Симон Тодорский (умер в 1754 г.) - духовный писатель-проповедник. По окончании курса в киевской духовной академии десять лет слушал лекции в заграничных университетах; в 1743 году назначен членом Святейшего Синода; был епископом костромским и архиепископом псковским. Был законоучителем и духовником великого князя Петра Федоровича и его невесты. В Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге хранятся бумаги Симона касательно духовных школ в России в 1746 - 1752 гг. Большая часть его проповедей находится в рукописях; напечатаны его слова: "На 10 февраля" (Москва, 1743), "В день венчания великого князя Петра Федоровича с Екатериной" (Москва, 1745), "В день рождения императрицы Елизаветы" (Москва, 1746) и "В день ее восшествия на престол" (Москва, 1747). Сочинения его о восточных языках хранятся в Академии Наук, в Санкт-Петербурге. В библиотеке черниговской семинарии имеется его сочинение: "Rudimenta linguae graecae, auctore hieromonacho Sim. Todorsky". Перевод сочинения Арнда "Об истинном христианстве", сделанный Симоном по одним сведениям - по указанию императрицы Анны , по другим - по распоряжению Феофана Прокоповича , не был дозволен к печати императрицей Елизаветой .
Симон Тодорский
— архиепископ Псковский и Нарвский (1700—1754 гг.). Род. 1 сентября 1700 г. близ Киева; окончил курс в Киевской коллегии и потом с 1727 г. 10 лет провел за границей в разных университетах; возвратился в Россию и поступил наставником в Киевскую академию, где в 1740 г. постригся в монашество с именем Симона и рукоположен в иеромонаха. Как один из лучших современных русских богословов, он в 1742 г. избран был законоучителем для великого князя Петра Федоровича и для его августейшей невесты Екатерины Алексеевны. С 12 сентября 1743 г. был архимандритом Костромского Ипатиевского монастыря и членом Св. Синода, а в 1745 г., 31 марта, хиротонисан в епископа Костромского и в том же году 18 августа переведен на кафедру во Псков, где в 1748 г., 20 марта, возведен в сан архиепископа и скончался в 1754 г., 22 февраля. Как филолог-ориенталист, знавший в совершенстве еврейский, сирийский, халдейский, арабский, греческий, латинский и немецкий языки, он приглашен был к участию в исправлении Библии и пользовался европейскою известностью. Он приобрел себе особенное уважение и в народе, как толкователь при Киевской академии по праздникам так называемых "больших инструкций", а потом поддержал свою славу многочисленными своими поучениями, из коих изданы: на 10 февраля 1743 г.; на брак вел. кн. Петра Феодоровича с Екатериною 1745 г.; на день рождения императрицы Елисаветы 1746 г.; день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г. Известны в печати еще два его перевода, сделанные им за границей: сочинения Иоанна Арндта — "Об истинном христианстве" и "Наставления к истинному познанию и душеспасительному употреблению страдания и смерти Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа".
Строев, "Списки архиереев российской иерархии". — "Исторический Вестник", 1883 г., июль. — "Псковские Епархиальные Ведомости".
Здр.
{Половцов}
Симон Тодорский
(† в 1754 г.) — духовный писатель-проповедник. По окончании курса в киевской духовной академии десять лет слушал лекции в заграничных университетах; в 1743 г. назначен членом Св. Синода; был епископом костромским и архиепископом псковским. Был законоучителем и духовником вел. кн. Петра Федоровича и его невесты. В Имп. публичной библиотеке в СПб. хранятся бумаги С. касательно духовных школ в России в 1746—1752 г. Большая часть его проповедей находится в ркп.; напечатаны его слова: "На 10 февраля" (М., 1743), "В день венчания вел. князя Петра Федоровича с Екатериною" (М., 1745), "В день рождения имп. Елизаветы" (М., 1746) и "В день ее восшествия на престол" (М., 1747). Сочинения его о восточных языках хранятся в Академии наук в СПб. В библиотеке Черниговской семинарии имеется его сочинение "Rudimenta linguae graecae, auctore hieromonacho Sim. Todorsky". Перевод сочинения Арнда "Об истинном христианстве", сделанный С., по одним сведениям — по указанию имп. Анны, по другим — по распоряжению Феофана Прокоповича, не был дозволен к печати имп. Елизаветой.
{Брокгауз}
Симон Тодорский
— архиепископ Псковский, Изборский и Нарвский.
Родился 1 сентября 1700 года близ Киева.
Окончил Киевскую духовную академию, уехал за границу в 1727 году и в течение десяти лет слушал лекции в заграничных университетах, в частности в университете в Галле (Германия).
После возвращения в Россию был определен наставником и преподавателем греческого и древнееврейского языков в Киевскую духовную академию.
В 1740 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
В 1742 году избран законоучителем для великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III) и его невесты Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II).
12 сентября 1743 года возведен в сан архимандрита Костромского Ипатьевского монастыря. При нем монастырь был обращен в архиерейский дом.
С 1745 года — член Святейшего Синода.
31 марта 1745 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского.
18 августа 1745 года переведен на Псковскую кафедру.
В 1746 году епископ Симон организовал богословский класс в Псковской духовной семинарии.
15 марта 1748 года возведен в сан архиепископа.
Скончался 22 февраля 1754 года во Пскове.
Погребен во Пскове, в нижнем этаже Троицкого собора, в восточном отделении усыпальницы.
Архиепископ Симон — духовный писатель-проповедник.
Знал в совершенстве языки: еврейский, сирский, халдейский, арабский, греческий, латинский и немецкий, был филологом-ориенталистом.
Принимал участие в исправлении текста Библии.
Архиепископ Симон был известен в Европе.
Архиепископ Симон приобрел себе особенное уважение в народе как толкователь так называемых "больших инструкций" при Киевской духовной академии (по праздникам).
Благочестивой жизнью оставил о себе светлую память. У гроба его неоднократно совершались знамения и чудеса.
Труды:
Поучение на 10 февраля. — М., 1743. — на брак великого князя Петра Федоровича с Екатериною. — М., 1745. — на день рождения императрицы Елизаветы. — М., 1746.
В день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. — М., 1747. Библиографическая заметка о похвальном слове Петру III // Записки императорской Академии наук. — СПб., 1862—1895. — Т. 3, кн. 2, с. 258—264.
Переводы сочинений Иоганна Арндта: 1) Об истинном христианстве.
2) Наставление к истинному познанию и душеспасительному употреблению страдания и смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Иеромонах Симон Тодорский († архиепископ Псковский и Нарвский) и его четыре неизданных слова // Христианское чтение. — СПб., 1909, август-сентябрь, с. 1215—1235; ноябрь, с. 1507—1520; декабрь, с. 1616—1631.
Литература:
Щукин В. В., священник. Симон (Тодорский), архиепископ Псковский и Нарвский. — Псков, 1899.
Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. — М., 1861, с. 43, 44 и прим. с. 16. Барсуков Н. Странствование В. г. Барского по святым местам Востока с 1723—1747 гг. — СПб., 1885. — Ч. 1.
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб., 1905. — Ч. 2, с. 170—180.
Погожев Е. Н. (Поселянин Е.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1—3; 5—8). — СПб., 1917.
Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. — СПб., 1916, с. 471.
Погожев Е. Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. — СПб., 1913, с. 202. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Кн. 5, с. 683.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 341.
Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 233.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 381, 849, 854.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 74. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403, 1410.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 51, 64.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 74. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 714—715.
Русский провинциальный некрополь // [Шереметевский В. В.]. — М., 1914. — Т. 1, с. 393—394.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 325.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912. — Т. 2, с. 287—288 и доп. т. 2, с. 106.
Исторический вестник. — СПб., 1883, июль. — 1906, январь, с. 50, 52, 53; февраль, с. 412, 413.
Русская старина. — СПб., 1879, май, с. 11. Известия по Казанской епархии. — 1869, № 20 — с. 605.
Душеполезное чтение. — М., 1904, январь, с. 184—186; август, с. 653. Душеполезный собеседник. — М., 1903, с. 94. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1899, № 27, с. 1069—1070. Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 1, с. 44—45.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1936, 2062. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 29 (кн. 58), с. 938.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 18, с. 498. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 8, ч. 1, с. 190, 410, 416, 530; т. 8, ч. 2, с. 28, 71, 355, 486.
Симон Тодорский
— Архиепископ Псковский и Нарвский, родился близ Киева в Малороссии 1 Сентября 1700 года; сперва обучался он в доме родительском, а с 1717 года в Киевской Академии, где окончив круг своих наук, для большего усовершенствования в оных с 25 Февраля 1727 года отправился в заграничные училища, и в разных проведши 3 года, вступил потом в Галльский университет, где и продолжал обучаться до 1738 года на содержании Преосвященного Рафаила, Митрополита Киевского. Там сверх других наук, особенно занимался он под руководством профессоров изучением догматики, екзегетики, физики и других наук, также языков греческого, еврейского и прочих восточных, в коих и успел превосходно; а притом совершенно научился немецкому языку. Между тем с сего последнего языка перевел он на русский книгу Иоанна Арнда О Истинном христианстве, напечатанную славенскими буквами в Гале в 1735 г., на издание коей Императрица Анна Иоанновна прислала ему 600 рублей. Но книга сия в Царствование Императрицы Елизаветы Петровны была запрещена в России по определению Св. Синода. Там же еще напечатал он и другой свой русский перевод книжки Анастасия Проповедника Наставление к истинному познанию и душеспасительному употреблению страдания и смерти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа; обе в 8 долю листа. В 1737 году, возвращаясь в Россию, он в Белграде упрошен был греческими купцами преподавать им там Закон Божий, а в следующем 1738 году И Июля возвратился он в Киев и определен в тамошней Академии первым учителем еврейского, греческого-филологического и немецкого классов. При сих должностях 17 мая 1740 года пострижен он в монашество и того же года 6 Июля посвящен в Иеродиакона, а 10 числа в Иеромонахи. Сверх того по воскресным дням толковал всенародно пространный Катехизис, или, по Киевскому названию, Большую Инструкцию, коею и приобрел отличное уважение от народа. Когда в 1742 году призван из Голштинии в Россию Великий Князь Петр III Феодорович для наследства Всероссийскому Престолу, то Симон избран ему в учителя Православного Закона и Имянным Указом от 31 Мая того же года вызван из Киева к находившемуся тогда в Москве двору, куда и прибыл он 15 Июля. В следующем 1743 году, 12 Сентября пожалован он в Члены Св. Синода, а 15 того же месяца посвящен в Архимандриты Костромского Ипатского Монастыря. В 1745 году, когда учреждена Костромская и Галицкая Епархия, то по Имянному Указу хиротонисан он 13 Марта первым Епископом сей Епархии, но оставлен в С.-Петербурге для присутствия в Св. Синоде. В том же году, когда прибыла в Россию избранная Великому Князю невеста, Ангальт-Цербская принцесса Екатерина Алексеевна, то Преосвящ. Симон преподавал и ей наставление в Законе Божьем. 18 Августа того же года переведен Епископом же на Псковскую Епархию, а 20 Марта 1748 года пожалован Архиепископом, оставаясь по-прежнему в С.-Петербурге. Но в 1753 году по болезням своим был уволен в Епархию и скончался в Пскове с 21 на 22 Февраля 1754 года, на 54 году от рождения; погребен под кафедральным Псковским Троицким Собором Преосвященным Сильвестром Архиепископом Санкт-Петербургским.
Из сочинений его напечатаны только: 1) Историческое слово, говоренное 21 Августа 1745 г. на день бракосочетания Великого Князя Петра Феодоровича с Великою Княжною Екатериной Алексеевной, изданное тогда же славенскими и гражданскими буквами в 4 долю листа. В сем Слове, после догматического изъяснения, изобразил он поколение Российских Государей от Царя Михаила Феодоровича и особенное Божие в них смотрение; 2) Слово, говоренное 25 Ноября 1747 г. на день восшествия на престол Императрицы Елизаветы Петровны; 3) В библиотеке Академии Наук есть еще письменное его Слово, говоренное в Санкт-Петербургской Придворной Церкви 10 Февраля 1743 г. Прочие гомилетические и филологические, особливо до восточных языков касающиеся сочинения, по смерти его, взяты были в Императорскую библиотеку. А собранную им для себя многочисленную библиотеку печатных книг сам он завещал отдать Псковскому Архиерейскому дому, из коего в 1817 г. передана вся она в Псковскую Семинарию. Драгоценнейшая часть оной состоит из редких еврейских, халдейских, сирийских и арабских книг. Многие из них собственноручно надписаны ему в подарок от Михаелиса и других галльских его сотрудников и учителей.
{Болховитинов}
Симон Тодорский
архиеписк. псковский и нарвский 1745 г.; † 1754 г. 22 февраля.
{Половцов}