Симон (Симеон) Лагов (Лаговский) - замечательный церковный деятель, сверстник и друг святого Тихона Задонского , вместе с которым учился в новгородской семинарии. В 1758 г. принял монашество; скоро получил сан архимандрита и сделан был членом Синода. В 1769 г. С. посвящен в епископа костромского, а в 1778 г. переведен в Рязань. Будучи архиереем, он был вместе с тем и ректором семинарии и сам преподавал некоторые предметы. Это был один из ученейших архипастырей русской церкви во 2-й половине XVIII века. Первым делом его было составить для своей паствы краткий катехизис, помещавшийся на одном листе; он велел списать с него по два экземпляра для каждой церкви епархии: один назначался для чтения священником с амвона, другой прибивался на дверях церкви и читался желающими. Второй его главной заботой была борьба с расколом: он составил и разослал по всем церквам своей епархии наставление, которое должно было прочитываться священниками. Симон едва ли не первый из русских архиереев установил обязательное произнесение всеми священниками по одной проповеди своего сочинения в городском соборе. С целью приобретения священниками навыка к этому делу он учредил методическое толкование катехизиса. Послания к духовенству или ко всей пастве были любимой формой учительства преосвещенного Симона. Замечая не раз, что даже во время архиерейского богослужения присутствующие в храме разговаривают о постороннем и нюхают табак, он составил книжку: "Поучение, как подобает стоять в храме во время священной службы", велел консистории сделать свод правил и узаконений касательно неприлично ведущих себя в храме и сбор штрафов за нарушение порядка в храме поручил монашествующим. Его "Наставление правильно состязаться с раскольниками" до 1858 года выдержало восемь изданий; с ним тесно связано послание 1798 года к пастве против раскольников (Санкт-Петербург, 1852). О работах Симона по пасхалии см. А.С. Родосский "Описание книг гражданской печати XVIII века, хранящихся в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии". Значительная часть посланий и церковно-богословских рассуждений Симона напечатано в Костромских и Ярославских "Епархиальных Ведомостях" и в "Памятной книжке Костромской епархии 1868 год". Особенно подробно говорится о Симоне в "Записках" костромского протоиерея М. Диева , которыми пользовался преосвященный Макарий в своих статьях о Симоне в журнале "Странник", 1870, VIII и IX книги.
Симон Лагов
(в миру Стефан) — архиепископ Рязанский и Зарайский в самом начале XIX века. Он был сын монастырского крестьянина, родился в посаде Лыткине, близ Вологды. За хороший голос в 1736 г. взят был в архиерейские певчие к архиепископу Амвросию Юшкевичу, который полюбил мальчика, освободил его из податного сословия, взял его с собою в Новгород и там в 1740 г. определил в новоучрежденную семинарию. Педагогическую свою деятельность он начал с Московской дух. академии (в 1754 г.) и продолжал (с 1755 г.) в Новгородской семинарии, где постепенно был учителем, вице-префектом (с 1757 г.), префектом (с 28 апреля 1758 г.), вице-ректором (с 22 мая 1759 г.) и ректором (с 8 ноября 1759 г.). В Новгороде он 10 апреля 1758 г. постригся в монашество с именем Симона, рукоположен в иеромонахи и возведен в сан архимандрита (в январе 1759 г.). В августе 1761 г. он был переведен в Кириллов-Белозерский монастырь и вскоре назначен членом Св. Синода, почему по большей части жил в Петербурге. В 1764 г., 28 октября, перемещен в Московский Новоспасский монастырь, а в 1769 г., 6 сентября, хиротонисан в епископа Костромского и Галицкого. В 1778 г., 31 марта, переведен в Рязань и 1 ноября, 1792 г., возведен в сан архиепископа; скончался 17 января 1804 года. Из сочинений его известны: "Поучения Костромской пастве", 1776 г.; "Новое собрание поучений", 1778 и 1796 гг.; "Слова и речи, говоренные в Рязани", 1779 и 1781 гг.; "Краткое поучение, како подобает стоять в церкви Божией", 1787 г.; "О пасхалии", 1799 г.; "Увещательное послание к рязанской пастве против раскольников", 1852 г.; "Наставление правильно состязаться с раскольниками", М. 1858 г.
"Странник", 1870 г., т. IІ., 73—120; 155—193.
Здр.
{Половцов}
Симон Лагов
(Симеон Логовский) — замечательный церковный деятель, сверстник и друг св. Тихона Задонского, вместе с которым учился в новгородской семинарии. В 1758 г. принял монашество; скоро получил сан архимандрита и сделан был членом Синода. В 1769 г. С. посвящен в епископа Костромского, а в 1778 г. переведен в Рязань. Будучи архиереем, он был вместе с тем и ректором семинарии и сам преподавал некоторые предметы. Это был один из ученейших архипастырей русской церкви во 2-й полов. XVIII в. Первым делом его было составить для своей паствы краткий катехизис, помещавшийся на одном листе; он велел списать с него по два экземпляра для каждой церкви епархии; один назначался для чтения священником с амвона, другой прибивался на дверях церкви и читался желающими. Второй его главной заботой была борьба с расколом: он составил и разослал по всем церквам своей епархии наставление, которое должно было прочитываться священниками. С. едва ли не первый из русских архиереев установил обязательное произнесение всеми священниками по одной проповеди своего сочинения в городском соборе. С целью приобретения священниками навыка к этому делу он учредил методическое толкование катехизиса. Послания к духовенству или ко всей пастве были любимою формою учительства преосв. С. Замечая не раз, что даже во время архиерейского богослужения присутствующие в храме разговаривают о постороннем и нюхают табак, он составил книжку "Поучение, как подобает стояти в храме во время свящ. службы", велел консистории сделать свод правил и узаконений касательно неприлично ведущих себя в храме и сбор штрафов за нарушение порядка в храме поручил монашествующим. Его "Наставление правильно состязаться с раскольниками" до 1858 г. выдержало восемь изданий; с ним тесно связано послание 1798 г. к пастве против раскольников (изд. СПб., 1852). О работах С. по пасхалии см. А. С. Родосский: "Описание книг гражд. печати XVIII в., хранящихся в библ. Сиб. дух. акад.". Значительная часть посланий и церковно-богословских рассуждений С. напечатана в костромских и ярославских "Епархиальных ведомостях" и в "Памят. книжке Костром. епархии 1868 г.". Особенно подробно говорится о С. в "Записках" костром. протоиерея М. Диева, которыми пользовался преосв. Макарий в своих статьях о С. в журнале "Странник", 1870 г., VIII и IX кн.
{Брокгауз}
Симон Лагов
(Стефан) — архиепископ Рязанский и Зарайский.
Родился в 20-х годах XVIII столетия в посаде Лыткине, близ Вологды в семье монастырского крестьянина.
В 1736 году за хороший голос Стефан был взят певчим в хор епископа Вологодского Амвросия (Юшкевича; 11745).
В 1740 году Стефан был определен архиепископом Амвросием для обучения в Новгородскую духовную семинарию.
В 1754 году по окончании семинарии Стефан начал педагогическую деятельность в Московской духовной академии.
С 1755 года — учитель Новгородской духовной семинарии.
С1757 года — вице-префект Новгородской духовной семинарии.
10 апреля 1758 года пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха;
28 апреля назначен префектом семинарии.
В январе 1759 года возведен в сан архимандрита Новгородского Антониева монастыря; с 22 апреля — вице-ректор Новгородской духовной семинарии, а 8 ноября того же года назначен ректором.
В августе 1761 года определен архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря и вскоре назначен членом Святейшего Синода.
28 октября 1764 года переведен в Московский Новоспасский монастырь.
6 сентября 1769 года хиротонисан во епископа Костромского и Галицкого.
31 марта 1778 года переведен епископом Рязанским и Шацким.
После кончины епископа Тамбовского Феодосия (Голосницкого; 11786) в течение полутора лет управлял Тамбовской епархией.
С 16 октября 1799 года именовался Рязанским и Зарайским.
6 ноября 1792 года возведен в сан архиепископа.
Скончался 17 января 1804 года.
Архиепископ Симон — замечательный церковный деятель, сверстник и друг святителя Тихона Задонского (Соколова; † 1783, память 13/26 августа). Воспитанные в одной семинарии, вместе в один день постриженные в монашество и долгое время служившие при Новгородской духовной семинарии, они обладали и многими сходными чертами характера. И тот, и другой проявляли особую заботу о просвещении народа и священников, о повышении нравственного уровня и общественного положения духовенства. Так же как и святитель Тихон, архиепископ Симон отличался незлобием и всепрощением, сам первый просил прощения у обидчика. Так же старался строгость наказания смягчить благостью, любил общаться с простыми и бедными людьми, являться к ним в рясе простого монаха, чтобы быть неузнанным, ходатайствовать за них перед властями, мирить ссорившихся. Память о нем свято хранится на месте его служения. Отдавая дань духу времени, архиепископ Симон вынужден был иногда устраивать пышные торжества. Один из таких праздников был устроен им по случаю заключения мира с Турцией в 1777 году, а другой — по случаю рождения великого князя Александра Павловича.
Умный и энергичный, архиепископ Симон за время своей многолетней деятельности успел побывать во всех до единого приходах своих епархий.
Он был выдающимся церковным проповедником. Проповедь для него была главным орудием борьбы с расколом, а послания к духовенству или ко всей пастве — любимой формой учительства. По его просьбе учителя Рязанской семинарии составили для духовенства его епархии "Наставление о состязании с раскольниками", которое вышло в свет в Москве в 1807 году. Наряду со множеством проповедей он написал "Увещательное послание" к рязанским старообрядцам (1798), изданное лишь в 1852 году. Преосвященный обязывал священнослужителей произносить в церкви проповеди. Для приобретения опыта проповедничества он учредил методическое толкование катехизиса.
Труды:
Краткое поучение, како подобает стоять в церкви Божией. — 1787. О Пасхалии. — 1799.
Увещательное послание 1798 года к рязанской пастве против раскольников. — СПб., 1852. Наставление о состязании с раскольниками. — М., 1858.
Поучение костромской пастве. — 1776. Новое собрание поучений. — 1778—1796. Слова и речи, говоренные в Рязани (1779— 1781 гг.).
Литература:
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 124. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 57, 60,145, 417, 849. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403, 1411.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 124.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 399. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891; 1882, с. 135.
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб., 1905. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 387—388. Исторический вестник. — СПб., 1880, февраль, с. 646—647. — 1888, июль, с. 202—203. Православный собеседник. — Казань, 1875, ноябрь-декабрь, с. 354—411. — 1898, октябрь, с. 408. — 1909, июль-август, с. 212, 224, прим. — 1912, октябрь, с. 578. Странник. — СПб., 1870. — Ч. 2, с. 73—120, 155—193.
Русский архив. — М., 1900. — Кн. 3, № 1, с. 429.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под ред. С. Н. Южакова. — СПб., 1900—1905. — Т. 17, с. 388.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1973. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 29 (кн. 58), с. 937—938.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 18, с. 499. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 8, ч. 1, с. 195, 302, 306, 560; т. 8, ч. 2, с. 159, 430.
Кученкова В. А. Житие архиереев тамбовских. К 300—летию преставления Питирима Тамбовского 1698—1998. — Тамбов, 1998, с. 11—13.
Симон Лагов
— Архиепископ Рязанский и Кавалер Ордена Св. Александра Невского, родился в Вологде в посаде Прилуцкого Монастыря и при крещении наименован Стефаном; сперва воспитывался и обучался при доме Амвросия, Епископа Вологодского, а когда сей в 1740 году переведен Архиепископом в Новгород, то переехал и он туда, и в тамошней семинарии кончил круг наук; а потом проходил в той же семинарии учительские звания до пиитического класса, но из оного взят пиитики же учителем в Московскую Академию. В 1755 году обратно вызван оттуда в Новгород, и определен учителем философии. В 1758 году пострижен там в Монашество, произведен в Иеромонаха и определен Префектом; а в 1758 году учителем богословия. В 1759 году посвящен в Архимандрита Новгородского Антониева училищного Монастыря и наименован сперва Вице-ректором, а потом и Ректором семинарии. В 1761 года переведен в Кирилло-Белозерский Монастырь и пожалован Св. Синода Членом. Оттуда переведен в Новоспасский Монастырь, а 6 Сентября 1770 года хиротонисан в Епископа Костромского. 31 Марта 1778 года переведен в Рязань и там 16 Ноября 1792 года пожалован Архиепископом, а 17 Января 1804 года скончался.
Из сочинений его: 1) Поучения, сказанные им в Костроме в 1775 и 1776 гг., напечатаны в 1776 г. в Москве в 4 долю листа; 2) Описание порядка празднования в Костроме о заключенном мире с турками в 1774 г. напечатано в 1776 г. в Москве в 4 долю листа; 3) Собрание Слов, Речей и Поучений, говоренных в Рязани с 1778 г., напечатано в 1779 г. в Москве в 4 долю листа; 4) Второе Собрание Слов и Поучений, говоренных в Рязани с 1779 г., напечатано в 1781 г. в Москве в 4 долю листа 5) К книге, именуемой. Неисходимый Индиктион, напечатанной в 1779 г., он сочинил Предисловие и на конце Историческое Уведомление о Пасхальном искусстве; а ручная выкладка о Пасхалии в сей книге его собственного сочинения. Под его распоряжением сочинено в Рязанской семинарии Наставление правильно состязаться с раскольниками, напечатано в Москве в 1807 г. в 8 долю листа и вторично в 1815 г.; а в третий раз в 1825 г. и разослано по всем церквам в России. Он поправил прежний перевод Златоустовых Бесед и издал 1-ю часть в 1767 г., а 2-ю сам перевел и издал в том же году в Москве.
{Болховитинов}
Симон Лагов
архиепископ рязанский 1769 г.; † 1804 г. 17 января. Писатель.
Дополнение: Симон (Лагов),
28 дек. 1758 г. архимандрит Антоньева мон., ректор новгородской семинарии 1761 г. архим. Кирилова белозерск. мон., 28 окт. 1764 г. архим. новоспасский; 6 сент. 1769 г. рукоположен в еписк. костромск., а 1778 г. 31 марта переведен в рязанск. и с 1792 г. там архиепископ.{Половцов}