СИМОКАТТА ФЕОФИЛАКТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФЕОФИЛАКТ СИМОКАТТА
визант. историк 7 в. Советник имп. Ираклия (610 — 641). Гл. соч. Ф. С. «Истории» (или «Всемирная история») — важнейший источ. для хар-ристики правл. имп. Маврикия (582 — 602); в них использованы и соч. др. авторов (напр., потерян. история Иоанна Епифанского) и док-ты «Истории» написаны в риторич. манере, в подражание антич. образцам (Геродот, Диодор). Кроме того, Ф. С. принадлежат соч. по алхимии, письма.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ФЕОФИЛАКТ СИМОКАТТА
Teopulaktos o Simokattns) - визант. историк 7 в. Советник имп. Ираклия (610-641). Гл. соч. Ф. С. "Истории" (или "Всемирная история") - важнейший источник для характеристики правления имп. Маврикия (582-602); в них использованы и соч. др. авторов (напр., потерянная история Иоанна Епифанийского) и док-ты. "Истории" написаны в риторич. манере, в подражание антич. образцам (Геродот, Диодор). Кроме того, Ф. С. принадлежат: соч. по алхимии, письма (переведены на лат. яз. Н. Коперником). Соч.: Historiae, Lipsiae, 1887; рус. пер.: История, М., 1957.

Лит.: Удальцова З. В., К вопросу о мировоззрении визант. историка VII в. Феофилакта Симокатты, в кн.: Зборник радова Византолошког института, (в.) 11, Београд, 1968; Veh О., Untersuchungen zu dem byzantinischen Historiker Theophylaktes Simokattes, F?rth in Bayern, 1957; Толстой И. И., Коперник и его лат. перевод "Писем" Феофилакта Симокатты, в кн.: Н. Коперник, М.-Л., 1947, с. 64-83.

А. П. Каждан. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Феофилакт Симокатта
конец VI— первая пол. VII в.) — один из выдающихся визант. историков VII в. светского направления. Уроженец Египта, происходил из знатной семьи. Блестящее образование получил в Александрии и Афинах. Наряду с гуманитарными знаниями обладал солидными познаниями в области естествознания. Был советником визант. императора Ираклия (610—641). Главное соч. Ф.С. «Истории» — основной источник по внешнеполитической и внутренней истории Византии конца VI— нач. VII в., т.е. периода правления императора Маврикия (582—602). При создании своего ист. сочинения Ф.С. пользовался трудами ант. авторов (Геродот, Диодор), ранних визант. писателей, документальными материалами. Сочинение осталось незаконченным, обрывается на трагических событиях, связанных с казнью императора Маврикия и воцарением узурпатора Фоки. Кроме ист. сочинения, литературное наследие Ф.С. включает естественнонауч. труд и письма риторич. характера (переведены на лат. язык Н. Коперником).
Лит.: Культура Византии. IV — первая половина VII в. М., 1984; Толстой ИМ. Коперник и его латинский перевод «Писем» Феофилакта Симокатта // Н. Коперник. М.; Л., 1947; Удальцова З.В. К вопросу о мировоззрении византийского историка VII в. Феофилакта Симокатта // Зборник радова византолошкого Института. Београд. 1968. Т. И.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ФЕОФИЛАКТ СИМОКАТТА
конец VI – первая половина VII в.) – видный ученый светского направления, автор писем назидательного характера и естественнонаучного труда («Anaestiones physicae»), в котором он использовал сочинения Геродота (ок. 484 – 425 до н.э.), Диодора (ок. 90 – 01 до н.э), Прокопия Кесарийского, Менандра Протиктора и др. Большой популярностью пользовалось его сочинение «История» (между 628 и 638 гг.), в основу которого были положены консульские анналы, протоколы цирковых партий, письма государственных деятелей, устные сообщения современников и другие документы. В «Диалоге философии с историей», с которого начинается этот исторический труд, автор рассматривал философию как царицу наук, а историю – как ее любимую дочь, служащую для старца «как бы поводырем и посохом, для юношей – лучшим и мудрейшим наставником». Много внимания он уделил также риторическому повествованию, стилю изложения «как речи». Из диалога известно, что историк преподавал в Царском портике до восшествия Фоки на престол (602 – 210) и после него, при императоре Ираклии (610 – 041). В «Истории», обрывающейся на событиях 602 г. – казни императора Маврикия и воцарения Фоки, подробно освещены войны Византии конца VI – VII вв. с Сасанидским Ираном, аварами и славянами на Балканах, причем автор не скрывал своего презрения к варварским народам. В своем историческом повествовании Феофилакт Симокатта руководствовался идеей непрерывного круговорота всего сущего, повторяемости событий и текущего времени; идеей о превосходстве ромеев, не имеющих себе равных в сражениях «за свободу, за честь, за отечество, за своих детей»; идеей разума как божественного свойства, «лучшего помощника» природы человека, улучшающего ее, создающего искусства и ремесла; верой во всесилие божественного промысла и в божественное возмездие («Воздается людям по делам их»). Историк был сторонником сильной централизованной власти, законных правителей (Тиверия II, 578 – 882; Маврикия, 582 – 202; Ираклия) и врагом социальных перемен, народных движений, любого насилия («Там, где есть насилие, жизнь не может идти без вражды и брани»). Узурпатор Фока изображен им как вероломный, жестокий, коварный «тиран» и «кентавр». На страницах своего сочинения Феофилакт Симокатта создал образ идеального правителя – философа на троне, благочестиивого, благоразумного, осмотрительного, скромного и милосердного, который «держит в узде разума произвол своей власти», не доверяет «льстивым речам» и «по поступкам… воздает… достойную награду». Сочинение Феофилакта Симокатты отличается высокопарной манерой повествования, отсутствием критического анализа исторического материала, обилием риторических рассуждений, использованием дрвнегреческих мифов, цитат из Гомера, стилистических приемов Платона, Софокла, Еврипида, Фукидида. Наряду с изложением сущности христианского учения о Троице историк включает в повествование различные предзнаменования, сведения о колдунах, вредивших человеку, и других суевериях.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012