СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР им. К.С. САРАДЖЕВА
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР им. К.С. САРАДЖЕВА
1924–1934) — оркестр, сформированный в начале 1920-х гг. при Автомеханическом институте в Москве. Он состоял в основном из научной интеллигенции, преподавателей московских вузов, инженеров, юристов, врачей, и имел около шестидесяти постоянных участников. В 1924 г. для работы с оркестром был приглашен профессор Московской консерватории, известный дирижер Константин Соломонович Сараджев, который руководил коллективом до своего отъезда в Армению в 1935 г. Сараждеву удалось не только довести оркестр до приличного художественного уровня, но и создать особую праздничную атмосферу во время репети-ционного процесса, весьма отличную от рабочей обстановки профессионального оркестра. По воспоминаниям дирижера Б. Хайкина, Сараджев говорил, что люди приходят на репетицию после работы для того, чтобы отдохнуть, получить удовольствие от процесса игры и разучивания новых пьес. Собирались два раза в неделю. Сначала — в клубе Автомеханического института, затем в МВТУ (Московском высшем техническом училище) и, наконец, в клубе им. Ногина. За годы своего существования оркестр дал более 120 симфонических и 40 камерных концертов, став одним из своеобразных очагов музыкальной культуры Москвы 1920–30-х гг. Часто с оркестром выступали ученики Сараджева, таким образом, оркестр также служил задаче воспитания молодых музыкантов. Всего с коллективом работали 14 начинающих дирижеров и несколько десятков молодых солистов из числа учащихся музыкальных училищ и консерватории. Часть постоянных участников оркестра стали профессиональными музыкантами. Дважды общественность Москвы отмечала юбилейные даты деятельности оркестра — его 5- и 10-летие. В это время в периодической печати появлялись хвалебные статьи, отмечавшие заслуги его руководителя («Правда», «Известия», журналы «Музыка и революция», «Жизнь искусства», «Современная музыка» и др.). В 1926 г. оркестру было присвоено имя Сараджева. 10-летний юбилей оркестра отмечался в марте 1935 г. в Колонном зале. К этой дате Р.М. Глиэр написал «Симфонический фрагмент» на тему «Saradgef». Несколько московских композиторов поддержали эту идею и сочинили шестичастную симфоническую сюиту на ту же тему: Прелюдия принадлежала Н.Я. Мясковскому, Марш — А.Н. Александрову, Интермеццо — А.А. Шеншину, Монолог — Д.М. Мелких, Вальс — В.В. Нечаеву и Рондо — В.Г. Шебалину. Оба произведения были исполнены под управлением Сараджева на юбилейном вечере. К этому дню был также выпущен специальный нагрудный значок с изображением упомянутой музыкальной темы. Симфонический оркестр им. Сараджева участвовал в становлении Оперной студии К.С. Станиславского, ставшей в дальнейшем Музыкальным театром имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. (М. К.) Лит.: К.С. Сараджев: Статьи, воспоминания. М., 1962; Хайкин Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле. М., 1984. С. 184–188; Баев Д. К.С. Сараджев — руководитель самодеятельного оркестра // Муз. жизнь. 1962. № 22. С. 10; Самодеятельный симфонический оркестр им. профессора К.С. Сараджева. М., 1935; Осипова В. На тему «Saradgef» // Сов. музыка. 1968. № 12. С. 69–71; Цветаева А.И. Мастер волшебного звона. М.: Музыка, 1988.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010