключало и собственных живых наблюдений. Изобличая купцов и монахов, давая советы не полагаться на "милость господскую", П. не переставал быть придворным поэтом. Как сатирик он интересен реализмом, берущим верх над церковно-дидактическими шаблонами (стихотворение "Вдовство" и др.). Полоцкому принадлежат также пьесы-комедии "О Навуходоносоре" и "О блудном сыне", предназначенные для дворянского обихода; и здесь налицо элементы реализма, преодолевающие условности готовых образчиков на те же темы.


Крайне пестра остальная деятельность П.: он то проповедник (сборники "Обед душевный" и "Вечеря душевная"), то яростный полемист против раскола ("Жезл правления", напеч. в 1668), то богослов ("Венец веры кафолические"), то переводчик латинских церковных трактатов. Школьная схоластика большинства этих трудов Полоцкого совмещается с небывалой в Московской Руси XVII века эрудицией в области латинской письменности. Историческое значение П. — во внедрении в культуру Московской Руси западных веяний. Около П. создался кружок подражателей его мнениям и лит-ым приемам (Сильвестр, Медведев и др.); напротив, оппозицию Полоцкому составляли как при жизни, так и посмертно представители греческой "антилатинской" учености (Епифаний Славинецкий, Евфимий и др.).



Библиография: II. Mайков Л. Н., Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII ст., СПб, 1889; Келтуяла В. А., Курс истории русской литературы, ч. 1, кн. 2, СПб, 1911, стр. 870—892.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) (1629— 25.VIII.1680) — один из выдающихся деятелей восточнославянской культуры XVII в., писатель, поэт, драматург, богослов. Белорус по происхождению, получивший образование в Киево-Могилянской коллегии и, по некоторым предположениям, в Виленской иезуитской академии, С. П. навсегда переехал в 1664 г. в Москву, где и развернулась его обширная литературная и общественная деятельность. По окончании курса наук он принял в июне 1656 г. в православном Полоцком Богоявленском монастыре монашество с именем Симеона и получил должность “дидаскала” — учителя в “братской” школе при том же монастыре. Впоследствии, уже в Москве, к имени Симеон добавилось прозвище Полоцкий — по его родному городу. В научной литературе встречаются разночтения, касающиеся как отчества писателя (Емельянович или Гаврилович), так и его фамилии (Петровский / Пиотровский-Ситнианович / Ситнянович). Исследованием установлено, что “двойным” отчеством и двойной фамилией С. П. обязан отцу, которого звали Гавриил Ситнянович, и отчиму—Емельяну Петровскому. Первое известное нам стихотворение С. П. “Акафист Богородице”, датированное самим поэтом 1648 г., относится ко времени его учебы в Киево-Могилянской коллегии. Творчество С. П. раннего, так называемого “белорусского” периода предстает в разнообразии поэтических жанров, тем и форм и включает в себя стихотворные переложения литургических текстов, декламации, диалоги, эпиграммы, окказиональную поэзию, т. е. стихи “на случай”, в честь того или иного знаменательного события, праздника, панегирические приветствия, надписи к изображениям, стихи из разряда искусственной, “курьезной” поэзии, среди которых загадки, акростихи, “эхо” с рифмующимися вопросами и ответами, макаронические с использованием нескольких языков, фигурные в форме креста, лучей, “раки”, образующие один и тот же текст при чтении слева направо и справа налево, “лабиринты” или, иначе, “скрижаль многопутная” с многократно прочитываемой сакраментальной фразой и др. Написанные на польском, латинском, белорусском языках произведения раннего периода свидетельствуют об усвоении автором норм “школьной” поэ тики своего времени, а также о том, что мировоззренчески-стилевые основы его поэзии формировались внутри риторической традиции под воздействием художественного опыта польской и новолатинской литературы, которая, в свою очередь, многое унаследовала из средневековой латинской поэзии. В биографии С П. особо значим год 1656, когда состоялась его первая встреча с царем Алексеем Михайловичем, определившая его дальнейшую судьбу. Вместе со своими учениками С. П. приветствовал стихотворными “метрами” царя, прибывшего в Витебск, затем в Полоцк в связи с началом русско-шведской войны В 1660 г С. П. с “отроками” впервые побывал в русской столице и выступил перед Алексеем Михайловичем с чтением декламации в Кремле. После возвращения Полоцка Польше С. П. вынужден был покинуть родину и перебраться в Москву, где получил покровительство царя и поставил отныне свою многогранную творческую и литературную деятельность на службу интересам нарождавшегося российского абсолютизма. Впоследствии, обращаясь к царю Федору Алексеевичу, он вспоминал: “Оставих аз отечества, сродных удалих-ся, / Вашей царской милости волею вручихся”. С. П. привез с собой плоды европейской учености — прекрасное знание языков латинского, польского, белорусского, украинского, а также “семи свободных наук” из состава тривиума (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиума (арифметика, геометрия, астрология, музыка). Обладая многосторонними знаниями и интересами, он являл собою тип универсального просветителя, всеобъемлющего деятеля. При дворе Алексея Михайловича С. П получил признание как мудрейший “философ”, “вития” и “пиит” Он принимал участие в делах государственной важности, в частности в работе церковного собора 1666— 1667 гг, осудившего как расколоучителей,так и патриарха Никона, на основе материалов и постановлений собора составил книгу “Жезл правления”, изданную Печатным двором в 1667 г С П. занимался воспитанием и образованием царских детей — будущих царя Федора и царевны-правительницы Софьи, привил им любовь к стихотворству. Когда же предстояло выбрать наставника для юного царевича Петра Алексеевича, будущего Петра Великого, то С. П. было поручено проэкзаменовать на эту роль дьяка Никиту Зотова. С. П. возглавил созданную при Приказе тайных дел первую в России школу нового типа, где обучал латинскому языку государственных чиновников — будущих дипломатов. Им разработан проект организации в Москве высшей школы (“академии”) по типу польских и западноевропейских университетов, положенный его верным учеником и другом Сильвестром Медведевым в основу “Привилея Славяно-греко-латинской академии” (1682—1685) В обход патриарха, под контролем которого находилась государственная типография — Печатный двор, С. П., пользуясь покровительством царя Федора, завел в конце 1678 г. в Кремле (“в Верху”) типографию, свободную от церковной цензуры, где издавал свои сочинения и др. авторов, привлекая к оформлению книг придворного художника Симона Ушакова и гравера Оружейной палаты Афанасия Трухменского. Осознавая как одну из насущных задач необходимость просвещения и воспитания общества, начиная с самых его верхов, С. П издал в Верхней типографии “Букварь языка славенска” (1679), “Тестамент Василия, царя греческого, сыну Льву” (1680), “Историю о Варлааме и Иоасафе” (1680). Книги проповедей “Обед душевный” и “Вечеря душевная”, работу над которыми автор завершил в 1675 и 1676 гг., напечатаны уже после его смерти в 1681, 1683 гг. под наблюдением Сильвестра Медведева. Перу С. П. принадлежит богословский труд “Венец веры православнокатолической” (1670) Результатом его лексикографических штудий явился составленный им польско-церковнославянский словарь (хранится в Упсальской университетской библиотеке, Швеция). Новый тип культурного деятеля, какой являл собою С. П., остро воспринимался представителями традиционного сознания как чужеродный и отождествлялся с неправославием Патриарх Иоаким осудил С. П. в характеристике, данной ему после смерти, как человека “мудрствоваше латинская нововы мышления” и под страхом наказания запретил читать его сочинения. Рукописи С. П. хранившиеся у Сильвестра Медведева, были изъяты и скрыты в патриаршей ризнице, были открыты миру лишь в сер XIX в., спустя два столетия после смерти автора. С. П. оставил огромное литературное наследие, значительная часть которого остается в авторских рукописях и писцовых списках. Не изданы полностью грандиозные книги “Рифмологион” и “Вертоград многоцветный”, включающие не одну тысячу стихов С. П. перенес в Россию культурные традиции в которых сформировался как писатель. Он стал здесь первым профессиональным поэтом и основателем поэтической школы. Своим творчеством С. П. ввел русскую литературу в систему общеславянского и шире — европейского барокко обогатив новыми видами творчества жанрами темами, средствами художественной изобразительности. Ее главным приобретением стали силлабическое стихотворство получившее статус ре гулярной книжной поэзии, и драматургия По примеру польского поэта эпохи Возрождения Яна Кохановского С. П. впервые в русской поэзии переложил в 1680 г стихами одну из библейских книг — Псалтырь “Псалтирь рифмотворная” тогда же была напечатана в Верхней типографии а в 1685 г поло жена на музыку дьяком Василием Титовым Новизна литературного пред приятия С П оценена представителями традиционного культурного сознания как посягательство на священность “бого вдохновенного” текста “Псалтирь риф мотворная” которую Ломоносов назвал среди прочих книг “вратами своей учености”, положила начало богатой тради ции стихотворных переложений псалмов XVIII—XIX вв. С. П. отчетливо осознавал две основные тенденции в своем поэтическом творчестве—дидактическо просветительскую и панегирическую и воплотил их в книгах стихов первую в “Вертограде многоцветном” (1676—1680) вторую — в “Рифмологионе” (1680) В книгах этих царит поразительное жанровое и тематическое разнообразие они по cловам И П Еремина “производят впечатление своеобразного музея, на витринах которого расставлены в определенном по рядке (“художественны и по благочинию”) самые разнообразные вещи часто редкие и очень древние именно тут выставлено для обозрения все основное что успел Симеон библиофил и начетчик, любитель разных “раритетов” и “курьезов” собрать в течение своей жиз ни у себя в памяти” При внешней разнородности “Вертоград” обладает внутренней целеустремленностью обу словленной цельностью авторского за мысла и единством нравственно философской концепции. Перед нами не сбор ник в привычном смысле. Разнообразные по жанрам темам и источникам стихи спиваются в единый контекст Бог — мир — человек. Мозаичным методом поэт создал картину мира, панорамное повествование, охватывающее вопросы мироздания, вероучения, догматики, морали, направленное к тому, чтобы научить человека “заповеди тощно соблюдати” и стяжать “страну невечерня света”. Энциклопедическая пестрота соотнесена с целым, с духовным единством книги. “Вертоград” предстает как художественно-дидактическая система, как многообразие в единстве и единство в “многоцветий”, это мир, рассмотренный по частям. Символична приданная произведению форма: в окончательном тексте книга имеет алфавитный тип построения. В основе такой композиции — восходящее к Апокалипсису представление о Христе как начале и конце всего сущего Самим способом расположения стихов читателю внушалась мысль, что произведение есть образ мира, понимаемого как христианский универсум. Таким образом, творчество С. П. выявляет одну из фундаментальных идей русского барокко, связанную с представлением о мире как книге и книге как модели мира, как вселенной неисчерпаемого смысла. “Рифмологион” включает многообразие жанров панегирической, придворно-церемониальной поэзии, обслуживавшей государственный быт. Такая поэзия должна была обладать приличествующими ее функции художественными формами, достоинством стиля, высоким риторическим языком. Отсюда такая кон-центрированность в ней барочных средств художественного выражения, торжественная репрезентативность, создаваемая сочетанием искусства слова и изображения, синтезом лирического и драматургического компонентов, использованием элогиарного стиля, допускающего двойное и тройное прочтение текста, введение разнообразных форм “курьезной” поэзии Ясно выраженная тенденция к синтезу искуссгв прослеживается в пяти “книжицах”, входящих в состав “Рифмологиона”: “Благоприветствование” по случаю рождения царевича Симеона (1665); “Орел Российский” (1667)—поэма, приуроченная к церемонии официального объявления наследником престола Алексея Алексеевича; “Френы, или плачи” на смерть царицы Марии Ильиничны (1669); “Глас последний” на смерть царя Алексея Михайловича (1676); “Гусль доброгласная” — поэма по случаю восшествия на престол царя Федора Алексеевича (1676). Каждая из “книжиц”— плод сотрудничества поэта и художника. Стихи можно не только читать, но и рассматривать как картину. Подчеркнутая зримость, зрелищность поэтического текста создается введением графических и живописных эффектов, эмблем, геральдики, фигурных стихов, знаков зодиака и даже отдельных архитектурных мотивов, использованием цветного письма (золото, киноварь, чернила). Изображения входят как неотъемлемая часть художественного замысла, это не внешние по отношению к тексту элементы, но часть самой художественной ткани, для которой характерно предельное слияние слова и изображения. На первое место придворная поэзия выдвинула идеи абсолютизма и священнодержавия, в ней прививались гражданские идеалы, понятие общего блага нации. Здесь отложилась своеобразная “грамматика идей”, а вместе с ней целый комплекс “готовых формул” с соответствующей им поэтической фразеологией, относящейся к топике официальной идеологии и культуры. Отсюда берут начало мотивы, которые стали впоследствии “общим местом” русской оды XVIII в. (царь — солнце, царь — орел, Россия — небо и Др.). С. П. стоял у истоков русского театра. В “Рифмологион” включены, кроме панегирических приветств, две его пьесы в стихах: “Комидия притчи о блудном сыне”, написанная на широко известный евангельский сюжет притчи о блудном сыне, и “трагедия” “О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных”, представляющая собой инсценировку библейского рассказа из Книги пророка Даниила. Обличением Навуходоносора как правителя-тирана автор утверждал мысль о необходимости для царя быть мудрым и справедливым, предлагая в прологе пьесы видеть воплощение такого образа в Алексее Михайловиче. Осуществляя синтез веры и культуры, творчество С. П. способствовало уменьшению противостояния светской и духовной культуры. Произведения, созданные С. П. в Москве, написаны на книжном “славенском” языке. Поэт мечтал о том, чтобы его произведения стали известны “по всей России и где суть словяне, / в чюждых далече странах христиане”. И он действительно получил такое признание: С. П. еще при его жизни знали в Грузии как общественного деятеля и как “сладкозвучного проповедника”, грузинский царевич Александр Арчилович Батонишвили, друг и сподвижник Петра I, перевел на грузинский язык некоторые проповеди С. П. Он стал первым русским писателем, чье имя приобрело европейскую известность. О нем писали курляндский дворянин Яков Рейтенфельс в книге, предназначенной для тосканского герцога Козьмы (1680), оксфордский профессор-лингвист, автор первой в Западной Европе “Русской грамматики” Г.-В. Лудольф (1696). Сочинения С. П. почитались единоверными южными славянами, на них воспитывались в XVIII в. поколения писателей и деятелей национального просвещения в Сербии. Изд.: Вирши. Силлабическая поэзия XVII— XVIII веков — Л , 1935 — С. 89—119, Симеон Полоцкий Избр. соч. / Подг текста, статья и комм. И П. Еремина.— М., Л., 1953, Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII вв. / Вступ. ст., подг. текста и примеч А. М. Панченко.— Л., 1970.— С. 164—173, Симеон Полоцкий. Вирши/ Сост., подг текстов, вступ. ст. и комм. В. К. Былинина, Л. У. Звонаревой.— Минск, 1990. Лит.: Татарский И. Симеон Полоцкий: Его жизнь и деятельность.— М., 1886; Майков Л. Н. Очерки по истории русской литературы XVII и XVIII столетий — СПб., 1889, Еремин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого // ТОДРЛ.— 1948.— Т 6.— С. 125—153; То же // Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы — Л , 1987 — С 282—304, Пушка рев Л Симеон Полоцкий//Жуков Д, Пушка-рев Л. Русские писатели XVII века.— М., 1972 — С. 197—335 (сер. “ЖЗЛ”); Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века — Л., 1973; Робинсон А. Н Борьба идей в русской литературе XVII века — М., 1974; Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность.— М, 1982 (сер “Русская старопечатная литература XVI—первая четверть XVIII в.”), РобинсонМ А, Сазонова Л И Заметки к био графин и творчеству Симеона Полоцкого // Рус лит.—1988.—№ 4 — С. 134—141, С а з о н о в а Л И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII— начало XVIII в.) — М., 1991 Л. И. Сазонова

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996