Симонид Кеосский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Симонид Кеосский
греческий историк конца V – начала IV вв., внук одноименного лирического поэта, автор несохранившихся до нашего времени сочинений по генеалогии древних эллинских родов. От трудов Симонида уцелели только незначительные фрагменты.
 

Источник: Словарь античных историков. 2011

Симонид Кеосский
ок. 556 – ок. 468 гг. до н. э., греческий лирический поэт. Родился в Иулии на острове Кеос у побережья Аттики. Творил в различных жанрах хоровой лирики, а также писал элегии и эпиграммы. Согласно традиции, был первым поэтом, который писал песни на заказ и брал за это плату. Большую часть жизни провел при дворах владык и тиранов, где пользовался большим уважением. Жил в Афинах при дворе сыновей тирана Писистрата, Гиппия и Гиппарха. После падения Писистратидов уехал в Фессалию, где его принимали Алеады и Скопады. По легенде, один из Скопадов отметил, что в песне, прославляющей его победу в кулачном бою, поэт уделил слишком много места восхвалению Диоскуров и приказал ему обратиться за платой к ним. Но именно поэтому Диоскуры чудесным образом спасли С., вызвав его из пиршественной залы, потолок которой мгновением позже обрушился на пирующих Скопадов. Эта катастрофа произошла в действительности, и С. воспел ее в одном из своих тренов. Во время персидских войн С. вернулся в Афины. Он писал песни и эпиграммы в честь героев, павших за отчизну, среди прочих песни, посвященные битвам под Артемизом и Саламином. В это время он был дружен с Фемистоклом. В 476 г. до н. э. уехал на Сицилию ко двору тиранов Гиерона и Ферона, где и провел остаток жизни. По преданию, ему удалось примирить враждующих тиранов и остановить грозящую войну. С пребыванием С. на Сицилии связаны многочисленные анекдоты, самый известный о двух ларцах: одном для денег, а другом для благодарности. Ларец, в котором С. хранил деньги, всегда был полон, а тот, где хранились благодарности - вечно пуст, и поэтому С. предпочитал лучше хлопотать о деньгах, чем об изъявлениях признательности. — С. работал в традиционных жанрах хоровой лирики, писал гимны к богам и дифирамбы, от которых сохранились только фрагменты, хотя — как хвалится в эпиграмме сам поэт — его дифирамбы 56 раз получили награду. Но славу С. принесли хоровые песни, прославлявшие людей, как энкомии (хвалебные песни), эпиникии (песни в честь победы), трены. Они известны нам только в отрывках. С. слыл создателем этих жанров, но, возможно, более обоснован взгляд, что он поднял на новый поэтических уровень ранее существовавшие, но мало разработанные жанры. В любом случае, он является первым поэтом, о котором мы читаем, что он прославлял в хоровых песнях победы, одержанные на играх. Сохранившиеся фрагменты эпиникиев позволяют предположить, что победные песни С. не имели строго официального характера, и в них поэт позволял себе даже шутки в адрес победителей. В тренах С. размышлял над бренностью жизни человека, даже обладающего великой властью и богатством, и его беззащитностью перед богами и судьбой. Он мастерски умел взволновать слушателей, как об этом свидетельствует прекраснейший фрагмент его стихотворения, вероятно, одного из тренов, названный позднее Жалобой Данаи. В нем С. представил героиню, брошенную вместе с маленьким сыном в море и носимую бурей. Он показал контраст между разбушевавшейся стихией и матерью, склонившейся в сундуке над ребенком и поющей ему колыбельную. Достойным внимания способом С. объединил трен с энкомием: в прекрасной эпитафии в честь павших под Фермопилами жалоба постепенно переходит в хвалебную песнь. Часто сидевший за столами сильных мира сего, С. писал также сколии. К ним принадлежит сохранившийся практически полностью Сколион к Скопасу. Исходным пунктом рассуждения является известное утверждение Питтака, одного из семи мудрецов, что трудно быть подлинно совершенным человеком. С. опровергает традиционный взгляд, что совершенство человека определяется суммой таких достоинств, как власть, богатство, красота, физическое и интеллектуальное совершенство, поскольку все это можно легко утратить, и, более того, никому еще не удалось обладать всеми этими достоинствами одновременно. Он выдвигает другую концепцию хорошего человека. Такого названия заслуживает тот, кто сознательно старается не делать зла, хотя бы его старания и не увенчались успехом. Создавая эпиграммы в честь павших на войне, С. воздал и новый литературный жанр надписей чисто информативного характера. Среди эпиграмм, сохранившихся под его именем, много не аутентичных, к ним, вероятно, принадлежит и са знаменитая, прославляющая героев Фермопил, начинавшаяся словами: «Прохожий, поведай Спарте...». С. как новатор, творец новых жанров лирической поэзии, разорвавший связь поэзии с культом, чтобы отдать ее людям, первый профессиональный поэт, смело отбросивший старые представления и проводивший в жизнь новые, певец борьбы за независимость, был признан предтечей афинского просвещения. Великая слава и уважение, какими он пользовался при жизни, просуществовали еще долго. В V в. до н. э. стали собирать анекдоты о нем, а его песни пели как сколии на пирах. Собирали и цитировали высказывания С., например, «поэзия — это живопись в слове, а живопись — не поэзия». Ксенофонт вывел С. в своем диалоге Гиерон, посвященном заботам, сопровождающим жизнь тирана. Ему подражали Феокрит и другие эллинистические поэты. Хотя песни С. быстро исчезли почти без остатка, его высказывания и анекдоты о нем цитировались на протяжении веков.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999