Симонов, Константин (Кирилл) Михайлович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Симонов, Константин (Кирилл) Михайлович

Род. 1915, ум. 1979. Писатель, публицист, общественный деятель. Произведения: "Парень из нашего города" (пьеса, 1941), "С тобой и без тебя" (сборник стихов, 1942), "Дни и ночи" (повесть, 1943—44), "Друзья и враги" (сборник стихов, 1948), "Четвертый" (пьеса, 1961), "Из записок Лопатина" (1957—78), "Живые и мертвые" (роман-трилогия, 1959—71), "Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине" (опубл. 1988) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950) и Ленинской премии (1974). Герой Социалистического Труда (1974). Был главным редактором журнала "Новый мир" (1946—50, 1954—58), "Литературной газеты" (1938, 1950—54).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович
(1915-1979) В ходе войны 1941-45 военный корр. газ. "Красная звезда". Гл. ред. жур. "Новый мир»(1946-50, 1954-58), "Литературной газеты" (1938, 1950-53). Писатель, Герой Соц. Труда (1974). Член ВКП(б) с 1942. Окончил Лит. ин-т им.Горького (1938). Жил и работал в Москве. Пользовался поддержкой Сталина. Зам. ген. секр. (1946-54) и секр. (1954-59 и с 1967) правления СП СССР. Несмотря на занимаемое положение, не стал "лит. палачом", по мере сил защищал гонимых. Лирические и гражд. стихи, пьесы и прозаические произв. о войне - сб-ки стихов «Настоящие люди» (1938), «С тобой и без тебя» (1942), "Война" (1944), "Друзья и враги" (1948), пьесы «История одной любви» (1940), «Парень из нашего города» (1941), "Русские люди" (1942), «Русский вопрос» (1946), «Четвертый» (1961), повести «Дни и ночи» (1943), «Дым отечества» (1947), «Из записок Лопатина» (1965), «Двадцать дней без войны» (1972), романы «Товарищи по оружию»(1952-1971), «Живые и мертвые»(1954-59), «Солдатами не рождаются»(1963-64), «Последнее лето»(1970-71) и др. произв. Лауреат Ст. (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950) и Лен. (1974) пр. Жены – литератор Е.С.Ласкина (1-ый брак), актриса В.В.Серова (2-ой брак), вдова поэта С.П.Гудзенко, дочь генерала А.С.Жадова - Л.А.Жадова (3-ий брак).
 

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович
(1915–1979), писатель, драматург и общественный деятель Всю войну в действующей армии (интендант 2‑го ранга, ст. батальонный комиссар, подполковник) С июля 1941 до кон. войны спецвоенкор газ. «Красная Звезда» Участвовал в боевых действиях на Зап. Фр., на Черномор, и Сев. флотах, в Сталинграде, на Курской дуге, в Югославии (у партизан), присутствовал при подписании капитуляции фаш. армии. Очерки, репортажи, статьи, стихи, пьесы С. пользовались большой популярностью.
Стихи «Жди меня, и я вернусь» (1941), «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (1941), «Открытое письмо» (1943) и др., пьесы «Парень из нашего города» (1941), «Русские люди» (1942), «Так и будет» (1944), повесть «Дни и ночи» (1943‑44), сборники очерков и рассказов «От Черного до Баренцева моря» (кн. 1–4, 1942‑45), «Письма из Чехословакии», «Югославская тетрадь» (оба – 1945), «Рассказы» (1946) и др. Осн. направление творчества – показ будней войны во всей их суровой правде.
Главное послевоенное произведение С. – трилогия «Живые и мертвые» (романы «Живые и мертвые», 1959, «Солдатами не рождаются», 1963‑64, «Последнее лето», 1970‑71), к ней примыкает цикл повестей под общим назв. «Так называемая личная жизнь» (1978), фронтовой дневник «Разные дни войны» (1975); «Глазами человека моего поколения. размышления о И.В. Сталине» (опубл. 1988); ряд публицист, книг; телесценарий «Солдатские мемуары», киносценарий «Если дорог тебе твой дом» (1967; в соавторстве с В.Ф. Ордынским и Е.З. Воробьевым) и др.

Высадка советского десанта, Сейсин, 13 августа 1945 г.

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович
(1915–1979), русский советский писатель, драматург и общественный деятель.
Лауреат Сталинской премии: 1942 – за пьесу «Парень из нашего города» (1941), 1943 – за пьесу «Русские люди» (1942). 1946– за повесть «Дни и ночи» (1943–1944). 1947– за пьесу «Русский вопрос» (1946), 1949 – за стихотворение «Друзья и враги» (1948), 1950 – за пьесу «Чужая тень» (1949).
В произведениях Симонова показана героика Отечественной войны и ее будни во всей их суровой правде. Писал он и о Сталине. Так, в повести «Дни и ночи» член Военного совета армии Матвеев спрашивает у генерала Проценко, как он представляет себе слова Сталина о том, что будет и на нашей улице праздник? Тот ответил: сказал товарищ Сталин их седьмого ноября. Такие слова на войне раньше времени не говорятся.
Вспоминая одну из встреч со Сталиным, Симонов писал, что длилась она так недолго, что ему вдруг стало страшно жаль: вот сейчас все это оборвется, кончится, да, собственно говоря, уже и кончилось.
«– Если у вас все, тогда у меня есть к вам вопрос. Какие темы сейчас разрабатывают писатели?
Присутствующий Фадеев ответил, что для писателей по‑прежнему центральной темой остается война, а современная жизнь, в том числе производство, промышленность, пока находит еще куда меньше отражения в литературе, причем, когда находит, то чаще всего у писателей‑середняков.
– …А вот есть такая тема, которая очень важна, – сказал Сталин, – которой нужно, чтобы заинтересовались писатели. Эта тема нашего советского патриотизма. Если взять нашу среднюю интеллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров, врачей, – сказал Сталин, строя фразы с той особенной, присущей ему интонацией, которую я так отчетливо запомнил, что, по‑моему, мог бы буквально ее воспроизвести, – у них недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников. Это традиция отсталая, она идет от Петра. У Петра были хорошие мысли, но вскоре налезло слишком много немцев, это был период преклонения перед немцами. Посмотрите, как было трудно дышать, как было трудно работать Ломоносову, например. Сначала немцы, потом французы, было преклонение перед иностранцами.
Простой крестьянин не пойдет из‑за пустяков кланяться, не станет ломать шапку, а вот у таких людей не хватает достоинства, патриотизма, понимания той роли, которую играет Россия. У военных тоже было такое преклонение. Сейчас стало меньше. Теперь нет, теперь они и хвосты задрали.
Сталин остановился, усмехнулся и каким‑то неуловимым жестом показал, как задрали хвосты военные. Потом спросил:
– Почему мы хуже? в чем дело? в эту точку надо долбить много лет, лет десять эту тему надо вдалбливать. Бывает так: человек делает великое дело и сам этого не понимает, – и он снова заговорил о профессоре, о котором уже упоминал. – Вот взять такого человека, не последний человек, – еще раз подчеркнуто повторил Сталин, – а перед каким‑то подлецом‑иностранцем, перед ученым, который на три головы ниже его, преклоняется, теряет свое достоинство. Так мне кажется. Надо бороться с духом самоуничижения у многих наших интеллигентов.
Глубокой по содержанию является книга К.М. Симонова «Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине». Он писал: «…Сталин – личность такого масштаба, от которой просто‑напросто невозможно избавиться никакими фигурами умолчания ни в истории нашего общества, ни в воспоминаниях о собственной своей жизни, которая пусть бесконечно малая, но все‑таки частица жизни этого общества».
И далее: «В своих выступлениях Сталин был безапелляционен, но прост. С людьми – это мы иногда видели в кинохронике – держался просто. Одевался просто, одинаково. В нем не чувствовалось ничего показного, никаких внешних претензий на величие или избранность. И это соответствовало нашим представлениям о том, каким должен быть человек, стоящий во главе партии.
В итоге Сталин был все это вкупе: все эти ощущения, все эти реальные и дорисованные нами положительные черты руководителя партии и государства».
И еще: «Размышляя над отношением Сталина к командующим фронтами и другими лицами высшего военного командования, следует напомнить одно немаловажное обстоятельство.
Притом, что Сталин соединял в одних руках и власть председателя Совнаркома, потом Совета Министров, и власть руководителя партии и ее генерального секретаря, среди всех его должностей, которые соединялись все вместе в эту власть, единую власть, – была одна временная, особая, определявшая собой и его временное особое отношение к определенной категории людей. Это должность Верховного Главнокомандующего.
По отношению к командующим фронтами Сталин был не только руководитель государства, партии, то есть человек, в этой ипостаси своей находившийся на много ступеней от них, отделенный от них целой иерархией – партийной, государственной. В должности Главнокомандующего Сталин был их непосредственным начальником. Это были его прямые подчиненные. И это отражалось на его отношении к ним. Это было временно, на время войны, его собственное ведомство. Его люди, его подчиненные, его самые близкие, непосредственные подчиненные».
Симонов писал, что споры о личности Сталина и о его роли в истории нашего общества – споры закономерные. Они будут еще происходить и в будущем. Во всяком случае, до тех пор, пока не будет сказана, а до этого изучена вся правда, полная правда о всех сторонах деятельности Сталина во все периоды его жизни.
Книга Симонова «Глазами человека моего поколения» – изумительный документ вдумчивого писателя‑патриота, фронтовика и советского общественного деятеля. К тому же он обстоятельно, правдиво передал размышления о Сталине и его эпохе – эпохе прославленных военачальников, крупных советских писателей и партийных деятелей. При известной субъективности материалы книги дают возможность заново пережить годы Великой Отечественной войны, прочувствовать богатство и особый колорит советской духовной жизни, неповторимый пафос того времени.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.