— келарь Троице-Сергиевой лавры, писатель XVII в. Будучи слугой княжны Мстиславской, он около 1625 г. пришел больным в Троице-Сергиев монастырь к архимандриту Дионисию, получил от него исцеление и 6 лет был его келейником. От августа 1630 г. до апреля 1631 г. он был казначеем келейной казны патриарха Филарета. Затем был отправлен строителем приписного Троицкого монастыря в Алатыре, где и пробыл до 1633 г. Вернувшись обратно в обитель преподобного Сергия, он в 1634 г. сделался казначеем ее, а через 12 лет келарем. Около 1654 г. он сложил с себя последнее звание и затем, не занимая определенной должности, жил в монастыре до своей смерти в 1665 г.; там же он и погребен. Литературная деятельность С. начинается в 40-х годах. По поручению царя Алексея Михайловича он приготовил к печати житие преподобного Сергия, написанное Епифанием и дополненное Пахомием. Он проредактировал весь текст и сам рассказал несколько чудес Сергия, бывших после Пахомия. Эта новая редакция, вместе с житием игумена Никона, похвальным словом Сергию и службою обоим, была напечатана в 1646 г., но при этом, помимо воли автора, было выкинуто много его дополнений и сделаны некоторые поправки. В 1654 г. он восстановил первоначальный вид своей "Книги о чюдесех чюдотворца Сергия" (напеч. С. Ф. Платоновым в "Памятн. древн. письмен. и искусства", LXX), доведенной до того же года, и прибавил обширное предисловие (напеч. С. Смирновым во "Временнике Моск. Общ. истории и древн. российских", X, и у А. В. Горского — см. ниже), в котором говорит об историческом значении Сергиевой обители и ее основателе и кое-что об истории составления жития. За то же время (1646—54 гг.) С. написал: "Житие и подвиги преподобного отца нашего Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева монастыря (изд. было в 1809, 1816, 1817, 1824 и 1834 гг.). Как писатель С. руководствовался той мыслью, что "Бог не хощет ложными словесы прославляем быти и святым неугодно есть затейными чудесы похваляемым быти". Относясь так строго к себе, он окончательную обработку житию Дионисия придает в 1654 г., хотя оно было написано еще в 1648 г. Он сам был свидетелем 6 лет жизни Дионисия, а остальное описывал по рассказам Дионисия о своей жизни или по сообщениям, часто письменным, достоверных свидетелей. Большую помощь ему оказали Гурий и Герман Тулупов, учителя Дионисия, и особенно московский соборный ключарь Иван Наседка, помогавший Дионисию при исправлении книг и хорошо его знавший. С. же приписывается и "Повесть о разорении Московского государства и всея Российския земли, како и отчего и откуду начало изыде тех бед и напастей", находящаяся в одной и той же рукописи с житием Сергия и написанная около 1654 г. (изд. А. Н. Поповым в "Чтениях Имп. Моск. Общ. Истории и Древн. Рос.", 1881 г., II). Общие характерные черты С., как писателя — критическое отношение к источникам, сказывающееся в точности и обоснованности сообщаемых сведений (он иногда приводит и документы), полнота их, начитанность его, добросовестное отношение к чужому труду (он строго различает чужое от своего, "да не како на свой разум преложу чуж труд") и сравнительная простота изложения. Хотя одна из указанных черт в сочинениях С. видна ярче, другая — слабее, однако все это вместе делает его одним из интересных писателей XVII в.
А. В. Горский, "Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры" (1890 г., ч. II, 14—15, 69—82, 121). — В. О. Ключевский, "Древнерусские жития святых как исторический источник" (1871 г., 350—353). — Архим. Леонид, "Сведение о славянских пергаментных рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в библиотеку Троиц. Дух. Семинарии в 1747 г." — "Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры". — П. М. Строев, "Библиологический Словарь и черновые к нему материалы" (под ред. А. Ф. Бычкова, 259—261). — Его же, "Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви". — Его же, Библиотека Имп. Общ. Истории и Древн. Российских (31). — Иконников, "Опыт русской историографии" (т. I, 66, 728, 730, СХС). — С. Ф. Платонов, "Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI—ХVII вв." (1899 г., 519, 529, 536, 638). — Архиеп. Филарет, "Обзор русской духовной литературы" (84 г., I, стр. 226). — Энциклопедические словари Брокгауза и Эфрона (XXIX, 937), Березина (С, 18), Толля (III, 466). — В. Межов, "Русская историческая библиография за 1865—1876 г." (II, 13500). — А. Мезиер, "Русская словесность с XI по XIX в. включ. Библиогр. указ." (I, 116, 124). — В. Сопиков, "Опыт российской библиографии..." (№ 4072) и указатели к нему П. Морозова 1876 г., 38, и Рогожина, 1900.
А. Купалов.
{Половцов}
Симон Азарьин
(умер в 1665 г.) — келарь Троице-Сергиевой Лавры, один из видных писателей XVII в. Около 1640 г. он принялся за собирание и списывание рукописей, число которых было довольно значительно; затем по поручению царя Алексея Михайловича подготовил к печати "Житие преподобного Сергия", составленное Епифанием и дополненное Пахомием, подновив его слог и прибавив несколько рассказов о чудесах, совершенных в XV—XVII вв. "Житие" было напечатано в 1647 г., но печатники поместили в нем далеко не все дополнения С. Азарьина. В 1653 г. он восстановил первоначальный вид своего "сказания о чудесах" и прибавил к нему обширное "предисловие", в котором изложил свои мысли о значении Сергиевой обители и сделал несколько любопытных замечаний относительно истории "Жития" ее основателя. "Предисловие" напечатано во "Временнике Московского общества истории и др. росс." (кн. X, 1851 г.), "Сказание", или "Книга о чудесах преп. Сергия" — в 1888 г., в "Памятниках древней письменности и искусства", № 70. Здесь же напечатаны его "Повесть о разорении московского государства и всея Российския земли" и "канон" митрополитам Петру, Алексию и Ионне. Около 1653 г. С. составил "Житие" архимандрита Дионисия и канон ему. Как биограф, он стоит значительно выше современных ему писателей; весьма начитанный, он критически относился к источникам, помещал в приложениях некоторые документы; его изложение отличается правильностью и ясностью, хотя и не свободно от тогдашней витиеватости. См. В. О. Ключевский, "Древнерусские жития святых, как исторический источник" (М., 1871).
В. Р—в.
{Брокгауз}
Симон Азарьин
ученик и составитель "Жития св. Дионисия"; 1646—53 г. келарь Троицко-Сергиев. лавры, † в схиме 1665 г., род. 160? г.
{Половцов}